Игры в легитимность. Как будет реагировать Запад на «выборы» путина и чего ждать Украине

Игры в легитимность. Как будет реагировать Запад на «выборы» путина и чего ждать Украине
hromadske

Менее чем через месяц — 17 марта — в россии состоится то, что формально называется президентскими выборами.

Конечно, никакого реального выбора в стране-агрессоре нет — это прямо признали другие «соперники» владимира путина. Чего стоит только ответ выдвиженца из «российской партии свободы и справедливости» Андрея Богданова: «Конечно, нет [я не собираюсь побеждать — ред]. Я что, на идиота похож?»

Нынешние «выборы» даже смогли поставить рекорд в российской демократии: никогда с 2000 года на президентской гонке не было так мало кандидатов — кроме путина, их всего три. Да и их участие, как видим, сугубо символично.

Даже в таких условиях российской верхушке пришлось тушить созданный ею пожар: не допустить «антисистемного кандидата» Бориса Надеждина, вокруг которого неожиданно для политтехнологов властей объединился оппозиционный электорат.

Очевидно, заодно решили и устранить — в буквальном смысле — Алексея Навального, который последние три года был заключен. В декабре 2023-го его перевели в колонию за Полярным кругом, где Навальный и умер за месяц до «выборов», в которых в свое время хотел принять участие.

Чтобы результат был максимально гарантирован, «голосование» продлится три дня — в течение 15–17 марта. Руководителям фасадной демократии пришелся по душе опыт «ковидных» голосований за конституционные поправки в 2020 году и на парламентских выборах в 2021 году, где благодаря админресурсу и урнам на пнях удалось собрать неплохую явку.

Но в целом это все лишь инструменты достижения и так понятной цели. Казалось бы, в Украине можно вообще не считаться с этим спектаклем. Однако есть последствия этих «выборов», которые все еще нас касаются и на которые следует посмотреть внимательнее.

В сентябре 2022 года кремлевский диктатор в очередной раз пренебрег международным правом, «присоединив» к россии еще четыре украинских области. На оккупированных россией территориях готовятся к «голосованию» за путина.

Каких целей путин хочет достичь относительно войны в Украине? Как на это будет реагировать демократический мир? Изменится ли что-нибудь принципиально вследствие полномасштабного вторжения? Опыт предыдущих выборов, которые проводились, в частности, в аннексированном Крыму и с многочисленными нарушениями, не помешал Западу признавать нынешнюю российскую власть легитимной.

Об этих вопросах hromadske пообщалось с Ярославом Черногором — директором программы российских и белорусских студий аналитического центра «Украинская призма», и Сергеем Солодким — заместителем директора Центра «Новая Европа».

Ярослав Черногор и Сергей Солодкийhromadske

Зачем нужны эти выборы?

Для путина, который при своем правлении в россии дважды изменил ее конституцию и обеспечил себе возможность пребывания у власти по меньшей мере до 2030 года, нынешние выборы могут быть этапными в разрезе войны против Украины.

После недавней поездки в Киев топ-дипломат Европейского Союза Жозеп Боррель прямо предостерег: «В месяцы после российских мартовских "выборов" может начаться очередное большое российское наступление». Наступление, для которого российской верхушке придется принимать непопулярные решения, например, снова формально объявлять мобилизацию. Для путина это безопаснее делать уже после выборов, когда у него будут на бумаге заоблачные показатели поддержки населения.

Ярослав Черногор из «Украинской призмы» считает, что для россии и путина главную роль играет легитимизация режима для внешней мировой аудитории.

«Псевдодемократия в условиях диктатуры именно так и действует. Тем более что диктаторские полномочия и контроль над государственной системой позволяют нарисовать любые результаты выборов. Поэтому для внутреннего потребителя это уже давно не является весомым фактором», — объясняет он.

Этого же мнения придерживается и Сергей Солодкий из Центра «Новая Европа», отмечая, что выборы никак не влияют на способность путина делать все, что ему вздумается.

«Думаю, что даже его электорат особо не будет верить в честность какого-либо результата на выборах, потому что в целом его электорат как раз его и любит за дерзость, хитрость, вседозволенность. Они, по сути, и голосуют, потому что путину удается всех обмануть. Даже тогда, когда обмануты они сами, их почему-то это устраивает», — говорит эксперт.

Солодкий предостерегает: ожидать того, что в мире перестанут воспринимать владимира путина как президента россии из-за очередного нарушения им международного права, не стоит:

«Будем откровенными, путин давно всем надоел своей политикой, своей непрогнозируемостью, своей агрессивностью. Все были бы рады его не видеть. Но, конечно, в рамках международно-правового приличия Запад рассчитывает, что российское общество на каком-то этапе самостоятельно решит свои проблемы. Запад не хотел бы решать проблемы россиян вместо них самих».

Неочевидная опасность для Украины?

2024 год должен был — при условии обычной жизни — стать годом президентских выборов и в Украине. Но их проведение во время военного положения запрещено законом. Большинство украинцев это осознает.

Впрочем, российская пропаганда уже не первый год рассказывает о «нелегитимности» власти в Украине в целом и Владимира Зеленского в частности. А недавнее расследование Washington Post показало, что за этими усилиями стоит целая информационная спецоперация кремля, продолжающаяся по меньшей мере с начала 2023 года. Возможно, эффект от нее приложился и к увольнению главнокомандующего Вооруженными силами, генерала Валерия Залужного.

Так не станут ли «выборы» президента россии для нее поводом еще больше говорить о «нелегитимности» украинской власти, которая настоящих выборов не проводит? Сергей Солодкий уверен: партнеры Киева прекрасно понимают суть путинского режима и такой аргумент не воспримут:

«путину намного сложнее — я бы сказал, нереально — сейчас обманывать мир, как он это мог делать до 2022 года. Возможно, даже если бы он сейчас сделал что-то конструктивное, мир уже не поверил бы. Тем более если он будет прибегать к дешевым манипуляциям о нехватке демократии в Украине или нелегитимности Зеленского».

Ярослав Черногор, руководитель программы российских и белорусских студий «Украинской призмы», в то же время предостерегает: ситуация может перевернуться в результате изменений политического руководства в западных странах.

«В этом случае очень может понадобиться ширма демократии в россии, чтобы на Западе говорили: посмотрите, не все так однозначно, путин демократически избранный президент, поэтому мы с ним и общаемся», — считает исследователь.

Сергей Солодкий говорит и о другой опасности, которая может сыграть на руку российской пропаганде: объективные проблемы с демократией в Украине, которые наша власть может прикрывать военным положением.

«Мы должны понимать: если бы не российская агрессия, нам было бы легче противодействовать возможным вмешательствам или чрезмерному давлению со стороны властей и балансировать их. Поэтому россияне и дальше будут выдавать белое за черное — будут лгать об Украине. Но я бы не преувеличивал возможности россиян сейчас делать это», отмечает заместитель директора Центра «Новая Европа».

hromadske

Как на выборы будет реагировать Запад?

Для Запада главным вызовом президентских выборов в россии станет то, как на них реагировать. Одна из проблем «голосование» на оккупированных территориях.

Сейчас под оккупацией россии — четверть территории Украины. Украинцев там силой заставляют участвовать в российском политическом фарсе — начиная от принудительной паспортизации и заканчивая созданием пропагандистской картинки.

Министерство иностранных дел Украины еще в декабре 2023-го призвало международное сообщество осудить намерения россии и наложить санкции на причастных к «выборам». «Включение голосов, полученных на временно оккупированных территориях Украины, поставит под сомнение легитимность всего результата выборов президента россии», говорилось в заявлении МИД.

К призыву присоединились более двух десятков депутатов Европарламента, которые в начале 2024-го инициировали обращение к евроинституциям и государствам-членам ЕС с призывом не признавать путинские «выборы». Однако опрошенные hromadske эксперты скептически оценивают такую возможность.

В 2014 году россияне захватили Крым и часть Донецкой и Луганской областей. Как напоминает Ярослав Черногор из «Украинской призмы», на предыдущих российских выборах — президентских в 2018-м и парламентских в 2021-м — голосование также проходило на этих оккупированных территориях. Тогда западные страны не признавали результатов именно на этих территориях, но не в целом в россии. Хотя возможность непризнания отдельными странами путина как президента эксперт не исключает, массовости такого шага он советует не ожидать.

«Популярность и заметность Украины в мировых медиа уменьшается. В части стран население до сих пор может даже не понимать, где Украина и что означают выборы в россии. Для них понятно, что путин является лидером, а остальное — какие-то формальности, приятные или неприятные», считает эксперт «Украинской призмы».

…а как Запад должен реагировать?

Сергей Солодкий считает, что от Запада мы, скорее всего, услышим заявления с осуждением недемократичности российских выборов и агрессии против Украины, а также очередными объявлениями санкций против участников российского режима. Но «заявления не имели и не будут иметь значения для того, чтобы изменить политику путина».

«Единственная реакция, которая может удовлетворить Украину на этом этапе, это решительные действия, чтобы обеспечить Вооруженные силы Украины достаточным объемом современного вооружения», — отмечает он.

Заместитель директора Центра «Новая Европа» вспоминает и другие шаги, которые могли бы стать более решительным ответом Запада на путинский фарс — от конфискации российских активов и разблокирования помощи Украине в ведущих государствах до приглашения Украины к членству в НАТО на саммите в Вашингтоне в июле.

Повлияет ли на «выборы» в рф смерть Навального?

«Будем надеяться, что Запад все же станет наконец более решительным, амбициозным, смелым. Что будет принимать решение, не оглядываясь на возможную реакцию россии — мол, «чтобы не было эскалации». И что в дальнейшем будет реагировать самостоятельно и быстро», — поделился своими надеждами с hromadske Сергей Солодкий из Центра «Новая Европа» еще до сообщения о смерти Навального.

Смерть известного оппозиционного политика — событие, которое в действительно демократических странах стало бы политическим землетрясением и полностью переиграло бы результаты выборов. А вот в авторитарной россии фактически привело разве что к немногочисленным акциям протеста, на которых задержали несколько сотен участников.

Комментарии западных должностных лиц после новостей о смерти Навального были однозначными: они возложили ответственность на россию и владимира путина лично. Президент США Джо Байден выступил с экстренным обращением, в котором также остро осудил российского правителя. Что примечательно для нас — на фоне упоминания о смерти Навального, американский лидер призвал Конгресс разблокировать помощь Украине:

«Неспособность поддержать Украину в этот критический момент никогда не будет забыта. Это войдет на страницы истории. Это действительно имеет значительные последствия. Часы тикают. И это должно произойти, мы должны помочь сейчас».

Не только Байден, но и другие американские и европейские политики связали ответ на смерть Навального с последующей помощью Украине на поле боя. И если месседж о том, что россия понимает только силу, сработает, это станет лучшим результатом президентских «выборов» имени путина.