Как гранатомет из сарая, велосипед и проклятия останавливали россиян в первые дни большой войны. Истории сопротивления

В начале большой войны гражданские не стояли в стороне и чем могли помогали Силам обороны сдерживать наступление россиян. Их дерзкие и самоотверженные поступки попадали на видео и уже в соцсетях радовали и вдохновляли других. hromadske расспросило героев тогдашних историй, как они решились на сопротивление и к чему оно привело.
Бросился с велосипедом на танк
Мужчина швыряет велосипед на вражеский танк — броневик раздавливает двухколесник и едет дальше. Такое же повторяется и со вторым танком. Мужчина упирается руками в следующий и забирается на него сверху. Останавливается вся колонна. Это произошло 26 февраля 2022 года.
Это видео с тогда еще 55-летним Сергеем Шевченко облетело соцсети. Строитель из Бахмача в Черниговской области стал героем, которым вдохновлялись украинцы в первые дни полномасштабного вторжения россии.
Кроме славы, у него теперь и новый велосипед, а также грамота от местных властей и сувенирная монета «Бахмачское сопротивление 26 февраля 2022 г. Сергей Шевченко» — на ней мужчина голыми руками упирается в танк.
В тот день колонна российской бронетехники шла через небольшой городок Бахмач. Об этом мало кто знал, но местные повыскакивали на улицу, как только услышали страшный гул. Стояли и смотрели.
Сергей узнал это от жены — сразу же вскочил на велосипед и погнал в центр города. В нем нарастала ярость. Увидел молодых оккупантов на башне танка — те сидели и свысока улыбались: мол, для нас это прогулка, игра. Почувствовал, что злоба дошла до кипения. Со зла бросил то, что было под рукой, — велосипед. Тяжелая техника превратила его в блин, переехав дважды. Но мужчина поднял его снова и бросил во второй раз, потом — в третий раз. А тогда — оп! — и залез наверх.
Его позже спрашивали земляки: как он умудрился? Они бы даже не знали, куда ногу на танк поставить. А Сергей знал, потому что в армии сам был… командиром танка.
«В армии нас учили: ничего не видишь — останавливаешься». Так что взял футболку и закрыл ею щель в смотровом люке.
На броне сидел командир экипажа — выстрелил вверх, а потом наставил автомат на жителя Бахмача.
«Ну, стреляй! — гаркнул Сергей ему в глаза. — Что ты сюда приперся? Кто тебя сюда звал?» Но сказал «с матом конечно, по-нашему, по-украински», — смеется мужчина.
В эту минуту Сергей невольно убрал футболку с «окошка», танк тронулся. Мужчине пришлось спрыгнуть.
«Понял уже позже, что он мог меня и застрелить, но в ту минуту не думал. Швырнул велосипед на БМП — так он с ним так дальше и поехал. Выбросили моего вороного уже возле отделения полиции».
О чем думал Сергей Шевченко, идя домой?
Чтоб жена ничего не узнала! Ничего ей не сказал. А когда спросила о велосипеде, ответил: сломался. Но видео с Сергеем уже гуляло по интернету: какая-то женщина сняла это все на телефон. Его показали в «Единых новостях». Поэтому жена «взяла его в оборот» и приказала: «Никуда со двора не рыпайся».
А ему не очень-то хотелось. Ибо как ни выйдет, все узнают: «Привет героям!», «Смотри, дядя с телевизора!» Даже на рынке пропускали без очереди. Сергею было слишком много внимания, а сейчас наконец-то «успокоились».
Вместо старого велосипеда, который он все еще хранит как память, друг подарил ему свой. Впоследствии местные власти и один из фермеров подарили лучший — с электродвигателем. На нем он и ездит на новую работу: работает оператором на комбикормовом заводе.
Спрашиваю, всегда ли он был таким отчаянным и боролся за справедливость?
«Я вспыльчив. В Бахмаче все моего возраста меня знают, потому что в юности драчуном был», — смущенно смеется.
Сергея больше всего злило, когда несколько мужчин налетали на одного. Всегда вмешивался.
«Не допускал такого. Я же спортом занимался, борьбой».
А в юности как-то шел с танцев ночью, когда увидел: три хулигана прицепились к студентке, которая ехала с учебы.
«Так я и заступился », — и в этом «заступился» слышится такое… мороз по коже: что же он с ними сделал? Умалчивает. А ту девушку провел домой, познакомились и… поженились. Она стала первой женой Сергея.
История с велосипедом стала полезной и для украинских военных — они увидели на видео, какая шла техника и куда. Колонну россиян, в конце концов, разбомбили возле Нежина. Поэтому и в этом есть вклад простого украинского мужчины из Бахмача.
Сейчас он ездит на передовую в качестве волонтера с гуманитаркой.
«Кто-то не едет — боится, а я об этом не думаю. Наши воины вдали от дома, от родных, у них детки, родители. Надо помогать».
Один против колонны российской бронетехники
От железнодорожного вокзала в Буче до въезда в Ирпень растянулась улица Вокзальная. Оттуда всего несколько километров до столичного микрорайона Новобеличи. Именно по этой улице из Бучи на Киев 27 февраля 2022 года двинулась колонна российской бронетехники.
Когда россияне доехали до дома №19, по колонне кто-то вдруг выстрелил из гранатомета. Затем на оккупантов полетели «лимонки».
Остановил колонну 64-летний пенсионер. Кроме этого самостоятельного нападения, он передал информацию на украинский блокпост в Ирпене и навел на россиян нашу артиллерию.
Последнюю гранату мужчина оставил для себя. Хотя оккупанты и прошли в полуметре от него, зажатая в ладони «лимонка» не понадобилась.
«Ошибочно думать, что только ВСУ должны воевать. Каждый может стать защитником — даже гражданский человек в возрасте, как я. Просто нужно себя настроить, не расслабляться. Иначе эта война никогда не закончится», — отмечает в разговоре с hromadske Валентин Дидкивский. От его нападения на российскую колонну прошло уже два года, но мужчина душой не стареет и упорно находит для себя задания в местной теробороне.
Дом Валентина можно определить издалека: возле двора развевается украинский флаг. Мужчина встречает меня «на воротах», внимательно изучает карту аккредитации из Министерства обороны: война научила его быть бдительным.
Таким Валентин родился: к хорошим делам его не нужно припрашивать, он сам умеет их находить. Во время Революции достоинства ездил на Майдан, а с началом российской агрессии стал волонтером: своим бусиком возил парням на передовую еду, белье, буржуйки, разное оборудование. Вывозил из зоны боевых действий погибших, доставлял их тела родителям в Киевскую область, в Житомир, Ровно, Львов, Ивано-Франковск. Знали Деда бойцы вдоль линии разграничения от Широкино в Донецкой области до Станицы Луганской. Знало его и волонтерское сообщество в Ирпене и Буче.
Хотя за год до войны Валентин пережил тяжелый инсульт, никто не задавал мужчине вопросов о возрасте и состоянии здоровья, когда в январе 2022-го он записался в тероборону Ирпеня. Наравне с молодыми патрулировал улицы поселков пригорода, следил за дорогами и зданиями, охранял хозяйственные объекты.
Накануне движения колонны мимо своей улицы, мужчина как раз отдежурил в теробороне и приехал домой в Бучу переночевать.
По словам Валентина, оружие ему в теробороне не выдавали. У него был собственный пистолет, который стрелял резиновыми пулями. Но было у мужчины и «серьезное» оружие: в гараже «на всякий случай» он спрятал два РПГ-18 и несколько гранат-лимонок.
«Не спрашивайте, где я их взял. Не скажу. Приходили здесь ко мне, спрашивали. Я их посылал. Война — как мужчине без оружия?» — хранит тайну Валентин.
Ранним утром 27 февраля он услышал далекий грохот. Вышел за калитку: от железной дороги по улице двигалась российская техника. «Я таксистом работал, у меня реакция мгновенная». Бросился в гараж, приготовил к бою гранатомет, вставил запал в гранаты.
Возле высокого забора, который отгораживал двор от улицы, стоял прицеп — Валентин взобрался на него, исподтишка осмотрел улицу. Пока возился в гараже, мимо его дома уже прошли три БТР, четвертый был на подходе. За ним катился бензовоз. По тротуарам по обеим сторонам улицы шли вооруженные россияне.
«Я сразу подумал о наших парнях из блокпоста на въезде в Ирпень. Их там только десяток было. И оружия почти никакого — один или два автомата, берданка какая-то охотничья. Позже парни говорили, что у них был еще один РПГ. Но это мелочь, на них такая колонна идет! Я сначала хотел позвонить на блокпост, чтобы предупредить, а потом сообразил, что бензовоз должен быть заправлен. Решил по нему ударить. Никто из россиян на мой забор внимания не обращал. Прижал к нему РПГ и выстрелил. Потом стал гранаты бросать. Тогда что-то подсказало мне одну гранату себе оставить. Услышал взрывы — уже не рассматривал, что там на улице делается, потому что россияне начали стрелять в сторону моего дома».
С зажатой в руке гранатой «для себя» Валентин пополз вдоль своего забора — изгородь стояла на фундаменте, он и прикрывал мужчину от российских пуль. А россияне в нескольких местах насквозь пробили дом, изуродовали крышу. «Все выстрелы, которые должны были убить меня, дом родительский на себя принял, и забор. Я потом посмотрел: отверстия от выстрелов на уровне человеческой груди. Намеренно так стреляли, чтобы наверняка убить».
Валентин переполз двор и бросился в узкий проход между гаражом и сараем — хотел огородом выскочить на другую улицу. Но за огородом уже тоже были россияне.
«Я не знаю, где взялась сила плечом выбить кусок профнастила из ограды соседского двора, но я его выбил. Спрыгнул во двор к соседям и слышу, что россияне уже в моем дворе, на моем огороде. Куда деваться? Я в соседский туалет забежал, за дверь стал, палец просунул в кольцо гранаты.
Зайдут — брошу себе под ноги. И знаете, что спасло меня? Что дверь в туалет я не закрыл. Орки мимо прошли и не заглянули в открытую дверь! Кричали, матерились. А потом, я не знаю, откуда он взялся, кто он, но какой-то мужчина забежал в этот соседский двор — должно быть, хотел спрятаться, а россияне его убили. Наверняка подумали, что это он стрелял».
А когда во дворах рядом стихло, Валентин позвонил нашим на блокпост. Сказал, что по Вокзальной на Ирпень идет колонна — пусть передадут ВСУ.
«Минут через 7–10 по этой колонне ударили наши. Домам на улице досталось, но колонну расколотили. Ни до Ирпеня, ни до Киева она не дошла, всех дел было на полчаса, но за эти полчаса наши в Ирпене успели подтянуться. Улица моя пострадала, но представьте, что бы эта колонна в Ирпене и Киеве наделала, если бы дошла туда! Сколько бы было смертей?» — вспоминает Валентин.
Его жилье, как и все дома на улице, сейчас очень красивое. Вдоль дороги — аккуратная плитка тротуаров, по-хозяйски обнесенные ограждениями молодые деревца, газопровод со счетчиками — как под линейку. Отстраивали улицу на деньги американского миллиардера Уоррена Баффета, программы «єВідновлення» и личные сбережения жителей Вокзальной. Сегодня о тех событиях уже двухлетней давности напоминают только дыры в заборах между соседскими огородами.
Обругала россиян на их блокпосте
Любительское видео: за стеклом автомобиля люди в российской военной форме. Женский голос за кадром: «Остановили на блокпосте неизвестные люди с красными полосками — требуют показать документы, открыть багажник. На каких основаниях? Я не понимаю».
К автору видео и водителю, которая показала себя на секунду (блондинка в черной курточке и шапке), подходит военный в маске.
«Покажите свое лицо. Почему я должна террористам показывать свои паспорта?» — с вызовом обращается к нему женщина.
Несколько минут она кричит на мужчину надрывно и яростно: «Я родилась в Украине, на этой родной земле. Вы понимаете? Почему вы пришли убивать моих родителей, моих детей? Почему вы пришли сюда с оружием? Я гражданка Украины, меня здесь все знают. По Конституции Украины я могу ездить здесь без паспорта!».
Военный отвечает сдержанно: «Успокойтесь, не психуйте». В конце концов, женщину отпускают.
Героиня видео — Ольга Рось из Рогинцев Сумской области. 27 февраля 2022 года она не побоялась дать отпор российским захватчикам.
«В тот день выезжала из дома уже накрученная, — рассказывает 40-летняя Ольга. — Мой ребенок попал под обстрелы, а я не могла ничего сделать».
В преддверии вторжения она отправила 13-летнего Артура к отцу в Киев. Они с мужем разведены. И вот 24-го разговаривала с ним по телефону: «Мама, возле меня все взрывается! Мне страшно!» Возле его дома неподалеку пылали танковый завод, военная часть, аэродром и военный учебный центр. Отца с рассветом вызвали на работу, он вывозил жителей Ирпеня. «Сынок, ты где?» — «Я на балконе».
А потом связь исчезла.
«Я разволновалась, меня раздёргало — я его набираю, а он мне не отвечает. Доехать до него никак. Все перекрыли, транспорт не ходит. Не знаю, как я этот день пережила.
Когда он перезвонил вечером и сказал: "Мама, все хорошо, я еду во Львов", — я уже немного успокоилась. Но кацапов стала ненавидеть так за этот день, что всех перестреляла бы», — говорит женщина.
россияне не вошли в ее село, расположенное в низине от трассы. Они двигались по старым дорогам, которыми местные уже не пользуются, потому что проложены новые.
И видеть врагов женщина могла. Приблизительно в километре от ее дома шла колонна бензовозов, а военная техника — дальше. Чуть заблудились, потопились в местных болотах, а дальше им кто-то помог. Оля так думает, потому что выходила с друзьями перекрывать дороги, пиля деревья. Однако кто-то предупредил врагов, и они объехали ловушку.
За первые дни после вторжения местные уже узнали, где враги разместили посты — и не рыпались туда, искали другие пути. Оля же поехала туда умышленно, чтобы выразить все, что о них думает.
«Я двинулась на Ромны. И вот кончилась солярка, а я без нее трактор не заведу, 300-килограммовый тюк сена не подниму. Поехала искать».
Женщина живет с двумя детьми, сама обрабатывает землю, выращивает свиней. Ее остановили молодые российские военные из Бурятии — заблокировали машину, попросили паспорт. Украинский никто из них не понимал. Оккупант, которого Оля сняла на видео, подошел к ней уже четвертым. Он ее понимал, и женщина сообразила, что именно этот у них главный.
«Снимала, чтобы показать своим, что происходит на блокпосте, потому что все боялись ехать туда. Удивило, что тот четвертый не повысил на меня голос, не матерился. Я кричала ему в лицо, снимала видео, а он оставался вежливым».
В конце концов, женщину пропустили. Солярку она не нашла, возвращалась по той же дороге. Ее снова остановили, попросили открыть багажник. Она отказала, поэтому кто-то из военных начал дергать сам.
«Открыла дверь и говорю: "Я тебя сейчас сама переломлю". Он и отскочил».
Спрашиваю, не боялась ли Оля, ведь с ней в машине был еще и младший сын — семилетний Ваня.
«Пугалась, конечно, я ведь нормальный человек, — смеется. — О малыше постоянно думала, как он там. Если бы не он — биться полезла бы. У меня мысли вертелись: как забрать у них автомат и всех перестрелять. Была готова рвать их зубами».
Видео женщина показала сестре, а та уже выложила в сеть. Оно быстро собрало 12 тысяч комментариев. Большинство восхищалось смелостью украинской женщины. Спрашивали, жива ли она.
Оля решилась еще на одну авантюру. После того как возле села россияне ограбили машину с хлебом (что-то забрали, а остальное потоптали ногами), подстрекала знакомых парней. Мол, «поедем, заберем у них автоматы, а они нас не догонят, потому что стоят без солярки».
Женщина продумала подробный план, откуда и как они будут заходить. Все согласились. Но потом ей позвонили по телефону с теробороны: «Слышали, что ты там дальше хочешь дебоширить? Не вздумай! Последствия будут плачевными!»
«В принципе, оно так и случилось бы, — рассуждает Оля. — Потому что была похожая история. Недалеко от другого села тоже стоял блокпост. И вот украинцы решили навредить кацапам. Парни залегли, где-то набрали автоматов — и давай стрелять по танку. А он разворачивается и как бахнет! Отбил голову пацану 18-летнему, остальные давай бежать: кто в канаву, кто через огород. А те поехали вслед и четыре раза ввалили в заправку — разбили ее полностью».
Она говорит, что у парней не было плана, а она лучше знает, как нужно было устроить засаду и забрасывать танк врагов коктейлями Молотова.
Спрашиваю, боевая ли она в жизни в целом — Оля смеется.
«Есть такое. Многие меня не любят за правду в глаза. Но я живу по этому принципу и не жалею».
Вспоминает, как когда-то гуляла с подругой и ее братом. Откуда-то выскочили неизвестные — юношу ввалили кирпичом по голове, он потерял сознание. Сестре, которая за него заступилась, разбили нос. Тогда Оля схватила одного из обидчиков — поломала ему руку и нос. Приехала полиция. «Ждите, парни, я только начала, я ему еще и голову разобью!» — отрезала им. Те выслушали историю драки: «Вызывайте, женщина, такси, забирайте друзей! Мы вас не видели!»
Бесстрашная женщина признается, что собиралась идти на фронт. Прибежала к матери: «Забери малого!» Но мать все поняла и хитро ответила: «Уезжаю отсюда, меня не будет, не могу!» Так что Оля осталась.
- Поделиться: