Газовая катастрофа или водородный рай? Что потеряет и что получит Украина из-за запуска «Северного потока-2»

Россия все же смогла завершить строительство газопровода «Северный поток-2» — несмотря на яростное противодействие Украины. Это уже можно принять как факт — у Москвы теперь есть технические возможности, чтобы полностью отказаться от транзита через нашу страну.
Цена на газ в Европе тем временем достигла невиданных ранее значений. Но, несмотря на большой дефицит голубого топлива, «Газпром» отказывается использовать дополнительные мощности украинской газотранспортной системы. Фактически это шантаж Европы и Германии в частности, чтобы те скорее дали разрешение на запуск «Северного потока-2».
Какими потерями грозит нам запуск газопровода в обход Украины и что теперь делать с огромной и дорогой газовой «трубой», которая может оказаться ненужной — в материале hromadske.
Какими будут финансовые потери
Многие чиновники и эксперты считают, что после запуска «Северного потока-2» Кремль откажется от транзита газа через Украину.
Хотя Россия и обещает не прекращать использование украинской ГТС, ее последовательная политика «обхода» Украины свидетельствует о совершенно противоположном: уже работающий «Северный» и «Турецкий» потоки, а теперь «Северный поток-2» позволяют полностью отказаться от транзита через Украину.

За транспортировку своего газа российский «Газпром» платит Украине, а именно — компании Оператор газотранспортной системы (ОГТС). Ее руководитель Сергей Макогон – среди тех, кто на 100% уверен: если «Северный поток-2» заработает, нового контракта на транзит Украина не увидит.
Нынешний контракт действует до 2024 года, по нему ежегодно Россия должна прокачивать не менее 40 млрд кубометров газа. Если же показатель будет меньше — все равно должна заплатить за 40 млрд (принцип «качай или плати»).
Выручка от этого объема составляет примерно 1,3-1,5 миллиарда долларов. Если «Газпром» вдруг захочет качать больше, тариф будет расти.
Экс-министр энергетики Алексей Оржель, учитывая дополнительные объемы, оценивал общий доход в 3 млрд долларов. Однако Украине, похоже, нужно об этом забыть, ведь Москва категорически отказывается использовать сверхурочную мощность. Так что в графу прямых потерь после 2024 года нужно вписать 1,3-1,5 млрд долларов. Если учесть, что ВВП Украины ориентировочно составляет 150 млрд, то это 1% от ВВП.
Впрочем, это далеко не все потери.
«Если газ пойдет через “Северный поток-2”, у нас он автоматически подорожает, потому что стоимость транспортировки из Германии будет больше. Это еще примерно 2-3 млрд долларов потерь для экономики», — говорил Макогон.
Украина добывает ориентировочно 20 миллиардов кубометров, еще 10-12 — импортирует. Из-за прекращения транзита цена может вырасти как для населения, так и промышленности. И это повлечет за собой дополнительные потери, такие как увеличение субсидий от государства. Также, очевидно, промышленность будет закладывать это подорожание в стоимость своих товаров.
К тому же важно не забывать: обслуживание самой газотранспортной системы тоже стоит денег.
«Приблизительно 1 миллиард долларов уходит на эксплуатацию системы. Это зарплата 11 тысяч сотрудников, колоссальное количество ремонтов, капитальных инвестиций, технического обслуживания или диагностики», — рассказал Макогон.
Поэтому прямые и косвенные расходы гендиректор Оператора ГТС оценивает в 5-6 млрд долларов в год. Но и на этом все не заканчивается.

Безопасность и геополитика
Несмотря на большие финансовые потери, главное опасение относительно запуска «Северного потока-2» — то, что он развяжет руки Кремлю в военном контексте. Сейчас полномасштабная агрессия России означала бы прекращение транзита газа в Европу, а это как большие финансовые потери, так и дополнительный репутационный удар по РФ.
То есть, сотрудничество Украины с Россией по транзиту фактически уменьшает риск масштабной агрессии Москвы. Более того, это действует и в другом направлении — Европа также больше заинтересована в безопасности Украины.
«Европейцы понимают роль Украины как транзитного государства, и они отдают себе отчет, что даже тепло в их домах зависит от Украины. Это важный и психологический, и политический, и безопасностный аспект», — говорил глава «Нафтогаза» Юрий Витренко.
Президент Владимир Зеленский называл российский газопровод «козырной картой», которую Кремль может использовать в вопросе Донбасса.
«Чтобы торговаться по Донбассу, выбить для сепаратистов амнистию, оставить за Россией контроль за результатами местных выборов и т.п., надо поднимать ставки. “Северный поток-2” на сегодняшний день — это козырная карта», — подчеркивал глава государства, который, к слову, также не сомневается, что с запуском «Северного потока-2» РФ полностью откажется от украинского транзита.
Беспокойство усиливают и слова президента РФ Владимира Путина о том, что украинская труба «может лопнуть», потому что якобы не ремонтировалась.
«Мне очень тревожно слышать заявление президента РФ, что наша система может взорваться, особенно в текущей геополитической ситуации. Потому что уже были примеры непонятных взрывов на ГТС Туркменистана, Грузии... Но мы работаем с нашими компетентными органами, СБУ, Нацгвардией, полицией по минимизации рисков террористических атак», — заявил Сергей Макогон.

Газовый дефицит
Как мы уже говорили, если транзит пойдет по другим путям, газ для Украины станет значительно дороже. Однако это не самое плохое, ведь существует еще и угроза дефицита голубого топлива.
Большую часть импортного газа Украина получает благодаря так называемому виртуальному реверсу — с 2015 года мы не покупаем российский газ, но отбираем его в свои хранилища, формально покупая в Европе. То есть газ не перегоняют туда и обратно, а происходит взаимозачет газовых потоков. При прекращении транзита эта схема станет невозможной.
Первый шаг к этому Россия сделала 1 октября: по новому контракту теперь она поставляет газ в Венгрию не через Украину, а по «Турецкому потоку». А именно Венгрия и была главным направлением виртуального реверса для Украины.
«В 2020 году из Венгрии в Украину импортировали 4,2 млрд кубометров, примерно 40% от общего объема», — отмечали в пресс-службе Оператора ГТС.
Более того, за 2021 год Украина «виртуально» импортировала из Венгрии 2,1 млрд кубометров газа. В целом же наш импорт составил 2,3 млрд. Как отметил Юрий Витренко, это «яркая демонстрация» того, что будет с транзитом через Украину после запуска «Северного потока-2».
И это еще одно доказательство, что для России газ — политическое оружие. Москва все равно платит Украине за транзит, а поставки через «Турецкий поток» выходят дороже, чем отечественная ГТС, но, несмотря на это, РФ отказывается от транзита через Украину.
Конечно, Венгрия — не единственная страна, которая может поставлять газ в Украину, физически или виртуально. Есть еще, например, Словакия, Польша или Румыния.
«Мы работаем вместе со всеми международными партнерами, чтобы исключить любые риски для транспортной системы. Одним из обсуждаемых сейчас направлений является увеличение импорта из Словакии», — говорил министр энергетики Герман Галущенко.
Как уверяет премьер-министр Денис Шмыгаль, сейчас у Украины достаточно запасов газа, чтобы спокойно пройти отопительный сезон. Но сможет ли Украина в будущем полностью обеспечить себя газом из Европы в случае полной остановки транзита? Вопрос остается открытым.

Что делать с «трубой»?
Кроме уже указанных угроз в сфере финансов и безопасности, возникает вопрос: а что же делать с самой ГТС?
Общая мощность нашей «трубы» — 146 млрд кубометров в год. Сейчас РФ должна поставлять всего 40 млрд, а с 2025 может не быть и этого.
Оператор ГТС напоминает, что у Украины большой внутренний рынок — примерно 30 млрд кубометров, поэтому резать «трубу» на металлолом не надо. Тем не менее в такой мощной системе при отсутствии российского транзита мы нуждаться не будем, поэтому ее придется оптимизировать.
«Все трубы останутся, их нет смысла выкапывать. Но мы будем вынуждены оптимизировать 80% компрессорных станций, после чего не сможем прокачивать нынешние объемы газа. Мы снизим мощности до объема, необходимого непосредственно Украине», — пояснил гендиректор Оператора ГТС Сергей Макогон.
По его словам, если не оптимизировать систему, а оставить все как есть, тариф на доставку газа придется повысить в четыре раза. В то же время оптимизация инфраструктуры, очевидно, потребует и сокращения персонала, а на ГТС, как мы уже говорили, работают ориентировочно 11 тысяч человек.
Стоит отметить, что Германия и США заключили соглашение по «Северному потоку-2», после которого Вашингтон снял санкции с проекта. В то же время страны договорились «поощрять и поддерживать инвестиции» в Зеленый фонд Украины не менее чем на 1 млрд долларов. Берлин предоставит как минимум 175 млн в качестве гранта.
Впрочем, есть идея, как «трубу» перепрофилировать, и связана она с так называемым Зеленым переходом. Это постепенный отказ от ископаемых видов топлива, в частности, в той же Германии.

Водородный рай?
К 2050 году Европа в целом и Германия, в частности, планируют полностью отказаться от выбросов углерода, поэтому им нужно много «зеленой» энергии. Большую ставку они делают на «зеленый» водород — производимый с помощью возобновляемых источников энергии (солнце, ветер и т.п.).
Власти Германии планируют в ближайшие 10 лет потратить 9 млрд евро на развитие водородной энергетики, из которых 2 млрд — на развитие партнерских отношений с другими странами в этой области. В список партнеров предварительно попала и Украина.
Украина рассматривается как пилотный партнер в этой сфере. Потому что для “зеленого” производства водорода нужно очень много возможностей в “зеленой” энергетике, которые Украина теоретически имеет, — ветер и солнце», — говорила посол ФРГ Анка Фельдгузен.
То же во время визита немецкой делегации заявил и Андреас Файхт, госсекретарь Министерства экономики и энергетики ФРГ. Он, в частности, указывал, что у Украины есть «широкая трубопроводная сеть». Так что же, отечественная ГТС может получить второе дыхание?
Пока ответить на этот вопрос крайне сложно, ведь производство «зеленого» водорода находится на начальном уровне. По данным Международного энергетического агентства, более 70% водорода в мире – «серый» (производится из природного газа), а еще 23% – «коричневый» (из угля). «Зеленый» не составляет и процента – электролиз воды, благодаря которому его производят, очень дорог.
Но развитие возобновляемой энергетики научило нас, что технологии развиваются быстро, поэтому стоимость может существенно снизиться уже в ближайшем будущем.
Однако в случае Украины проблемным является еще и так называемый «зеленый тариф» — самый большой в Европе. То есть, если производить водород из дорогой «зеленой» электроэнергии, конечный продукт также получится крайне недешевым.
К тому же нужно определить, способна ли украинская ГТС транспортировать водород, ведь у него отличные от природного газа характеристики. Изучают этот вопрос и Оператор ГТС, и ученые, и частные компании.
По предварительным данным, наша «труба» способна транспортировать смесь водорода и метана, где доля водорода не должна превышать 20%. Увеличение этого процента опасно — резко возрастет количество утечек газа.
Поэтому нужно решить, есть ли возможность модернизировать наши трубы или нужно прокладывать новые. А если прокачивать смесь, то где-то нужно брать и метан.
Тем не менее идея использования водорода и превращения его в экспортный товар Украины звучит все чаще. В частности, «Нафтогаз» и немецкий газовый трейдер RWE Supply & Trading подписали меморандум о разработке совместных проектов по производству и транспортировке «зеленого» водорода.
А Оператор ГТС Украины присоединился к инициативе «Центрально-европейский водородный коридор», цель которой — создание водородной «магистрали», по которой это топливо транспортировалось бы из Украины в Европу. Среди подписантов — Словакия, Чехия и Германия.
Все это — пока лишь заявления о намерениях, и относительно водорода остается слишком много вопросов. Впрочем, эта отрасль не будет точно стоять на месте, ведь развитые страны настроены отказаться от ископаемого топлива до 2050 года. По прогнозу Bloomberg New Energy Finance, к 2050 году водород сможет обеспечить до 24% мировых потребностей в энергии.
- Поделиться: