Хотел заработать. Поддерживал Антимайдан. Кто и почему в Украине соглашается работать на российские спецслужбы

На девятом месяце войны российским спецслужбам все еще удается находить в Украине людей, которые соглашаются передавать координаты объектов Вооруженных сил Украины или пытаются завербовать украинских чиновников. Украинцы принимают такие предложения по разным причинам: кто-то надеется заработать, другие — поддерживают идеологию кремля. Разоблаченные предатели получают суровые приговоры: за государственную измену во время военного положения можно получить вплоть до пожизненного заключения. Но даже такое суровое наказание не всегда останавливает, когда с незнакомого номера приходит смс: «Мы нуждаемся в помощи».
Днем 11 мая житель Черкасс Владислав получил на Viber сообщение с неизвестного номера: «Здравствуйте, Владислав. Вижу, вы не в восторге от того, как действуют нынешние власти Украины. Мы нуждаемся в помощи таких людей, как вы». Через13 минут Владислав ответил: «Да, без проблем, пишите, что нужно, сделаю все, что в моих силах». Позже в суде он объяснил, что согласился из-за «тяжелого материального положения». Так началось его сотрудничество с Федеральной службой безопасности (ФСБ) россии. Уже через час он получил первую задачу: узнать все точки бесплатного Wi-Fi в центре Черкасс. Вечером на следующий день он сел на маршрутку, доехал до Соборной площади и отправил в Viber сотруднику ФСБ данные о бесплатном Wi-Fi. За это 14 мая на банковскую карту получил две тысячи гривен.
Потом поступали новые задания, а с ними и гонорары, за которые куратор ФСБ просил писать и присылать в Viber расписки: «Сообщаю, что я сегодня, 27.05.2022, получил на карту “ПриватБанка”... 4000 грн. 27.05.2022 /подпись/».
В конце мая мужчина все еще ждал прихода российской армии в Черкассы и просил послать ему оружие — бороться с украинскими военными, если дело дойдет до уличных боев. В частности, просил «сбросить посылочку» — несколько пистолетов с глушителями и лазерным прицелом, боекомплекты и магазины к ним, противопехотные мины и гранаты.
«Так было бы, конечно, спокойнее и веселее. А то скоро и у нас начнется, а у меня одна АСВК (крупнокалиберная снайперская винтовка, — ред.) в предсмертном состоянии с горсткой патронов. Но это, конечно, скорее всего, идеальный вариант», — написал Владислав вечером 27 мая своему российскому куратору.
ФСБшник ответил: «По вашей информации работаем». И дал новую задачу — снять подразделения противовоздушной обороны. 1 июня Владислав уехал за город снимать воинскую часть. Именно во время скрытой съемки его задержали сотрудники Службы безопасности Украины.
За свою работу Владислав получил 8 тысяч гривен от российской спецслужбы и 10 лет тюрьмы от украинского правосудия. Во время суда мужчина сказал, что искренне сожалеет о сотрудничестве с россией и что «сначала не понимал значения последствий своих действий». Добавил, что сообщал об отсутствии военных на фотографируемых и геолоцированных объектах — чтобы по ним не стреляли. Его адвокат отметил, что все сфотографированные объекты и так находились в открытом доступе в интернете. Во время заседания Владислав также сказал, что не возражает, если его обменяют на пленных бойцов Вооруженных сил Украины.
Это одно из 1847 дел о государственной измене, которое с начала полномасштабного вторжения зарегистрировали украинские следователи. hromadske проанализировало вынесенные с начала полномасштабного вторжения приговоры о госизмене и обнародованные данные Службы безопасности о задержанных. На основании этих данных объясняем, как работает сеть агентов российских спецслужб в Украине.

Кто они — государственные изменники?
«Их можно поделить на три категории, — рассказывает собеседник hromadske в одном из правоохранительных органов. — Категория первая — это люди, которых россия хотела завезти с собой [после начала полномасштабного вторжения] или имела списки и точно знала, какие люди были агентурно проработаны еще перед вторжением и готовы сотрудничать».
К этой условной категории относят политиков, которые после Майдана бежали в россию и которых россияне, вероятно, готовили на руководящие должности. Например, бывшие депутаты от Партии регионов Олег Царев и Владимир Олейник, а также так называемая «министр иностранных дел ДНР» Наталья Никонорова. Еще 24 февраля вместе с российскими войсками они прибыли на оккупированную территорию Киевской области, чтобы помогать устанавливать оккупационный режим. Еще один экс-регионал Игорь Марков сбежал в россию в 2014 году и был частым гостем на российских телеканалах. Он приезжал в Киевскую область в марте 2022-го и публично поддерживал российские войска и оккупацию.
Правоохранитель-собеседник hromadske объясняет, что россиянам было важно поставить на руководящие должности именно украинцев. Это показало бы международному сообществу, что москва имеет поддержку среди местных и защищает их желание присоединиться к россии.
«Все эти люди им нужны просто для ширмы, потому что все административные функции выполняют сотрудники ФСБ. Сначала у них не было такого понятия, как оккупационная администрация, потому что всем руководством на месте занимались ФСБшники и военные из россии», — говорит правоохранитель.
В Киеве росло ожидало и силовое крыло. В октябре СБУ задержала участников общественного объединения «Патриоты за жизнь». Эту организацию контролирует выехавший в россию бывший народный депутат Илья Кива. По данным украинской спецслужбы, участники формирования должны были ждать россиян в Киеве и поддержать их в случае захвата столицы. Однако после побега Кивы 12 подозреваемых остались без работы и решили подзаработать на изготовлении наркотиков. На этом их задержали.
Вторая и третья категории обвиняемых в госизмене несколько меньшего калибра. Некоторых россияне могут привлекать к сотрудничеству, завербовав уже после оккупации населенного пункта, других просто находят в интернете. Представители второй категории обычно соглашаются на сотрудничество за идею — эти люди поддерживают нарративы кремля, часто еще со времен Революции достоинства и даже раньше.
«Как бы ни прискорбно было признавать, у нас есть люди, которые ностальгируют по советскому прошлому или просто промыты [пропагандой] и хотят быть частью россии, потому что думают, что россия — это классно. В 99,9% — это маргиналы, которым не удалось проявить себя при украинской власти, которые за что-то обижены на Украину и поэтому с радостью воспринимают возможность отомстить нашему государству», — характеризует эту группу предателей собеседник-правоохранитель. Он добавляет, что часть этих людей — сторонники запрещенных «Оппозиционной платформы — За жизнь» или «Партии Шария». К слову, СБУ расследует 70 уголовных производств в отношении функционеров ОПЗЖ.
Пример идейного сотрудничества с россией — история 62-летней работницы ракетно-космического предприятия в Днепре, которая передавала россиянам информацию об украинских разработках. По данным следствия, она «ожидала прихода “русского мира” на Днепропетровщину и всячески демонстрировала свою пророссийскую позицию в соцсетях».
Третья категория предателей — это те, кто хочет немного заработать на сотрудничестве с россиянами. Деньги (или другие выгоды) для них — основная мотивация. Так, житель Коростеня в Житомирской области за 20 тысяч рублей (11 тысяч 883 гривны по состоянию на 11 октября, — ред.) согласился сфотографировать объекты, «поскольку больное сердце, решил подзаработать и направить эти деньги на улучшение своего здоровья». Другой безработный, посещавший группу анонимных алко- и наркозависимых, получил около 20 тысяч гривен за попытку узнать у военного информацию о его части. Корректировщик огня из Запорожской области жаловался, что у него нет денег, и просил за свои данные 20 тысяч гривен.
Кроме денег к сотрудничеству с россиянами украинцев побуждают и другие обстоятельства. Например, надежда получить должности в оккупационной администрации или другие услуги от российских спецслужб. По данным суда, пророссийский частный нотариус боялся, что его мобилизуют, и хотел избежать призыва, уехав в рф. Он вышел на сотрудника ФСБ и за помощь с выездом из Украины согласился отправить информацию о размещении блокпостов и объектов критической инфраструктуры в Киеве. 6 марта нотариус прогулялся по Большой Житомирской, обозначил блокпосты на Google Maps и впоследствии направил эти данные сотруднику ФСБ через Telegram. В суде он признал вину и получил 8 лет лишения свободы.

Кто и как вербует агентов в Украине?
Бывший глава СБУ Иван Баканов в 2021 году говорил, что против Украины работают семь тысяч сотрудников спецслужб россии. Вербуют украинцев российские разведчики из главного управления генерального штаба вооруженных сил российской федерации (ГРУ) и Федеральной службы безопасности (ФСБ), к тому же наперегонки.
«У них есть соревновательный принцип, особенно после того, как начались неудачи. Каждый хочет показать свою эффективность, поэтому они делают одно и то же, но бьются за показатели», — говорит источник в украинских правоохранительных органах.
В нескольких судебных материалах обвиняемые идентифицировали своих кураторов детально — как сотрудников пятой службы ФСБ. Так, корректировщика огня по аэродрому в Краматорске курировал кадровый работник 9 управления 5 службы ФСБ Алексей Шингирев. По данным российских СМИ, пятая служба ФСБ занимается внешней разведкой и управляет операциями в странах бывшего СССР. Именно девятое управление отвечает за спецоперации, поиск агентов и разведку в Украине. СМИ писали, что после провала в Украине путин устроил чистки в ФСБ за то, что та преувеличивала свои достижения в Украине.
российские спецслужбы годами строили агентурную сеть в Украине. Кого-то вербовали во время поездок в россию или жизни или работы в россии и на оккупированных территориях. Один из таких примеров — гражданин Украины, который с 1990-х жил и имел бизнес в рф. ФСБ завербовала его в 2017 году и предлагала ему ездить в Украину и устанавливать контакты с политиками, священниками, военными. Так, во время визита к родственникам в Ивано-Франковскую область он предложил представителю «Батькивщины» создать новую «партию с проевропейскими взглядами, которая не портила бы отношения со странами Содружества независимых государств и россии».
Корректировщика огня в Лисичанске ФСБ завербовала, когда тот сидел в колонии в рф, а затем перебросила его в Украину. Другой корректировщик огня в Харьковской области — бывший сотрудник правоохранительных органов — был завербован сотрудником ФСБ во время пересечения российской границы в 2019 году. 49-летний харьковчанин с 2014 года жил в оккупированном Донецке и вербовал участвовавших в «Антимайдане» 2014 года жителей Харькова для выполнения заданий ГРУ.
Других агентов российские спецслужбы находят просто в интернете. Из исследованных судебных приговоров понятно, что многие обвиняемые в госизмене пользовались российскими соцсетями — «ВКонтакте» и «Одноклассники», где открыто высказывались в поддержку россии.

«В россии очень мощная система мониторинга соцсетей: они смотрят, кто что пишет у себя в Facebook, “ВКонтакте” и “Одноклассниках”», — говорит собеседник в правоохранительном органе. По его словам, российские разведчики могут искать агентов, мониторя даже комментарии в телеграмме. Они выходят на связь с недовольными украинскими властями или сторонниками «русского мира» и спрашивают, как в случае с Владиславом из Черкасс, готов ли этот человек помочь россии захватить Украину.
К примеру, корректировщик огня по аэропорту Кривому Рогу «попал в поле зрения российских спецслужб как активный пользователь анонимных телеграм-каналов и запрещенных в Украине соцсетей», где публично призвал поддержать москву и оправдывал преступления россиян. На жительницу Николаева, передававшую россиянам места дислокации боевых самолетов ВСУ, российские спецслужбы вышли «благодаря ее прокремлевским взглядам, которые она неоднократно выражала» публично. Мужчину, сдававшего позиции ВСУ в Одессе, спецслужбы россии привлекли к сотрудничеству из-за «активной прокремлевской позиции, которую он неоднократно высказывал окружающим и в соцсетях».
* * *
Хотя украинские правоохранители постоянно задерживают подозреваемых в сотрудничестве с россией, работа российских спецслужб в Украине усложнилась, уверяет источник в украинских правоохранительных органах.
«Им стало труднее искать предателей, потому что сейчас у нас в стране все по-другому», — подытожил собеседник.
* * *
hromadske изучило все приговоры по госизмене и коллаборационизму, которые были в открытом доступе в судебном реестре по состоянию на 9 ноября — их около 300. На момент публикации материала пересмотр этих дел временно недоступен.
- Поделиться: