«Французский вестник»: как Уэс Андерсон воплотил три своих мечты в новом фильме и снял сказку-пародию

Согласно теории авторского кино, возникшей в 1950-х годах во Франции, режиссер фильма — это ключевая фигура, и его замыслу подчиняется все в ленте.
Уэс Андерсон — именно такой автор. У его фильмов, как и у фильмов Квентина Тарантино, такой яркий и узнаваемый стиль, что об именах создателей догадываешься уже с первых кадров. Новый фильм Андерсона
«Французский вестник. Приложение к газете “Либерти, Канзас Ивнинг Сан”» даже выводит этот стиль на новый уровень. Как это удалось режиссеру?
В интервью британскому изданию Sight and Sound Андерсон рассказал, что хотел создать фильм-антологию, то есть представляющий собой сборник короткометражных фильмов. А еще снять кино о газете, и еще одно, которое пародировало бы французские ленты, и третье, с местом действия во Франции. А потом решил: почему бы не объединить этот замысел в один фильм? Так и возник «Французский вестник», который, пожалуй, стал первой попыткой использования вымышленного газетного текста как первоисточника для ленты — об этом свидетельствует визуальный язык истории. А почему бы и нет? Ведь книги постоянно экранизируют.
Этот выпуск газеты, точнее фильм, состоит из некролога, тревел-гида и трех коротких историй, объединенных группой рассказывающих их эксцентричных журналистов. Раньше режиссер структурировал свои фильмы на разделы, здесь он шагнул вперед и визуализировал один из выпусков газеты «Французский вестник. Приложение к газете “Либерти, Канзас Ивнинг Сан”». Каждый раздел — это короткометражный фильм, в котором раскрывается сама история. Ее сопровождает закадровый голос писавшего ее журналиста. Разделы сопровождаются короткими интермедиями, благодаря которым мы оказываемся в редакции газеты, чтобы услышать отклик редактора на только что прочитанную или просмотренную историю.
Во многих фильмах Андерсон раскрывает значение семьи и неидеальности самых близких людей, которые учатся принимать друг друга и становиться лучше. Во «Французском вестнике» этот мотив хоть и на втором плане, но все равно именно он проходит красной нитью через весь фильм. В частности, это проявляется во взаимодействии журналистов и их главного редактора, который для них всех — как отец. Он готов поддерживать любые авантюры журналистов, если только они будут придерживаться одного правила «Не ныть!»
События происходят в вымышленном городке Энну-сюр-Блазе. По лучшим традициям Уэса Андерсона возникает ощущение искусственности, словно наблюдаешь за спектаклем, происходящим в ярком кукольном домике. Все украшения продуманы до деталей. И, как всегда, присутствует фанатичная симметрия кадра, которая уже стала одной из визитных карточек режиссера.
Как и в его предыдущем фильме «Отель Гранд-Будапешт», режиссер играет с соотношением сторон кадров. Обычно авторы останавливаются на одном формате, например 16:9, и тогда зритель видит изображение в рамках прямоугольника. Но Андерсон меняет форму кадра, чтобы она помогала ему рассказывать историю. Например, в «Отеле Гранд-Будапешт» смена формата сигнализировала о разных временных рамках. Если квадрат, то это прошлое, а если прямоугольник — настоящее.
«Французский вестник» снят в соотношении сторон 1,37:1 (почти квадратном), поскольку именно так выглядело большинство вдохновлявших режиссера французских фильмов. Но как только события становятся более динамичными, с погонями и революциями, экран расширяется, позволяя зрителю еще больше погрузиться в историю.
Еще один необычный элемент нарратива — цвет. В этом фильме черно-белая палитра символизирует события прошлого, а цвет — современность. Но не все так просто. Андерсон устанавливает свои правила игры, лишь затем, чтобы потом их нарушить. Когда только для событий в прошлом становится важным цвет, он сразу появляется на несколько секунд, как вспышка, чтобы потом снова стать черно-белым.
За виртуозной формой фильма и визуальным наслаждением от него содержание довольно часто отходит на второй план. Но это не значит, что оно неважно. Ведь здесь есть и уже упомянутые журналисты, горящие своей работой, и история о современном искусстве и его роли для общества, и то, как оно творится и становится известным на весь мир. Есть подростки, которые играют во взрослых и устраивают революции, но самой жизни еще не знают. А еще — сногсшибательная история похищения и погони, за которой кроется попытка человека найти свое место в мире. И когда пройдет первое впечатление от яркой обертки, сами истории еще надолго останутся в ваших мыслях.
«Французский вестник» — та работа, где Уэс Андерсон дал себе волю воплотить свои мечты и создать что-то новое и необычное. Как говорит редактор одному из журналистов в фильме: «Просто напиши так, чтобы выглядело, будто ты сделал это умышленно». Именно так и сделал режиссер. И у него получилось.
- Поделиться: