Философ Михаил Рыклин: Октябрьская революция – ключевое событие для всего XX века
Как повлияло наследие революции на историю и современную культуру, существует ли сегодня запрос на утопию и почему на родине революции, в России, сегодня побаиваются этого события, — об этом Громадское поговорило с гостем Киевской биеннале, русским философом и культурологом Михаилом Рыклиным.
Аксинья Курина
7 ноября – юбилей Октябрьской революции 1917 года, о котором в Украине предпочитают не вспоминать. Исключение – Киевская биеннале современного искусства – Киевский Интернационал.
Как повлияло наследие революции на историю и современную культуру, существует ли сегодня запрос на утопию и почему на родине революции, в России, сегодня побаиваются этого события, — об этом Громадское поговорило с гостем
Киевской биеннале, русским философом и культурологом Михаилом Рыклиным.
В официальной украинской историографии для описания событий в Украине используется определение «Украинская революция 1917-21 гг.», целью которой было создание независимого государства Украина. События, произошедшие в Петрограде 7 ноября 1917 года (25 октября по старому стилю), именуются «Октябрьским переворотом».
В интервью использовано определение «Октябрьская революция 1917 г.» в значении явления, то есть процесса смены социальных отношений происходивший в течение 1917-30 гг. территории Российской империи и позже СССР.
Осовременном восприятии Октябрьской революции
Воспоминания обОктябрьской революции 1917 года впостсоветских странах вытесняются. Такое ощущение, что эта тема вызывает неловкость. Счем, наваш взгляд, это связано?
Октябрьская революция— событие, которое является ключевым для всего XXвека, она оставила большой след вистории европейских стран.
Две недели назад явыступал вБерлине, вИсторическом музее, наоткрытии выставки посвященной столетию Октябрьской революции. Сомневаюсь, что выставка такого масштаба возможна вМоскве или вСанкт-Петербурге— народине революции.
ВРоссии явно опасаются этого события, оно привело ккрушению империи исейчас впечатление, что дуют нахолодную воду, хотя события неповторяются, они уникальны.
Ненужно забывать, что Октябрьская революция— часть событий Первой мировой войны, сейчас ничего подобного непроисходит.
НаЗападе выходят книги натему столетия Октябрьской революции, снимают фильмы. Эта дата отмечается как значимая. ВРоссии ееспускают натормозах, мне кажется согромным облегчением вздохнут, когда пройдет 7ноября 2017года.
Офиаско мировой революции иреформе капитализма
Каково ваше отношение креволюции исоветскому проекту?
Ленин иТроцкий считали, что Октябрьская революция— это первый этап мировой революции. Особенно они рассчитывали наГерманию. Действительно там попытки революции были, как ивАвстрии, ноони были кратковременны. Ябы сказал так, что Октябрьская революция вкаком-то смысле состоялась как мировая революция. Она прежде всего способствовала тому, что капитализм начал реформироваться, чтобы недопустить революций вдругих странах. Здесь существует мнение, что мыскорее пострадали отреволюции, аЗапад выиграл.
Ваша лекция наКиевской биеннале называется «Фиаско мировой революции», почему?
Мировая революция, как еезадумывали Ленин иТроцкий, несостоялась. Это была ихтрагедия. Они надеялись, прямо говорили, что через полгода Германия будет коммунистической.
Ленин значительную часть конфискованных ценностей бросал намировую революцию. Сейчас есть исследования наэту тему. Пытались разжечь этот пожар при помощи золота, денег, драгоценностей. Неполучилось.
Считаю, что революция— это кратковременный период с1917 по1930годы. Ограничиваю этим периодом, потому что в1930 году началась коллективизация— это другой процесс, другая культура. Действительно, Россия была крестьянской страной, коллективизация затронула основную часть населения иэто революционная культура утонула как «Титаник» отстолкновения сайсбергом.
Неслучайно Сталин безжалостно уничтожил почти всех активных участников Октябрьской революции. Выжили единицы. После смерти Сталина какой-то синтез между сталинской иизначально революционной культурой был осуществлен. НаОктябрьскую революцию ссылались, жертв сталинизма в50-е годы многих оправдали ивключили впантеон.
Фото: Дмитрий Русанов
Былали альтернатива сталинизму? Скажем, еслибы Ленин прожил дольше... Или можно вспомнить Солженицына, который видел проблему втом, что небыло сопротивления вначале террора. Действительно, почему было небунта?
Вмарте 1921 года наX съезде партии, понастоянию Ленина были запрещены партийные фракции, это означало, что победитель получает все ипротив него нельзя выступать. Заэто легкомысленно проголосовали, ав1922 году генеральным секретарем партии стал Сталин. Все попытки сопротивления, ихпредпринимали Троцкий, Бухарин, Зиновьев, они разбивались обэто постановление.
Ктомуже Сталин натравливал одних надругих. Вначале Зиновьева иКаменева — наТроцкого. Затем онсБухариным начал интриговать против Каменева иЗиновьева. Вначале 30-х они поняли, что Сталин стал диктатором, нобыло уже поздно. В1932 году была предпринята попытка сместить Сталина, вэтом участвовали многие изленинских вождей, ноничего неполучилось.
Одостижениях революционной культуры
Как революция повлияла накультуру?
Появился интернационализм, освобождение женщин, признание прав меньшинств, уверенность втом, что будущее будет иметь международный характер, люди неразбегутся поотдельным квартирам иненачнут грызться друг сдругом. Вконечном счете, радикальная, практическая критика капитализма. Когда Советский Союз развалился, мызаметили, что капитализм стал более разнузданным. Для капитализма это был сигнал, что никакого противовеса нет иограничений несуществует.
Счем связан запрос назападе нарефлексии поповоду опыта Октябрьской революции? Такое впечатление, что интерес скаждым годом креволюционной культуре становится все больше.
Культура 20-х годов стала международной. Назову несколько имен: Малевич, Татлин, Лисицкий, Маяковский, Экстер, Степанова. Никогда небыло таких известных художников-женщин, автом время появилась целая плеяда, это тоже очем-то говорит. Этот период российской истории, 12лет является частью истории мировой. Для французов это продолжение Великой французской революции. Также считали большевики, Троцкий, Ленин.
Думаю, что такой конвертируемой культуры вРоссии нидо, нипосле небыло. Например, сталинский социалистический реализм совершенно неконвертируем. Было много выдающихся художников-соцреалистов, нонаЗападе они почти неизвестны.
Фото: Дмитрий Русанов
Почему выупотребляете слово «русский» вотношение революции ипредставителей авангарда?
Это была международная культура: там были ирусские, иукраинцы, иполяки, илатыши. СССР возник вконце 1922года, революция в1917-м. Доэтого была Российская империя, которая была переименована вСоветский Союз.
Новсеже, если говорить обискусствоведении, почему авангард называют «русским», ане«советским»?
Думаю, что есть исследователи, которые называют 20-е годы «советским авангардом».
Об интернационализме
Современный либерализм ассоциируется скосмополитизмом, глобализацией, которая стирает национальные различия. Вместе стем, мынаблюдаем подъем национализма вразных странах. Интернационализм— тема Киевской биеннале, перспективенли онкак сфилософской точки зрения, так исутилитарной?
Интернационализм востребован, оннужен. Происходит возрождение разных видов национализма, например вРоссии проповедуется имперская идея, аинтернациональная культура 20-х годов замалчивается. Она получила международное признание.Думаю, что это парадигма возвращения ктем достижениям, которые уэтой культуры были. Она имеет смысл хотябы потому что является критичной поотношению кмейнстриму, который сейчас очень примитивен.
Неужели мейнстрим еще существует? Еслида, токак выбы его охарактеризовали?
ВРоссии это циническое отношение ковсему.
Авглобальном мире?
Конечно, вразных местах происходят разные явления. Многих поражает, что Великобритания хочет отделиться, изгнать поляков, требовать разрешение напребывание. ВСША избрали очень странного президента. Яжил там вначале 90-х, втовремя когда (Билл) Клинтон пришел квласти, изтой перспективы невозможно представить такого президента как Трамп. Это все отдает подозрительной архаикой. Прежде демократии гордились тем, что такие вещи преодолели. Происходящее— траурный сигнал. Ито, что этому противостоит, заслуживает всяческого одобрения иподдержки.
О запросе наутопию иполитические взгляды
Недавно перечитывала работу Зигмунда Фрейда «Недовольство культурой», вкоторой онуказывает нанаивность марксистов вотношение человеческой природы. Однако сила желания невозможного, которая была убольшевиков, впечатляет.
Они парили над миром. Они были цельными личностями, которые жили идумали водном пакете, сейчас вРоссии представить таких людей невозможно.
Почему всовременном мире утрачен запрос наутопию? Такое впечатление, что усовременных людей купировали воображение.
Выможет помните памфлет Стефана Эсселя «Возмущайтесь!». Впрошлом участник Сопротивления, ониздал эту работу, когда ему было уже за90лет. Икнижка стала бестселлером вовсем мире. Запрос существует, ияуверен, что естьте, кто практикует утопические, альтернативные проекты.
Мне кажется, что практикуют критические высказывания, апоиск альтернативы должным образом неведется.
ВАнглии есть люди, которые живут без денег, питаются тем, что выращено своим трудом. Это тысячи людей, они невключатся впроцесс глобального капитализма. Есть движение слоуфуд. Это тоже утопический проект, они борются синдустрией фастфуда, икстати, многие растения, которые невыращивались, благодаря усилиям этих людей снова стали культивироваться. Нет таких глобальных утопий, как Октябрьская революция, которая хотела уничтожить капитализм, нолокальных проектов существует немало.
Фото: Дмитрий Русанов
Пыталась повашим публикациям определить ваши политические взгляды, нонесмогла. Где они находятся: слева или справа, сверху или внизу?
Они находятся невэтом спектре. Если говорить отом, что япрактикую, это ближе ктибетскому буддизму— дзогчен.
Как это влияет наприроду вашего мышления?
Больше отстраненности, наверное... Дело втом, что мои родственники прошли скорбный путь, они участвовали вОктябрьской революции будучи очень молодыми людьми 17-18лет, ав35лет все погибли. Этот урок передается как семейное предание. Считаю, что попытки радикально изменить все сущее обречены, откудабы они неисходили: справа, слева или изцентра.
Неявляюсь фанатическим сторонником никакой изэтих концепций, просто наблюдаю. Согласен стем, что сейчас востребована советская культура 20-х годов. Это вымерший вид, возможно, былобы неплохо еслибы ондал осебе знать, ноэто незначит, что ясторонник этой культуры как таковой, ичто яневижу ееизнанки, аона была в1917-20-х гг. Имею ввиду красный террор, который революционеры поддерживали, апотом сами стали жертвами.
- Поделиться: