«Граница, которую нельзя переходить»: как проходило судебное заседание против подозреваемых в покушении на депутата Соболева

13:00, Шевченковский суд Киева. Сегодня здесь усиленная охрана и примерно десяток СМИ. Судьи должны избрать меру пресечения двум подозреваемым в убийстве трехлетнего сына депутата Киевского областного совета Вячеслава Соболева.
Заседание проходит в закрытом режиме — из-за мер безопасности, которые применены к подозреваемым. На скамье подсудимых — Андрей Лаврега и Евгений Семенов. Оба являются бывшими бойцами батальона «Аратта» Украинской добровольческой армии. Освобожденные более 5 месяцев назад.
По данным следствия, стреляли в авто из дома напротив ресторана «Марио», владельцем которого является Соболев. Подозреваемые там снимали квартиру, которую покинули через несколько минут после преступления. За Соболевым следил один из подозреваемых — Евгений Семенов, находившийся у ресторана и дал сигнал Лавреге, когда депутат садился в авто.
Двое подсудимых
Первого в зал заводят 20-летнего Лаврегу, позывной «Тихий». Именно он, по данным следствия, стрелял в Range Rover, в котором находился депутат Киевского областного совета Вячеслав Соболев, его жена и двое детей. Следователи говорят: Лаврега делал это по предварительному заказу. Удалось ли выйти на заказчика, следователи не говорят, но говорят — работа над этим продолжается. Неизвестно и то, получал ли Лаврега за выстрел деньги. «Никаких денежных средств большого размера не изъято», — отмечает прокурор Максим Красный.
Лаврега два года служил снайпером в 8-м батальоне «Аратта» Украинской добровольческой армии — в роте «Черный туман», которую впоследствии назвали «Медведи». По словам командира Андрея Гергерта «Червня», был одним из лучших бойцов «Был очень смелым, не наркоман, не злоупотреблял никаким алкоголем, был профессиональным снайпером, я считаю — одним из лучших на войне. Я в него вкладывал душу, он был очень открытый, хороший парень, очень идейный, таких мало».
«Он часто выходил на задание в "серую зону" и даже пробирался в тыл русских позиций, чтобы бить без промаха из средних дистанций, чтобы застать врага врасплох. Война стала его университетом, он ушел на фронт в 16 лет, и стал снайпером, чтобы наносить максимальный урон»,— рассказывает журналист Юрий Бутусов.
В декабре 2017-го Лаврега получил медаль «За несокрушимость духа». Через год — орден третьей степени «За мужество» из рук президента Украины Петра Порошенко.

На видео, которое опубликовал Александр Ведмедь, командир роты «Медведи», «Тихий» размышляет о войне: «Война закончится только тогда, когда мы освободим нашу территорию полностью. Украина — это самое уникальное место, которое может быть».
Командир «Аратта» Андрей Гергерт отметил, что «Тихий» ушел из батальона в мае этого года.
«После этого мы не общались, на тот номер он не отвечал. Хотя мы, как можем, отслеживаем судьбу каждого. Но не удалось. Он сказал, что едет в Одесскую область к девушке, типа: "Я уже наелся той войной"»,— сказал Гергерт.
Те, кто видели его в последний раз перед стрельбой, вспоминают, что Лаврега выглядел положительно.
«Но это такой человек, который никогда не покажет, что что-то не так. Он принципиальный, а депутат начудил хорошо. Но мальчику он не хотел бы навредить»,— рассказывает в комментарии hromadske знакомая Андрея Лавреги.

За некоторое время до суда заводят второго подозреваемого — 19-летнего Евгения Семенова.
Он тоже служил в батальоне «Аратта». Об этом в комментарии hromadske рассказал «Червень»: «У меня такой боец был тоже. Младший. Сам из Одесской области. В анкете вижу пишет, что россиянин. Его я честно не помню, он ушел раньше».
«Заступал с ребятами на позиции как универсальный боец, выполнял все, о чем его просили, помогал. Правда, его возраст проявлял себя, немного ветер в голове был», — рассказала hromadske знакомая Семенова.
И Лаврегу, и Семенова арестовывают на два месяца без возможности внесения залога. Прокурор не возражает против такой меры пресечения, отмечает, что пока заказчик не задержан — подозреваемым грозит опасность, поэтому не называет место их обитания.
Восемь фамилий
В суд, вместе с женой Инной, пришел и потерпевший депутат Киевского областного совета Вячеслав Соболев. Хриплым голосом и с длительными паузами он общается с журналистами.
«Если кто-то пытается найти себе оправдание — мне очень жаль. Это изверги. Мы все одинаковые люди. Есть предел, который нельзя переходить», — говорит Соболев, комментируя покушение на него.
Мужчина отмечает, что в машине было двое его детей. На вопрос, кого подозревает в покушении, сначала отказывается называть фамилии. Но через несколько минут, посоветовавшись с женой, получает письмо и зачитывает восемь фамилий:
«Двое судей, которые за время своей работы стали миллиардерами — Емельянов, Татьков. В этой же компании Брославский и Малик. Еще один донецкий бизнесмен, который до войны, скорее всего, был никем, если правда ты не нашел золотую жилку — бизнесмен из Мариуполя Николай Будыко, который всегда пытается прикрываться своим братом. Фамилию, если захотите — узнаете сами. Девушка, которой я посвятил 20 лет жизни, учил ее, воспитывал — Евгения Бурун, которая с начала войны живет в Донецке и очень успешно занимается бизнесом. Михаил Иванюк и Александр Грановский». После — добавляет, что еще одну фамилию оставит для себя.
Виктор Татьков — экс-глава Хозяйственного суда Украины, Артур Емельянов — его заместитель. В 2018 году Высший совет правосудия отстранил Емельянова от должности за давление на судей, в 2019 году — уволил. СБУ подозревала его в финансировании терроризма.
Руслан Брославский и Павел Малик, по данным следствия, входили в группу Емельянова, и именно они, по мнению депутата, были организаторами травли его в СМИ. Об этом Соболев в свое время писал в Facebook. На пост пожаловался Емельянов в суд и выиграл его.
Михаил Иванюк, позывной «Булат» — экс-сотрудник СБУ. С начала войны возглавил внутреннюю разведку полка «Азов», так называемую «Метеослужбу». В комментарии hromadske он отрицал конфликт с депутатом и заверил, что готов пройти полиграф.
«Я в определенном шоке. Я не понимаю, почему он назвал мою фамилию рядом с другими. Я тогда был с ним в достаточно дружеских отношениях. Мы не конфликтовали. У него был конфликт с определенными лицами о праве собственности на объекты недвижимости в Мариуполе», — сказал Иванюк и добавил, что никогда не знал Лаврегу и Семенова. Также Иванюк добавил, что Соболев те объекты потерял, а затем через некоторое время право собственности на них одержал бизнесмен Николай Будыко.
Александр Грановский — депутат Верховной Рады 8-го созыва от «Блока Петра Порошенко» — уже также заявил, что готов пройти полиграф, чтобы как можно быстрее отбросить обвинения.
«Несмотря на то, что Слава предположил, что я могу знать людей, причастных к этим ужасным событиям, я зла не держу — уверен, родителям приходят на ум даже небылицы в эти минуты. Я полностью разделяю их горе [...] Я, конечно же, принимаю предложение пройти проверку на полиграфе, чтобы как можно скорее отсечь такую версию»,— написал Грановский в Facebook.
Несколько слов говорит жена депутата — рассказывает обстоятельства, при которых погиб ее сын: «Мы сели в машину, с нами еще была наша дочь. Они спрашивают «Куда мы едем?», Говорю: «Домой», а потом говорим, что нет — поедем купить будку для собаки. И все. Это была точка. Этот выстрел. Я говорю мужу давить на газ, вижу, что он жив. А потом поворачиваюсь и вижу, что в моего ребенка нет пол головы».
Больше никаких комментариев и уточнений Соболев не дает. Говорит только: «Всему свое время». И в сопровождении охраны, которую предоставила ему полиция, покидает здание суда.
- Поделиться: