Как в Раде решали судьбу мобилизации. Что надо знать об изменениях в резонансный законопроект

Неделю в парламенте длились перипетии вокруг законопроекта о мобилизации, вызвавшего общественный резонанс.
Правительственный проект подали в спешке фактически в ночь после Рождества. Он ожидаемо оказался несовершенным. У депутатов из профильного комитета, взявшихся за документ 4 января, были вопросы чуть ли не к каждому пункту всех 72-х страниц. Но вот что делать дальше: «заворачивать» его и вернуть правительству на доработку или принять как есть в первом чтении с рекомендациями комитета и дальше работать в режиме правок? Решить не могли до последнего.
Заседание комитета по нацбезопасности и обороне, на котором должны были дать свой вердикт по законопроекту еще 9 января, переносили несколько раз. Спикер Верховной Рады созывал глав фракций на закрытые встречи, «Слуги народа» срочно собирались на совещание в поиске голосов, а утром 11 января состоялся закрытый согласительный совет с участием военного командования.
Так что решили?
На фоне общественных дискуссий в парламенте фракция «Слуга народа» после заседания вечером 10 января решила вернуть законопроект о мобилизации на доработку правительства. Это подтверждали наши источники. Хотя речь шла скорее об одном из амбициозных сценариев, по которому хотели, чтобы Кабмин быстро внес новую версию, за которую в зале проголосовали бы уже на следующий день.
Финального же решения не было до последнего. Так и не вынес свое решение и профильный комитет. Заседание отменили. О том, что законопроект все же решили вернуть инициатору, то есть Кабмину, сообщил лидер президентской фракции Давид Арахамия.
«Состоялось закрытое совещание с военным командованием. Присутствовали Главнокомандующий Залужный, начальник Генерального штаба Шаптала, министр обороны Умеров, руководство Верховной Рады, главы фракций и комитетов. По результатам совещания, законопроект возвращается инициатору. Одновременно передаем предложения, наработанные на комитете и рабочих группах», — написал Арахамия.
По его словам, рассмотрение законопроекта вызвало много спорных вопросов.
«Мы понимаем запрос военного командования и готовы идти навстречу. Но не все нормы могут быть поддержаны. Какие-то положения прямо нарушают права человека, какие-то не оптимально сформулированы», —подчеркнул депутат.
Поскольку законопроект еще не рассматривали в Раде, правительство отозвало его самостоятельно. При этом 4 альтернативных законопроекта остаются на рассмотрении, отметил народный депутат от «Голоса» Ярослав Железняк. Их «в теории» должен также рассмотреть профильный комитет. А уже после этого правительство снова должно внести свою версию документа в парламент.
«За всю свою десятилетнюю карьеру работы с парламентом, хуже организации процесса по столь важному вопросу я не видел», —добавил он.
Пылкие обсуждения: вопросы были у всех
Комитет ВР по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки 4 января начал рассмотрение законопроекта вместе с руководством Минобороны и ВСУ — в частности, главнокомандующим Валерием Залужным. По источникам издания NV, главком был жестко против некоторых норм: среди них привлечение в армию заключенных и судимых. Дискуссии иногда были эмоциональными.
По словам депутатов из профильного комитета, изменить некоторые нормы предлагали и сами министры. Хотя правительственный проект предварительно был согласован и проголосован всеми членами Кабмина. Как оказалось, министры голосовали, но не видели за что.
«Министры сначала сидели и голосовали за эту инициативу, а потом ходили к нам в комитет для того, чтобы высказать свои замечания. Что говорить, если вносится законопроект об усилении мер по мобилизации, а через несколько дней выходит министр финансов и говорит: "Я не знаю, где на это взять деньги"?» — говорит hromadske член комитета по нацбезопасности, депутат от «Евросолидарности» Ирина Фриз.
По словам секретаря комитета, полковника СБУ и нардепа от «Голоса» Романа Костенко, на комитете работали постатейно, и вопросы были чуть ли не к каждой норме.
«Была попытка переложить ответственность за непопулярный закон на Верховную Раду. Хотя я считаю, что это они (правительство — ред.) должны доработать. Вопросов было очень много даже по тому, как это выполнять. Нормы, как они сейчас прописаны, могут не работать. Со своей стороны, мы как депутаты ничего не меняли. Мы задавали вопросы и давали свои рекомендации», — заявил Костенко в эфире Radio NV.
Вскоре после регистрации законопроекта о мобилизации уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец заявил, что его отдельные нормы нарушают базовые права украинцев и противоречат Конституции.
Доработать законопроект рекомендовал комитет Совета по социальной политике, а антикоррупционный комитет выявил в нем коррупционные риски. Глава комитета Анастасия Радина заявила, что мобилизация должна быть «без коррупционных дыр» и предложила следующие изменения:
- нне возлагать на органы местного самоуправления обязанность «обеспечить прибытие» военнообязанных в военкоматы;
- четко определить, в какие сроки и при каких условиях ТЦК может инициировать внесение военнообязанных в реестр должников с последующими ограничениями;
- убрать право районных (городских) комиссий по направлениям для прохождения военной службы, а также комиссий высшего уровня по собственному усмотрению предоставлять гражданам отсрочки от направления на базовую военную службу (речь идет не о мобилизации).
Какие нормы уберут
Стоит отметить, что сейчас точно не известно, какими будут нормы в обновленном правительственном законопроекте на момент повторного вынесения на голосование в Раде.
Глава комитета по нацбезопасности и обороне Александр Завитневич в интервью РБК-Украина прогнозировал, что отдельные нормы претерпевают кардинальные изменения.
О том, что финальная версия законопроекта будет максимально сбалансирована, заявлял и его заместитель, депутат от «Слуги народа» Егор Чернев.
Больше споров, по словам нескольких депутатов профильного комитета, вызвали самые скандальные нормы:
- относительно электронных повесток;
- мобилизации людей с 3 группой инвалидности;
- расширение полномочий представителей ТЦК и руководителей местных госадминистраций;
- изъятие у ФЛП автомобилей как военно-транспортного долга.
По словам Чернева, в доработанном документе точно не будет нормы об отправке повесток по электронной почте.
Кроме того, комитет предлагает сохранить отсрочку для людей с инвалидностью 3-й группы. В то же время, депутаты настаивают на том, чтобы люди с инвалидностью 1-й и 2-й группы не подлежали мобилизации вообще.
Комитет, по информации нардепа Алексея Гончаренко, предлагает также внести следующие изменения:
- предоставить отсрочку от мобилизации студентам при последовательном получении образования без учета специальности (профессии);
- предоставить отсрочку украинцам, зачисленным на обучение в интернатуру;
- предоставить отсрочку для ученых и преподавателей при условии, что они работают по основному месту работы не менее чем на 0,75 ставки (а не на полную ставку, как было в правительственном варианте законопроекта);
- ввести основание для увольнения со службы военных, родственники которых погибли при участии в АТО;
- сократить сроки увольнения срочников.
«Мы сказали о чрезмерных полномочиях органов местного самоуправления по ведению учета военнообязанных. А также о чрезмерных полномочиях президента, который своим указом может вводить базовую общевойсковую подготовку. Сказали о коррупционных и дискриминационных нормах по сбору информации. Сказали о недопустимости представителям ТЦК иметь такой объем полномочий, который они могут использовать по своему усмотрению», — делится комитетскими замечаниями депутат Ирина Фриз.
В то же время, она добавляет: не знает, какие именно наработанные в комитете рекомендации передали Кабмину, чтобы тот их учел и доработал законопроект о мобилизации. Ведь юридически они не оформлены и решением комитета утверждены так и не были.
Что предполагал первоначальный законопроект правительства?
Главными предложениями законопроекта по усовершенствованию отдельных вопросов мобилизации, военного учета и прохождения военной службы (№10378) были:
- смена призывного возраста с 27 до 25 лет;
- отмена срочной службы;
- отправка повесток по электронной почте и через электронный кабинет;
- возможность увольнения после трех лет непрерывной службы во время военного положения;
- право на освобождение для тех, кто вернулся из плена и не имеет уголовных дел. Решившие остаться на службе получат право на дополнительный 90-дневный отпуск;
- введение базовой общевойсковой подготовки до трех месяцев для всех граждан от 18 до 25 лет;
- мобилизация людей с инвалидностью 3 группы;
- исчезновение термина «ограниченно пригодный»;
- возложение на органы местного самоуправления в обязанности «обеспечить прибытие» военнообязанных в военкомат;
- необходимость встать на военный учет в Украинегражданам, постоянно проживающим за границей;
- возможность добровольной мобилизации приговоренным к условному наказанию;
- отмена отсрочки для части студентов, в том числе получающих повторный уровень образования;
- введение Единого реестра должников и ограничения уклоняющимся: запрета выезда за границу, запрета на проведение операций с движимым и недвижимым имуществом, ограничение на право управления собственным транспортным средством и получение водительского удостоверения, отказа в заключении кредитного договора и договора займа;
- повышение в десять раз штрафа за нарушение правил военного учета (от 8,5 до 17 тысяч гривен).
Впрочем, Кабмин уже сам проголосовал за отзыв законопроекта в этой редакции. Об этом говорится на сайте парламента. В настоящее время официально документ отозван.
Тем временем министр обороны Рустем Умеров заявил, что команда Министерства уже учла все предложения и подготовила новую редакцию законопроекта о мобилизации. В ближайшее время его намерены вынести на согласование Кабмина.
«Сейчас критически важные для государства вопросы мобилизации, военного учета и проведения ротаций политизируются и тормозятся. Это недопустимо во времена большой войны», — сказал Умеров и подчеркнул, что планируется установить четкий срок службы по мобилизации.
«Этот закон нужен обороне нашего государства и каждому воину, который сейчас находится на фронте. Нужен как можно быстрее», — добавил министр.
- Поделиться: