Год открытий и белых пятен: чему школьникам удалось научиться на дистанционке

Уже второй год из-за пандемии школьники учатся дистанционно. За партой в школе удалось посидеть не всем — карантин, болезни учеников и учителей периодически возвращали их домой. И там каждого ждало свое: кого-то полноценные занятия в онлайне, а кого-то — задания в Viber или смс.
Проблемой школьного онлайн-образования остается неготовность самих учителей и детей приспосабливаться к новому формату. Неравен и доступ к образованию: многие банально страдали от того, что не имели гаджетов или доступа к интернету. В то же время там, где технологии внедряли еще до пандемии, обучение пошло быстрее.
Кому этот учебный год принес потери, а кому удалось пройти его с достижениями, читайте в материале hromadske.
Изучить потери
Село Головецко во Львовской области раскинулось в Карпатах. Туристы, которые сюда приезжают, помимо всех обычных преимуществ отдыха получают еще и цифровой детокс: в горной глуши плохой интернет. Но в прошлом году, с началом карантина, для местной школы это обернулось неспособностью организовать онлайн-уроки.
В Головецкой школе учатся около 200 учеников из десяти окрестных сел. Два первых месяца с начала пандемии у них не было уроков. Как рассказывает директор школы Иван Гайдук, учителя просто звонили ученикам и надиктовывали задачи.
Но даже это делали не все. Если у кого-то не тянула связь или кто-то не знал как, просили коллег, передавали задачи через учителей по другим предметам, а те — детям.
Директор тем временем думал, как наладить обучение дальше. Младшие учителя тренировали старших, как пользоваться Zoom. Кое-как пытались выходить на связь. Но видео постоянно зависало, невозможно было загрузить любую страницу. Так они почти и не поучились.
В июле в села провели оптоволоконный интернет со скоростью от 100 Мбит/с. Такая скорость позволяет проводить онлайн-занятия. В сентябре учителя прошли курс с дистанционного обучения. Но возникла еще одна проблема: далеко не у всех детей была нужная техника, чтобы учиться онлайн.
Поэтому в новом учебном году учителя уже опасались экспериментировать с онлайном. Пока могли, все ходили в школу. Как говорит директор, в школе не болели, он лично следил за соблюдением карантинного режима.

В онлайне за весь год проучились пять недель. Большинство учеников присоединялись к урокам, остальные получали задания по телефону. Гайдук утверждает, что короткие перерывы на дистанционное обучение не повлияли на успеваемость учеников. Но чтобы узнать точно, он ждет результатов и анализа итоговых контрольных работ.
Комплексных исследований, которые показали бы точную информацию о потерях в знаниях украинских школьников за год дистанционного обучения, пока нет.
Татьяна Вакуленко, заместитель директора Украинского центра оценивания качества образования, говорит, что самые большие потери в знаниях были у детей из малообеспеченных слоев населения, в семьях, где родители не имели высшего образования, и учеников начальной школы.
«Ученику начальной школы прежде всего необходимо получить умение учиться, а это очень сложно сделать дистанционно», — говорит она.
Надо учитывать и то, что далеко не везде у учеников и учителей есть интернет. По подсчетам Министерства цифровой информации, 2531 школа расположена в населенных пунктах без доступа к качественной сети (всего в Украине более 14 тысяч государственных школ).
Белые пятна
Две дочери Евгении Захарченко — третьеклассница Арина и девятиклассница Ксения — учатся в лицее №18 города Кропивницкий. В этом учебном году у девочек в течение двух месяцев были дистанционные уроки. Каждая из сестер училась по-разному.
В классе Арины 34 ученика. Учительница разделила их на две группы и для каждой отдельно проводила уроки в Zoom. Для тех, кто не мог присоединиться к онлайн-урокам из-за того, что в семье был только один гаджет на нескольких детей, учительница создавала презентации, видео, ссылки на платформе Google Classroom.
«Учительница выполняла тройную работу: преподавала в двух группах и составляла задания для тех, кто не мог участвовать в уроках. Хотя еще год назад она присылала нам презентации с аудиообъяснениями и боялась выходить в онлайн», — говорит мама.
За два месяца такого обучения, в мае прошлого года, Евгения все же убедила учительницу проводить уроки дистанционно, когда нужно было, помогала ей с освоением технической части, и смогла выдохнуть. Дочь Арина начала учиться фактически без ее помощи. Хотя еще в начале, когда уроков не было, они все делали вместе.
«Да, после того, как учительница начала вести уроки онлайн, процесс был налажен хорошо. Но моя дочь все равно говорит, что ей это не подходит. Нужна школьная доска, живое общение с учителем. Иногда Арина теряется, не все слышит, не все понимает».
Во время учебы дома и из-за того, что много материала нужно было обрабатывать самостоятельно, Арина плохо спала, плакала, когда что-то не понимала, постоянно раздражалась.

Старшая дочь Ксения уже с начала этого учебного года начала дополнительно заниматься с четырьмя репетиторами: по истории, математике, английскому и биологии. Она планирует поступать в другую школу, где нужно пройти конкурсный отбор. А в ее классе только треть учителей проводили уроки онлайн. Остальные присылали темы для самостоятельной работы на платформе Google Classroom. Оценивали же знания порой с помощью загруженных из интернета тестов.
Ксения относится к учебе добросовестно. Она отличница, участница и победительница олимпиад и конкурсов. Но в онлайне ей было учиться трудно, говорит Евгения.
«В тот месяц, когда была дистанционка, из-за того, что не все учителя преподавали уроки онлайн, она сидела за компьютером с 8 утра до 8 вечера. Постоянно что-то искала, читала, просматривала все те ссылки, что присылали учителя. Если бы не ее настойчивость, не материалы с разъяснениями тем, которые наконец-то появились в украинском ютубе и не репетиторы, у нее были бы огромные проблемы с успеваемостью».
Хотя дочери Евгении после окончания карантина ежедневно ходили в школу, пробелы в знаниях у них все же есть. Женщина считает, что тянутся они еще с прошлого года, когда началось дистанционное обучение. Учителя не привыкли преподавать онлайн, соответственно, детям труднее воспринимать информацию. Добавлялось и то, что на самостоятельную проработку у девочек уходило больше времени, уроки поглощали фактически весь день.
Такая ситуация с дистанционным обучением не только у дочерей Евгении. Она как соучредитель и юрист общественной организации «Родительский совет Кропивницкого» время от времени получает жалобы от родителей школьников. Жалуются в основном на то, что учителя присылают задания в Viber, а не преподают материал устно онлайн, не проверяют выполненные учениками работы.
Впрочем, при отсутствии единого стандарта внедрения дистанционного образования коммуникацию через Viber трудно назвать нарушением. Школы по закону наделены автономией и вправе организовать обучение на карантине по своему усмотрению. Они самостоятельно могут выбирать платформы, форматы (вебинары, консультации, онлайн-форумы). В зависимости от ситуации с коронавирусом, школы вправе выбирать дистанционный, очный или смешанный тип обучения.
Но по крайней мере 30% учебного времени в любом случае должны быть посвящены взаимодействию и общению учеников и учителей, и чаще всего это онлайн-уроки.
Государство также создало платформу «Всеукраинская школа онлайн», задача которой — помочь учителям и школьникам 5-11 классов. Она не является обязательной для использования и не заменяет полноценного обучения, но ее материалы могут быть полезными как для педагогов, так и для учащихся. Тут можно посмотреть видео, проверить себя с помощью тестов.
На днях Министерство цифровой трансформации презентовало приложение «Всеукраинская школа онлайн». Но дистанционка в смартфоне пока доступна лишь владельцам техники Apple и тоже не является системным решением.

Меньше, но качественнее
Анна Дудич, учительница гимназии №5 Кропивницкого, задолго до начала карантина начала применять на своих уроках инновационные технологии и элементы дистанционного обучения.
В 2017-м она стала первой учительницей из Украины, которая вошла в список пятидесяти финалистов премии Global Teacher Prize. Ее ученики на уроках переписывались и общались онлайн со сверстниками из других стран, вместе со школьниками из Уэльса и Индии создали проект «Сказки народов мира». Также они сами написали книгу об Украине: создали текст и иллюстрации, а издательство ее напечатало. Поэтому переход на дистанционное обучение для них был легким.
В сентябре учителя гимназии изучили опыт иностранных школ и решили, что лучше будет внедрить гибридную форму обучения. То есть в понедельник в школу на уроки приходят 5 и 6 классы, а 7 и 8 классы учатся дистанционно. На следующий день — наоборот.
«Мы поняли, что этот метод действительно эффективен, когда дети дважды возвращались с полностью дистанционного обучения из-за того, что город попадал в “красную” зону. Общение с учителем хоть и через день — очень важно».
В школе решили, что все дистанционные уроки учителя будут проводить в Zoom, задания и материалы для детей, у которых нет своего гаджета, будут выкладывать в Google Classroom, а с родителями общаться в Viber.
На дистанционных уроках были установлены обязательные правила: включать камеру, чтобы был зрительный контакт с учителем, и выключать микрофон, если не отвечаешь. Ученики Анны быстро включились в процесс:
«Весь мир перешел в онлайн, и мы с учениками открыли много инструментов для совместной работы. Например, платформа Canva стала нашей любимой. На ней не только я создавала дидактические материалы, но и ученики визуализировали грамматические явления, лексические единицы, придумывали комиксы».
Чуть ли не самой большой проблемой, говорит Анна, было мотивировать их учиться из дома. Учителя еще в сентябре попросили родителей помочь им с организацией учебного процесса: подготовить рабочее место, чтобы там был не только гаджет, но и ручки, карандаши, чтобы дети могли писать в рабочих тетрадях. Впрочем, это не всегда помогало.
«У некоторых детей в 5-6 классе рассеянное внимание, они просто физически не могут сосредоточиться на дистанционных уроках. Пока им не покажут ту страницу, где мы работаем или пока учитель не подойдет и не объяснит, что делать в конкретном упражнении, они не поймут».
Анна всегда, когда работает с классом дистанционно, пишет все задания на экране, чтобы каждый ученик еще раз его увидел. И не спешит пройти за урок как можно больше материала. На дистанционке она разработала для себя правило — лучше сделать меньше, но качественнее.

Карантин, говорит Анна, застал всех неожиданно. И дети не были готовы к тому, что придется учиться самостоятельно.
«Самообучение — это ключевая характеристика современного учебного процесса. Мы стремимся развивать такие качества у наших детей. Не только дать им готовую информацию, но и показать где ее можно взять, какая информация достоверна, из каких источников ее можно брать».
В этом семестре школьники еще не писали итоговые контрольные работы, поэтому сказать точно, упала ли их успеваемость, Анна не берется. Судя по результатам первого полугодия, ученики остались примерно на том же уровне, что и до карантина.
Самыми уязвимыми оказались пятиклассники, которые в онлайне заканчивали еще начальную школу.
«В таких переходных классах у учащихся были самые большие потери. Но я бы не сказала, что они касаются знаний. Это потери в умениях и навыках. Не в том сколько клеточек нужно отступить, а вообще как логически мыслить, как подойти к решению задачи, с чего начать — вот эти потери наиболее ощутимы по всем предметам».
Анна уверена: дистанционка — хорошая возможность, чтобы в целом пересмотреть то, чему дети должны научиться в школе.
«Если мы сосредотачиваемся не на том, что нужно выполнить каждую букву программы, а на том, чтобы у каждого ребенка было ощутимое продвижение вперед, даже маленькими шагами, то неважно — это очное обучение или дистанционное. Если будет прогресс и победа над собой, тогда будет и качественный результат».
Сейчас Украинский центр оценивания качества образования проводит внешний общегосударственный мониторинг среди учащихся 4 классов. В нем принимают участие 490 школ и более 10 тысяч учеников. В исследовании есть и «ковидный модуль» с вопросами о том, сколько времени ребенок учился дистанционно, как он воспринимал такое обучение, было ли это для него сложно, какие формы и методы использовал учитель. Опросы также проведут для педагогов и директоров школ.
Результаты должны показать, какими оказались потери в знаниях учащихся начальной школы за время дистанционки. Но они будут готовы не ранее, чем в начале 2022 года. Потери в знаниях остальных учеников будут известны позже — лишь в следующем году будет проведено международное исследование качества образования PISA. Поэтому к новому учебному году, который тоже может пройти в дистанционном режиме, остаются все те же вопросы: качество знаний, навыки учителей, самостоятельность детей, доступ к технике и интернету.
- Поделиться: