За время карантина появилось немало примеров «бегства» от ситуации через искусство, а вместе с тем — и попыток справиться с вызовами с помощью творчества. Многочисленные фейсбук-челенджи для художников и иллюстраторов, запуски в онлайн-формате выставок, галерей и даже аукционов — культурный и креативный сектора привлекли весь арсенал художественных инструментов и «вытиснули» с пандемии максимум оригинальных форм и продуктов. Рассказываем три яркие истории художественного противодействия COVID-19.

Креативная защита

С начала карантина художник Роман Минин начал создавать художественные маски. В рамках кампании Чисто он поделился своими наблюдениями.

Фото:

Роман Минин, художник в маске собственного авторства, для Чисто: информационное противодействие COVID-19

«Впервые я столкнулся с маской для лица как с культурным явлением в Токио. Там уже давно люди берегут себя от риска заболеть и потерять работу. Дорогая медицина и страх безработицы — вот то, что было написано на лицах людей, которые носили маски. Но пришло другое время и контекст, в котором на масках и в глазах тех, кто их носит, не обязательно должны читаться страх и уныние. Сейчас в условиях социальной необходимости палитра эмоций может быть совершенно разной.

Здесь есть место и для скрытой улыбки, и для спортивного настроения, и для откровенных ярких сигналов оптимизма вопреки всему. Маска стала просто частью одежды, как галстук, которая прежде всего подчеркивает социальную ответственность и настроение человека, а не спасает ее от вируса. Я бы даже сказал — подчеркивает противоречия этого мира. Но есть один минус: ничего не заменит настоящей улыбки, и какой бы оригинальной маска не была — без нее лучше. Ну а если уж маска — то прикольная!».

Графический призыв

К противодействию COVID-19 на языке искусства присоединилась и графический дизайнер Дарья Подольцева. Она создала серию плакатов с призывом соблюдать правила ослабленного карантина.

«В начале карантина чувства были разные: с одной стороны, я очень радовалась, что всё немного замедлилось, а с другой — было ощущение, что предыдущий месяц работы прошел зря. Но все равно много трудилась (готовила Docudays онлайн), поэтому дома ничего не успела — убрала одну комнату в подвале, да и ту в воскресенье. Немного пострадала, что не посмотрела ни одного онлайн-курса. Зато выспалась!

Во время работы над постерами я думала о том, что такое чистота. Это понятие очень относительное. Лучше всего этот вопрос иллюстрирует эссе Тараса Прохасько «Чистый страх» — всем очень советую. Какой-то блеск на эмоциональном уровне там присутствует».

Костюм-арт-объект

Визуальные формы, вдохновленные темой COVID-19 — вариативные и непредсказуемые. Например, художественный защитный костюм для медиков, который создали дизайнеры Ксения Оксинь и Ave Libertatemaveamor еще осенью 2019, не ожидая, насколько актуальным будет их объект.

«Этот костюм был частью нашего проекта с Ave, который мы сделали еще осенью. Тогда было сложно представить, что через несколько месяцев он сможет стать не просто арт-объектом, а перекочевать в наш быт. Обычно в искусстве все наоборот.

Практически весь период строгого карантина ходила на улицу в таком виде. Реагировали по-разному: кто-то шарахался, некоторые улыбались, а другие просили сфотографироваться».

Фото:

Ксения Оксинь для Чисто: информационное противодействие COVID-19

Во время кризиса и изоляции роль искусства становится более важной в нашей жизни — независимо от того, осознаем мы это или нет. «Объединение людей, вдохновение, успокоение и совместное использование — это силы искусства, значение которых стало очевидным во время пандемии COVID-19», — заявила Одри Азулай, генеральный директор ЮНЕСКО, в одном из своих весенних обращений.

И если в течение строгого карантина искусство выполняло в основном терапевтическую функцию как для самих художников, так и для их аудитории, то сейчас, когда наблюдается спад интереса и отсутствие чувствительности к теме коронавируса, язык творчества — возможно, единственный эффективный способ донести важное. Именно нестандартный взгляд на обычные вещи — то, что делает художественный подход к противодействию коронавирусу заметным.

Материал создан в рамках кампании «Чисто: информационное противодействие COVID-19», которую реализует Украинский Дом в сотрудничестве с художниками, дизайнерами и иллюстраторами. При поддержке Посольства США в Украине и в сотрудничестве с ОО «Цех экспериментальной культуры». Кампания на языке искусства рассказывает о безопасности и адаптации к жизни в условиях пандемии.

Автор: Анастасия Бондаренко
Поделиться: