Как Россия перехватывает инициативу по разрешению конфликта в Сирии

Подходит ли действительно сирийская война кконцу? Могут ли Россия, Турция и Ирансамостоятельно, без участия Запада, решить будущее сирийского народа? По просьбе Громадскогоэто анализирует эксперт—международник Александр Мишин.

Боец курдских Сил народной самообороны (YPG) в сирийском городе Ракка. Курдские отряды активно участвовали в освобождении Ракки от исламистивФото: EPA/SEDAT SUNA

Александр Мишин

Президенты России, Турции и Иранав Сочи обсуждают окончание сирийской войны, а перед этим на консультации в Россию приезжает сирийский президент Башар Асад. Вместе они обсуждают поствоенное будущее страны: новую конституцию и выборы.

Силы «Исламского государства» в Сирии разгромлены, а оппозициярежимаАсада, в частности, армия повстанцев, ослаблена.

Пропагандистские российскиемедиа ужеотчитываются о скоромзавершении шестилетней гражданской войны. О переговорахповстанцев в Женеве, к которым причастныСША и ООН,россияне говорят так: мол,в них принимают участие не имеющие особоговлияния сирийские политические мигранты. В то же время встолицуКазахстана Астану, где Россия обустроила альтернативную площадку для переговоров,приезжают реальныеполевыекомандиры. Онипозволяют себе игнорировать намерения СаудовскойАравии приобщиться к миротворческому процессу, хотя она почти пятьлет финансирует сирийскую оппозицию.

Действительно ли подходит сирийская война кконцу? Могут ли Россия, Турция и Ирансамостоятельно, без участия Запада, решить будущее сирийского народа? По просьбе Громадскогоэто анализирует эксперт-международник Александр Мишин.

Беги или умри

Гражданская война в Сирии — один из самых кровавых эпизодов «арабской весны». Количество человеческих жертв уже достиглопочти полумиллиона человек, половина населения страны вынуждена была бежать.

Главным событием ноября 2017 года стала окончательная победа вооруженных сил президента Сирии Башара Асада и его союзников над боевиками «Исламского государства». С падением последнего оплота джихадистов, города Бу-Камаль, 98% территории Сирииосвободили от тех, кого правительство называет «террористическими элементами». Фаза активных военных действий завершилась, наступает период постконфликтного урегулирования сирийского кризиса.

Уничтожение ячеек «Исламского государства» решило лишь одну проблему из множества, которыепоявились перед Сирией. Наповестке дня — сложные вопросы политического урегулирования. Среди прочего, это и будущее Башара Асада, и параметры переходного периодав стране, разработка новой конституции и проведение выборов ворганысирийской власти.

В то же время нужно сохранять режим эффективного прекращения огня, оказывать гуманитарную помощь пострадавшим от боевых действий и обеспечивать людей электричеством и водой. Еще один острый вопрос: где найти деньги для возобновлениевдребезги разрушенных сирийских городов, в частности, Алеппо и бывшейстолицы Халифата «Исламского государства» — Ракки.

Разрушенные здания и остатки мечети в сирийском городе Ракка, 22 октября 2017 годаФото:EPA-EFE/YOUSSEF RABIH YOUSSEF

Ближневосточные шахматы

На лидерство в процессе постконфликтного восстановленияСирии претендуют два лагеря. В первом — сторонники президента Башара Асада, его давние союзники Россия и Иран, а также Турция, которая к ним присоединилась. Эта троица стремится играть ведущую роль в сирийском урегулировании.

Каждый из участников группировки преследует собственные интересы, но их объединяетжелание сохранить Сирию в целостном виде. Кремль видитв Сирии стратегического союзника и чуть ли не последнего сателлитана Ближнем Востоке. Для Москвы сохранениепри власти режима Асада еще и вопрос выживания режима президента Владимира Путина.

Если Асад сохранит должность руководителя страны, это станет провалом проекта «арабская весна» и демократизации региона. Это станет большой геополитической и моральной победой российского правительства, которое мыслит категориями традиционализма и консерватизма.

Также, сохранив правящий сирийский режим, россияне будут иметь две военных базы в регионе — Тартус и Хмейним. Не говоря уже о гарантиях выполнения вооруженных контрактов на $4 млрд, под которыми подписался Асад.

Тегеран — давний союзник режима Асада, ставку на него сделал еще покойныйаятолла Хомейни. Иранские стратеги считают Сирию чуть лине своей провинцией и готовыприложитьлюбые усилия, чтобы Иран имел выход к Средиземному морю. Тегеран добился этого дорогой ценой: в войне в Сирии погибли болеетысячисолдат и офицеров Корпуса Стражей Исламской революции, не говоря о многочисленных потерях среди бойцов проиранскойгруппировки «Хезболла», которая также воюет на сторонеАсада. Даже в трудных для себя условиях международных санкций иранцыоказали Сирии финансовую помощь на $15-17 млрд.

Где-то в стороне от «троицы» стоит Турция. Она длительное время была едва ли не главным противником режима Башара Асада и поддерживала суннитских побратимов из демократической и не слишком демократической сирийской оппозиции. Это вписывалось в американскую стратегию по Сирии. Однако после событий пресловутого военного путча в Турции в июле 2016 годаи переориентации Вашингтонана военную поддержку сирийских курдов, президент Реджеп Эрдоган почувствовал, что его предалии решил действовать отдельно. Следовательно, турки сформировали так называемый пояс безопасности на границе между Турцией и Сирией, а также реализовали операцию «Щит Евфрата», чтобы разделить сирийскую курдскую «федерацию» на два отдельных анклава.

Турки как никто другой заинтересованыв целостной Сирии и примирении в этой стране, потому что из-запотоковбеженцев (их в Турции почти 2,5 млн), а также от конфликта с Москвой страдает турецкая экономика.

Эрдоган понимает, что может не удержать власть в 2019 году, потому уже в настоящий момент нужно активно действовать.

Второй, не менее влиятельный лагерь, — это государства, которые группируютсявокруг подавляющего большинства сирийской оппозиции. Речь идето Саудовской Аравии, Катаре, Египте и Иордании. Они иначе видят будущее Сириии без привлечения этих стран к процессу мирных переговоров нечего и надеяться на стабильность в Сирии.

Эти государства являютсясуннитскими, они отстаивают концепцию необходимости прихода к власти в Сирии именно суннитов и уменьшениявлияния шиитов. Дамаск для них — одна из оккупированных иранцами столиц арабского мира, а этому необходимо положить конец. Ради этого они готовы разделить Сирию в ее существующих границах, только бы остановить распространение «заразы шиизма», как они об этом говорят. Кроме этно-религиозных рассуждений, арабские побратимы вмешиваются в сирийский кризис, чтобы защитить проекты транспортировки энергоносителей с Персидского залива вЕвропу.

Еще один вопрос — курдский. Главными лоббистами интересов сирийских курдов выступают США и Израиль — в настоящее время главные союзники народа, который претендует на достойное место в политической конфигурации будущей Сирии.

Военная поддержка Вашингтоном курдских Сил народной самообороны (СНС), которые в октябре 2017 года освободили Ракку от исламистив, толкнула Анкару в объятия Москвы. Уже после саммита «тройки» в Сочи, президент США Дональд Трамп решил возобновить альянс с турками, заявив, что прекращает предоставление военной помощи сирийским курдам. Но для серьезного влияния на Турцию, которая все больше ориентируется на Кремль, этого маловато. Та, в свою очередь, хочет быть главным игроком в сирийском вопросе.

Члены курдских Сил народной самообороны (YPG) с сирийскими беженцами около турецко-сирийскойграницыв городе Тель-Абьяд, Сирия, 23 июня 2015 годаФото:EPA/SEDAT SUNA

Саммит в Сочи — вторая «Ялта»?

В российских экспертныхкругахуже успели назвать саммит в Сочи позитивным завершением цикла «блестящих дипломатических усилий Москвы понаправлениюурегулирования сирийского кризиса». Речь идето переговорах в Астанев декабре 2016 года, создания зон деэскалациив Сирии, проведение консультационных встреч Россия-Иран-Турция на уровне председателей МИД и Генеральных штабов, и, собственно, переговоры Путина и Асада в канун сочинского саммита.

Теперь Россия будто стала модератором мирного процесса в Сирии. А образ Путина-миротворца можно активно использовать в предвыборной компании в мае 2018 года.

Претензии на лидерство кремлевская пропаганда обосновывает спасением Асада — если бы не российскиевойска, режим потерпел бы сокрушительное поражение. В начале российскоговооруженного вмешательства в сентябре 2015 года его правительство контролировало лишь четверть территории страны, а допереходаДамаска в руки оппозиции оставалось 3-4 недели.

Российскиевоенные нанесли 92 тысячи авиаударов крылатыми ракетами «Калибр» по боевикам и смогли удержать Асада при власти. Если бы не россияне, под его контролем осталась бы в лучшем случае западная провинция Латакия. В худшем — он мог повторить судьбу ливийского лидера Муаммара Каддафи, жестоко убитого разъяренными оппонентами. Тогда Сирия могла бы распасться на множество враждующих анклавов поливийскомусценарию.

Кремлевская пропаганда заверяет, что российские войска спасли режим Асада в Сирии от сокрушительного поражения (на фото — российский президент Путин (слева) и президент Сирии Башар Асад во время встречи в Сочи, Россия, 20 ноября 2017 года)Фото:EPA-EFE/MICHAEL KLIMENTYEV/POOL

Теперь россияне хотят закрепить свои военные победы политическими, реорганизовав Сирию в соответствии с собственными прихотями. Цель Москвы — замкнуть на себе все дипломатические усилия поурегулированиюсирийского кризиса. Для этого, во-первых, они стремятся закрепить за Астаной статус главной переговорной площадки сирийского урегулирования, лишив этогостатуса Женеву. Уже в настоящий момент активно продвигается тезис, что реальные решения принимаются в Астане, где присутствуют настоящие полевые командиры, тогда как в Женеву ездят сирийские политические мигранты, которые не имеют реального влияния на события в Сирии.

Во-вторых, Россия стремится закрепить за Сочи статус города, где будут проводиться консультации всех сторон относительно разработки текста новой конституции Сирии. А это уже претензия на то, что именно российскийвариант конституции будут рассматривать как отправной в переговорном процессе. В-третьих, Россия хочет, чтобы Турция признала легитимность режима Асада и установила с ним прямые контакты.

Именно поэтому Владимир Путин пригласил в Сочи лидера Ирана Хасана Рухани и президента Турции Реджепа Эрдогана — они стали его активными апологетами в продвижении модели «новой Сирии», которая будет включать и президента Асада. Общее заявление «тройки» по итогам сочинского саммита проливает свет на их видение будущего страны.

Стороны настаивают на возобновлении единства Сирии и достижении политического урегулирования путем инклюзивного, свободного, справедливого и управляемого самими сирийцами процесса. Заодно он должен охватить все сегменты сирийского общества и состоять из двух элементов: одобрение конституции, которую будет поддерживать сирийский народ, а также проведение свободных и справедливых выборов.

Уже известны определенные контуры базовых положений новой сирийской конституции, разработанной россиянами.

Сирия больше не будет «Сирийской арабской республикой» и превратится просто в «Сирийскую Республику». Это реверанс в сторону курдов и иранцев. Также вих пользу должна состояться децентрализация государственной власти в стране: Сирия, вероятно, станет национально-этнической федерацией.

Чтобы удовлетворить Анкару, предложили трансформировать Сирию в парламентско-президентскую республику, где суннитыполучат намного больше рычагов влияния на политические процессы. Не забыли россияне и о себе: чтобы предотвратить рост влияния исламистов, Сирия должна остаться светским государством.

В ближайшее время состоитсясозывКонгресса сирийского национального диалога в Сочи, где будут обсуждать текст новой конституции. Важно отметить, что перечень участников этого конгресса будет согласовываться толькоМосквой, Тегераном и Анкарой. Следовательно, они хотят лишьвтроем держать под контролем процессс ограниченным привлечением даже представителя ООН из сирийского урегулирования Стаффана де Мистуры, хотя это идет вразрез с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН. Поэтому можно говорить о подрыве комплексных международных усилий поразрешениюсирийского кризиса, в частности, игнорированииинтересов таких государств, как США, Израиль и монархии Персидского залива, не говоря уже обООН.

Подобные односторонние действия «тройки» вызывают раздражения и выглядят дерзкими. Следовательно, «Сочи-2017» — это никоим образом не «Ялта-1945», когда международное сообщество было монолитным. Об отсутствии единодушия в сирийском вопросе ярче всего свидетельствуют решения другого саммита, что параллельно с сочинскими встречами происходил в Эр-Рияде.

Слева направо: президент Турции Реджеп Эрдоган, президент России Владимир Путин и лидер Ирана Хасан Рухани во время встречи в Сочи, Россия, 22 ноября 2017 годаФото:EPA-EFE/MICHAEL KLIMENTYEV/POOL

Саудовский ответ «сочинской троице»

В то время как Москва позиционирует себя безальтернативным центром послевоенного политического урегулирования в Сирии, свое слово стремится сказать Саудовская Аравия. Большинство политической и вооруженной оппозиции в Сирии остаются в фарватере влияния этогои других арабских государств. Об этом свидетельствуетпроведение 22-24 ноября Конференции платформ сирийской оппозиции в столицеСаудовского королевства, так называемый «Эр-Рияд-2».

В мероприятии принимали участие 144 делегата, которые презентовали Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил Сирии, высший комитет по переговорам, полевых командиров, независимых сирийских представителей и платформу«Каир». Сторонников россиян тоже пригласили на событие, но те проигнорировали ее. Зато специальный посланец ООН Стаффан де Мистура на конференцию прибыл.

Консультации в Эр-Риядесозывали для согласования позиций разных групп сирийской оппозиции перед проведением восьмогораунда межсирийских переговоров в Женеве под эгидой ООН. Впервыев истории переговорного процесса договорились о формировании единственной делегации сирийской оппозиции, которая будет включать 36 лиц; возглавлять ее будетНасраль-Харири (член руководства Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС)).

В то же время восемьмандатов в делегации отданыпредставителям платформ «Каир» и «Москва». Эр-Рияд остается взвешенным и дипломатическим относительно россиян, и не хочет их игнорировать. Также, согласноформуле,на переговорах решениеможет быть принято, если его поддержат 75% делегатов.

Принятое по итогам конференции заявлениепохоже назаявлениесочинской «тройки» в вопросе территориальной целостности Сирии и необходимости учета ее многонациональности и мультикультурности.

Однако есть три отличающихсяположения. Во-первых, это полное нежелание сирийской оппозиции признать возможность оставить Башара Асада при власти, тем более предоставить ему весомую должность в политической системе «новой Сирии». Во-вторых, признание, что переходный процесс невозможно запустить без реструктуризации органов государственной безопасности Сирии. В-третьих, необходимость перенесения всех последующих дискуссий относительно политического будущего Сирии исключительно в пределы «женевского формата».

Также «Эр-Рияд-2» призывал прекратить дискриминационную политику относительно курдов, таким образом фактически освятил существование Федерации Северной Сирии — Рожавы, котораяв настоящее время охватывает кантоныАфрин, Шабха, Кобани, Тель-Абьяд, Хасаку, Камышлы, не говоря уже о зоне контроля курдских Сил Народной Самообороны, которую они получили после разгрома «Исламского государства» в Ракке.

Следовательно, арабские монархии тоже имеют свое видение Сирии и предлагают собственные подходы на переговорах, которые существенно отличаются от позиции «сочинской тройки». Учитывая это, нельзя говорить об абсолютном политическом доминировании Москвыв «сирийском вопросе».

Похоже, Сирия и в дальнейшем будет полем ожесточенной борьбы между разными влиятельными игроками. Мир и безопасность теперь остаются для сирийцев лишь мечтой.