Из ковида — в войну. Как держится образовательный фронт

Изменение школы, разрушение инфраструктуры, потеря педагогов, постоянная тревожность — все эти изменения, вызванные полномасштабным вторжением, повлияли на качество образования. Но можно ли оценить, насколько значительны эти потери?hromadske поговорило об этом с представителями власти и самими участниками образовательного процесса.
Из пандемии — в войну
То, что пандемия предшествовала полномасштабному вторжению россии, было своего рода спасительным кругом для украинских школ. Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев говорит, что опыт пандемии помог организовать дистанционное образование, подготовить к этому украинских учителей, создать многочисленные онлайн-ресурсы и настроить их.
«Если бы не опыт пандемии, в первые недели вторжения у нас был бы просто полный образовательный коллапс. А так, обладая определенным ресурсом и опытом двух лет пандемии, образование смогло выстоять под этим страшным ударом», — говорит омбудсмен.
Обучение во время карантина и войны, хотя и имеет определенные общие черты, но существенно отличается.
«Война усилила разрывы, потому что значительная часть детей продолжает учиться дистанционно. Трагедия в том, что начальную школу сейчас заканчивают школьники, которые [физически] почти не были в классе, поскольку сначала был ковид, а затем и война», — отметил заместитель главы образовательного комитета Сергей Колебошин.
Мнение парламентария поддерживает психолог Богдана Янкив. Она рассказала о семье, которая обратилась к ней за помощью. Мальчик, ученик четвертого класса, сейчас совершенно не социализирован. Ребенку уже трудно контактировать с другими людьми, и причину этого специалист видит в дистанционном образовании.

От обучения к выживанию
Офис омбудсмена выделяет семь групп детей, для которых условия получения образования во время войны существенно отличаются.
Четыре группы детей находятся в зоне влияния власти. Это дети, которые:
- продолжают жить и учиться в своем населенном пункте;
- являются внутренне перемещенными;
- уехали за границу;
- находятся на деоккупированных территориях.
С другой стороны, есть уязвимые группы детей, на которых Украина практически не влияет. Это дети, которые:
- проживают или находятся рядом с зоной активных боевых действий;
- остаются на временно оккупированных территориях;
- депортированы в россию (таких насчитывается 19 499, по данным платформы «Дети войны» на 13 июня).
«Разные группы требуют разного подхода. Если мы говорим о детях, которые учатся на территории [подконтрольной правительству] Украины, здесь главная проблема прежде всего — безопасность. Чтобы дети могли безопасно учиться, необходимо укрытие, а для его строительства и оснащения нужны деньги, проекты и время», — рассказывает Сергей Горбачев.
Что касается деоккупированных территорий, там уже указывают на большие потери в учебном фонде, потому что оккупанты уничтожили или повредили часть учебных заведений, много украинской литературы. По словам образовательного омбудсмена, сейчас учебников и качественного интернета там практически нет, а еще не хватает учителей.
Детям, находящимся в зоне активных боевых действий вообще не до образования. Очевидно, что для них главная задача — выжить. На временно оккупированных территориях россияне совершают образовательный геноцид, уничтожая украинскую ментальность.
«Это очень серьезная тема, и с ней, надеюсь, буду выступать на слушаниях по преступлениям россии на временно оккупированных территориях в ПАСЕ в Страсбурге в конце июня», — заявил Сергей Горбачев.
К слову, детские депортации стали единственным основанием для Международного уголовного суда, чтобы выдать ордер на задержание владимира путина как военного преступника.
Конечно, безопасных мест в Украине сейчас нет. Но даже если принимать во внимание «условно безопасные», то и там часть детей не могла полноценно учиться за неимением укрытий или плохих условий в них.
Еще одна серьезная проблема, с которой столкнулись украинские дети — отсутствие электричества осенью и зимой во время системных атак россии на украинскую энергосистему.
О чем свидетельствует статистика?
Чтобы сравнить качество образования за определенные периоды на разных уровнях, важно владеть данными из начальной точки (было вот так) и нынешней (а стало так). Однако в Украине этих данных нет.
В ноябре 2022 года социологическая группа «Рейтинг» провела исследования по оценкам изменений в разных сферах жизни. Хуже всего респонденты оценили изменение качества образования — 55% сказали, что за год оно ухудшилось.
Перед началом 2022/23 учебного года Служба образовательного омбудсмена проводила опрос о проблемах образования в условиях военного положения. Во главу угла родители вынесли плохой интернет или его отсутствие (вспомнили 36,2% опрошенных). На втором месте — психологические проблемы из-за боевых действий (25,9%), в том числе сложное эмоциональное состояние.
18,5% опрошенных родителей сообщили, что у их детей нет желания учиться, и эта проблема — на третьем месте в списке наиболее распространенных.
В октябре-ноябре 2022 года Украина принимала участие в международном исследовании PISA, которое измеряет отдельные компетенции учащихся и изучает факторы, влияющие на качество их образования. Ранее страна участвовала в этом исследовании только в 2018 году.
«Это будет очень показательно, потому что мы сможем сравнить наши данные... Окончательных результатов [этого исследования] пока нет, но предварительные однозначно говорят о дальнейшем увеличении образовательных потерь и это просто огромная проблема. Мы ее будем чувствовать позже, потому что образование это инертный маховик. Проблемы накапливаются, их трудно идентифицировать», — отметил Сергей Колебошин.

Каково это учиться во время войны?
Посмотрим на опыт конкретного учебного заведения — Херсонской общеобразовательной школы І–ІІІ ступеней №55. В январе 2022 года на фоне карантина дети не вышли на очное обучение в школу, но в результате — до сих пор не пересекали порог заведения. Все это время учились дистанционно.
«Во время онлайн в период карантина расписания уроков были сбалансированы, то есть нагрузка равномерно распределена. Но когда начался этот учебный год, и Херсон был оккупирован, участвовать в образовательном процессе могли только учителя, которые были на подконтрольной [правительству Украины] территории или за рубежом и имели технические возможности. Это, конечно, повлияло на баланс нагрузки», — рассказала директор школы Наталья Биль.
Среди учеников этой школы проводили опрос, одним из вопросов которого был: «Испытываете ли вы перегруженность?» Ученики подтвердили, что в отдельные дни расписание уроков было тяжелым для них. После деоккупации Херсона этот процесс удалось сбалансировать.
россия нанесла ущерб образовательному процессу всех звеньев — проблемы ощутили и в частных школах. Так, в Броварах в сентябре прошлого года открыли Monomax school. Первый год своей работы новая школа уже провела в условиях полномасштабной войны. И хотя накануне открытия, еще в августе, все учителя прошли внутреннюю учебу и подготовку, тоже столкнулись с вызовами.
«Во время воздушных тревог дети спускались в укрытие, где также было кафе гимназии. Чтобы не вызвать дополнительный стресс у детей, по школьному радио звучало спокойное сообщение: “Дорогие ученики и учителя, приглашаем всех в наше уютное Max cafe”. Там продолжали занятия, но уже с меньшей нагрузкой и в игровой форме. Иногда у некоторых учеников случались панические атаки, и мы помогали им, было постоянное психологическое сопровождение», — рассказал директор школы Александр Бондаренко.
Сюзанна Рушняк — мать двух мальчиков, которые учатся в харьковской школе №123. Евгений окончил девятый класс, а Дмитрий — пятый. Дети учились дистанционно, и, как рассказывает женщина, младшему нужно было постоянно объяснять, что хотя в школу идти не надо, дисциплину никто не отменял, и к урокам нужно подключаться.
«Когда были громкие прилеты, младший очень пугался, просил учителя выбежать в убежище... Постоянные отключения света не позволяли нормально делать домашние задания, часто для этого приходилось ставить несколько свечей. Также большие сложности вызвал плохой интернет», — рассказывает она.

Война и балы в табеле
Когда слышишь за окном взрыв, мотивация учиться, конечно, отходит на второй план. На первом — желание сохранить свою жизнь, говорит психолог Богдана Янкив. Для мотивации требуется сосредоточенность и возможность воспринять что-то новое. Но в условиях войны это делать тяжело.
«Чтобы учиться, нужно иметь желание, чувствовать безопасность, стабильное состояние, адаптацию в среде: к людям, местности, правилам, языковому барьеру. Во время сильного стресса в нашем мозгу уменьшается гиппокамп — структура мозга, отвечающая за обучение и понимание. Когда он очень сжат и уменьшен (а он вдвое уменьшается во время тревожности), обучениестановится физиологически невозможным», — говорит Богдана Янкив.
Среди основных признаков потери мотивации к обучению — нарушение концентрации внимания и нарушение памяти. Например, родители что-то говорят ребенку, повторяют еще раз, а он их будто бы и слышит, но уже через несколько часов не помнит этого.
По данным Государственной службы по качеству образования, количество школьников, которые чувствовали себя тревожно и напряженно в течение учебного года, увеличилось вдвое, устало — в полтора раза. В то же время на 20% уменьшилось количество чувствующих себя в безопасности спокойно, энергично и счастливо.
Директор херсонской школы указывает, что война повлияла на уровень академической честности. Во время дистанционного обучения дети иногда могут что-то подсмотреть, а если есть такая возможность, то можно не учить. Отследить это практически невозможно. Соответственно и показатели успеваемости учащихся очень трудно считать валидными. Этот инструмент становится неэффективным, считает Наталья Биль.
Чего ждать в сентябре?
Известно, что школы продолжат обучение в том формате, в каком могут. Если очное обучение для детей будет безопасным и в школе есть надежное укрытие, дети увидят учителей лично.
В апреле 2023 года правительство утвердило порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на обустройство укрытий. Средства уже поступили, и сейчас главное — успеть подготовить укрытия к новому учебному году.
«Укрытие — это самое важное. Это позволит учиться очно. А нашим детям это важно, ведь офлайн-обучение качественнее, также происходит социализация детей, и есть возможность оказать им психологическую помощь», — отметил образовательный омбудсмен.
Также важно в течение лета обеспечить учебные заведения гаджетами, нормальным интернетом и учебниками. С последним тоже беда — из-за полномасштабного вторжения деньги в образовании забрали, и учебники для пятого класса НУШ не были напечатаны.
В настоящее время образовательный комитет Верховной Рады дал поручение Кабмину наработать Национальную программу по преодолению образовательных потерь и разрывов. К ее разработке планируется привлечь представителей Минобразования и школ.
- Поделиться: