Газ, суд и три большие буквы. Как президент Порошенко «подвел» премьера Гройсмана под МВФ

Президент Украины Петр Порошенко и премьер—министр Владимир Гройсман в последнее время избегают совместных встречи даже пускали шпильки в адрес друг друга. Напряжение в отношениях совпало с «дедлайнами» от МВФ —чтобы получить очередной транш, Украина должна до 1 апреля поднять цены на газ, а также как можно быстрее принять закон о создании Антикоррупционного суда. Как это влияет на отношения пре

Максим Каменев

Президент Украины Петр Порошенко и премьер-министр Владимир Гройсман в последнее время избегают совместных встречи даже пускали шпильки в адрес друг друга. Напряжение в отношениях совпало с «дедлайнами» от МВФ —чтобы получить очередной транш, Украина должна до 1 апреля поднять цены на газ, а также как можно быстрее принять закон о создании Антикоррупционного суда. Как это влияет на отношения президента и премьера и чем может обернуться для страны —в материале Громадского.

Facebook Гройсмана

На просьбу объяснить, что происходит в отношениях между руководителями государства, один из заместителей главы Администрации президента посоветовал журналисту Громадского просмотреть Facebook-страницу премьера Владимира Гройсмана. А когда тот удивился, взялсмартфон и, немного полистав ленту, показал публикациюпремьера о подписании контракта между «Укрзализныцей»и американской компанией General Eleсtric на покупку локомотивов 23 февраля.

«Найди здесь президента. Не видишь? А он тутесть!» —улыбнулся собеседник Громадского.

Чтобы проиллюстрировать это событие, помощники Гройсмана опубликовали скриншот извидео подписания соглашения, на котором исполнительный директор GE Рафаэль Сантана полностью заслоняет собой лицо Порошенко, которий стоитпозади.

Премьер-министрана подписании соглашения не было. Утром он провел заседание правительства, однако на церемонию, которая началась в 15.00, не приехал.Нижнеефото —подписание соглашения между ПАО «Укрзализныця» и компанией General Еlectric Transportation, Киев, 23 февраля 2018 года. Подписание состоялось при участии президента Петра Порошенко (на фото в центре на заднем плане) и посла США в Украине Мари Йованович (на фото справа).Фото: Вячеслав Ратынский / УНИАН

На верхнем фото с церемонии подписания —директор GE Рафаэль Сантана полностью заслоняет собой Порошенко.Фото: скриншотвидео, опубликованногона странице премьера в Facebook

За три дня до этого, 20 февраля, Порошенко и Гройсман по отдельности возлагали цветы на Аллее Небесной Сотни. Президент сделал это рано утром вместе с женой. Зато Гройсман пришел на аллею днем вместе со спикером Верховной Рады Андреем Парубием. Хотя предыдущие три года высшие руководители государства ходили на место расстрела митингующих исключительно вместе. Правда, после обеда властная верхушка таки собралась вместе на молебен в Михайловском Златоверхом соборе в Киеве.

Демонстративное дистанциирование между президентом и премьером —проявление конфликта, который длится между ними с начала года.

Слева направо: секретарь СНБО Александр Турчинов, премьер-министр Владимир Гройсман, председатель Верховной Рады Андрей Парубий и президент Украины Петр Порошенко с супругой Мариной Порошенко во время поминального молебна в память о погибших ГерояхНебесной Сотни в Михайловском соборе, Киев, 20 февраля 2018 года. Молебен отслужил глава УПЦ КП патриарх Филарет (на фото справа).Фото: Анастасия Власова / Громадское

Суд и газ

Причина конфликта тривиальна —деньги, а точнее очередной транш Международного валютного фонда. Последний раз МВФ перечислял Украинесредства почти год назад —в начале апреля 2017 года Киев получил $1 млрд. Для получения следующего транша, это также $1 млрд, Фонд требует от руководства страны сделать две вещи: создать Высший антикоррупционный суд и повысить на 30% цены на газ для населения.

Кредитные средства необходимы власти, ведь без них практически невозможно профинансировать расходы госбюджета, «раздутые» за счет повышения зарплат и пенсий. Ухудшение экономического положения фактически лишит всю политическую верхушку шансов сохранить власть после президентских и парламентских выборов 2019-го.

В то же время выполнение требований МВФ грозит власти негативными последствиями. Повышение цен на газ непременно вызовет недовольство граждан, которые черезгод будут голосовать на выборах. Создание Антикоррупционного суда на условиях МВФ несет другую угрозу —нет гарантий, что кто-то из руководителей государства не окажется в этом суде на скамье подсудимых.

Логика международных кредиторов проста: им нужны гарантии, что руководители Украины банально не украдут средства, которые должны помочь Украине реформироваться. Такой гарантией должнавыступить вертикаль антикоррупционных органов в виде Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и Высшего антикоррупционного суда (ВАС). По мнению международных кредиторов, это позволит не только задерживать коррупционеров, но и отправлять их за решетку по приговору суда.

Установление рыночной цены на газ —одна из составляющих реформы, ведь в Украине этот вопрос связан с политикой и коррупцией. Со времен второго президента независимой Украины Леонида Кучмы населениестраны платит за газ меньше его стоимости, астоимость компенсируется из государственного бюджета,чиновники же получают возможность зарабатывать на «газовых схемах».

По требованиям МВФ правительство определяет стоимость газа для населения по формуле, привязанной к его рыночнойсреднегодовойцене на европейском рынке. Этот механизм будет действовать в Украине до 1 апреля этого года. МВФ требует, чтобы правительство и в дальнейшем рассчитывало цену на газ по такому принципу. Однако за последний год стоимость газа в Европе выросла на 30%. Соответственно на столько же должна в этом году вырасти и его цена для населения в Украине.Однако Владимир Гройсман уже пообещал, что в 2018-м правительство не будет повышать цены на газ.

«Мы находимся сейчас в диалоге относительно оптимальной цены на газ. Как и обещал, в этом сезоне повышений НЕ будет. Меня интересует не только формула газа, но и чтобы люди были защищены. Один элемент без другого работать не будет. Мы должны компенсировать изменение цены социальной защитой населения», —написал премьер в Twitter 26 января.

На переговорах с МВФ чиновники предложили целых шесть вариантов формулы расчета цены, которая позволит не увеличивать ее. В последний раз вопрос обсуждался в конце февраля, когда в Киев с «технической миссией» приезжали представители Фонда. Впрочем, убедить представителей МВФ правительству пока не удалось. Так что, похоже, если до 1 апреля правительство не согласится повысить цену на газ, именно Владимир Гройсман будет виновен в том, что Украина не получит необходимый кредит от МВФ.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман (в центре) во время встречи с руководителем миссии МВФ Роном ван Руденом, Киев, 12 февраля 2018 года. Фото: Владислав Мусиенко / POOL / УНИАН

Кто здесь крайний?

Собеседники Громадского как в команде премьера, так и в окружении президента утверждают: именно нежелание Гройсмана повысить цены на газ стало причиной конфликта с президентом. Последний настаивает, что сотрудничество с МВФ нельзя сорвать, иначе экономику ждет крутое пике, а власть —проигрыш на предстоящих выборах.

У премьера есть шанс избежать славы главного виновника срыва кредитования Украины. Для этого достаточно, чтобы Верховная Рада провалила принятие закона об Антикоррупционномсуде. По словам главы миссии МВФ в Украине ЙостаЛонгмана, именно это сейчас является ключевым требованием Фонда кУкраине. В случае провала голосования в Раде, премьер сможет сказать, что поднимать цены на газ не имеет смысла, ведь выполнение программы МВФ и так сорвали из-за позиции парламента.

В Верховной Раде зарегистрировали сразу несколько проектов соответствующего закона, в том числе авторства президента. Впрочем, в последнеевремяголосов для принятия даже проекта Порошенко в Раде не было. На заседании Рады 18 января Андрей Парубий трижды предлагал депутатам включить проект в повестку дня, однако ни разу в поддержку такого решения не нашлось минимально необходимых 226 голосов. В частности, не голосовалапочти половина состава президентской фракции БПП и треть их союзников из «Народного фронта».

Между тем, в переписке правящейкоманды и МВФ развернулась «война» по поводу того, каким должен быть закон об Антикоррупционномсуде.

Однако1 марта Верховная Рада все-таки приняла принципиальный для МВФ закон, правда, только в первом чтении. За это неожиданно проголосовало280 народных избранников.

Со своей стороны президент пообещал: до 1 апреля закон о Высшемантикоррупционномсуде заработает. Если прогноз Петра Порошенко сбудется, судьба кредита МВФ полностью будет зависеть от Владимира Гройсмана. Поэтому премьер будет вынужден или «умножить на ноль» свой политический рейтинг и поднять цену на газ, или получить славу человека, сорвавшего программу МВФ. Третий вариант —не выбирать между плохим и еще худшим и уйти в отставку.

Ход президента

На словах создание Антикоррупционного суда поддерживает все высшее руководство государства, одновременно подчеркивая —судьба этого решения зависит от парламента. Апелляция к самостоятельности Верховной Рады и неспособности заставить депутатов голосовать за то или иное решение —один из любимых приемов Петра Порошенко на переговорах с международными партнерами. Впрочем, в посольствах стран «большой семерки» убеждены: когда очень нужно, то президент может найти аргументы, чтобы убедить депутатов.

На этой неделе Петр Порошенко это продемонстрировал. Еще в конце прошлой недели политики внезапно начали передавать друг другу слухи о том, что часть депутатов от БПП может выйти из коалиции, чтобы дать президенту основания распустить парламент и провести в августе-сентябре досрочные выборы в Верховную Раду. На вопрос, откуда появилась такая информация, все как один кивали в сторону Администрации президента. 28 февраля такую вероятность косвенно подтвердил и сам Петр Порошенко. Президент неожиданно провел пресс-конференцию.

Показательно, что пресс-конференция президента почти совпала повремени с запланированной в тотже день совместной пресс-конференцией Гройсмана и Парубия. Они готовили еезаранее, чтобы анонсировать внесениеправительством в парламент пакетиз 57 евроинтеграционных законов.

В числе прочего, Порошенко спросили и о возможности перевыборов Рады. Но если раньше президент неоднократно подчеркивал, что выборы должны состояться в запланированный срок, а именно осенью 2019-го, в этот раз не исключил возможности другого сценария.

«Я полностью доволен темпами, продемонстрированными прошлой сессиейв сотрудничествекоалиции, парламента и правительства.Я подчеркиваю, что никаких разговоров об этом я не веду. Если парламент вместо того, чтобы этим заниматься, будет заниматься выборами, то они к этому приведут», — сказал президент, а затем добавил: он имеет конституционное право распустить парламент, когда тот не работает 30 дней, или когда отсутствует коалиция.

Кроме того, перечислил показатели, которые дадут основаниясчитать работу парламента успешной. Особенно он подчеркнул —надеется, что уже на следующий день парламент проголосует в первом чтении закон об Антикоррупционном суде.

Депутаты намек президента поняли и в первый день весны рассмотрели президентский проект по сокращенной процедуре и приняли в первом чтении.

Тем времем Порошенко установил народным избранникам новый «дедлайн» —окончательно принять законопроект они должны до 1 апреля. То есть до того, как у правительства истечет срок для повышения цены на газ для населения.

Премьер-министр Владимир Гройсман и спикер парламента Андрей Парубий —главные противники идеи создания единой партии власти. Но за такой сценарий выступают двое других членов Стратегического совета —секретарь СНБО Александр Турчинов и генпрокурор Юрий Луценко (на фото слева направо —Александр Турчинов, Владимир Гройсман, Петр Порошенко и Андрей Парубий на Михайловской площади в Киеве, 21 ноября 2017 года).Фото: Владислав Мусиенко / POOL / УНИАН

Конкурирующая фирма

Игра Порошенко против Гройсмана вокруг кредита МВФ —это не только поиск ответственного за непопулярное решение поднять цену на газ, но и попытки президента обуздать премьера, которыйвсе чаще занимает отдельную позицию по вопросам не только к президенту, но и к другим членам Стратегического совета.

Громадское писало, что Гройсман, а также Андрей Парубий —главные противники идеи создания единой партии власти. Однако за такой сценарий выступают двадругих члена Стратегического совета —секретарь Совета Национальной безопасности и обороны (СНБО)Александр Турчинов и генпрокурор Украины Юрий Луценко.В окружении спикера парламента обсуждают возможность созданияотдельной новой партии условных «чистый политиков». Правда, если президент все же дожмет премьера по «газовому вопросу», Гройсману будет сложнее позиционировать себя именно так.

Пока Гройсман и Парубий все чаще вместе появляются на публике, комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны на заседании 28 февраля неожиданно рекомендовал парламенту выразить недоверие правительству. Этот комитет возглавляет близкий соратник секретаря СНБО Сергей Пашинский. Напомним, 14 апреля исполняется два года с момента назначения правительства Гройсмана. Поэтому Кабмин готовится отчитываться о результатах своей деятельности перед парламентом. В то же время согласно Конституции, если Рада проголосует за выражение недоверия правительству, это будет означать его отставку.

Этот материал также доступенна украинском языке.