Как закрывалась сталь: причины и последствия консервации предприятий оккупированного Донбасса

Как закрывалась сталь: причины и последствия консервации предприятий оккупированного Донбасса

Текст:Настя Станко

Блокада трех железнодорожных веток между «ЛНР», «ДНР» и Украинойпривели к тому, что могут начаться проблемы с доставкой угля марки «антрацит» из шахт оккупированного Донбасса наТЭС и ТЭЦ подконтрольныхУкраине территории. Кабмин уже предупредил о возможных веерныхотключениях электричества и отопления в семи областях.

Но это не единственное последствие блокады. Она стала угрозой для предприятий-гигантов как на подконтрольной, так и на неподконтрольной Украине территориях.

С так называемой «ЛНР» на подконтрольную территорию Украины идут две железнодорожные ветки. Одна из них идет только на Луганскую ТЭС в городе Счастье - она ​​работает.

Другая, по которой товары движутся дальше, заблокирована с25 января 2017 года на пересечении Светланово - Шепилово- сорок второй километр железнодорожного полотна. Ранее по этому пути возили с неподконтрольной территории уголь марки «антрацит» для ТЭС. По этой же ветке в «ЛНР» поставляют руду и другие породы для Алчевского металлургического комбината, продукцию которого Украина экспортирует в Европу.

100% сырья для меткомбината завозятся с подконтрольной правительству терриоорииУкраины на оккупированную, в Украину и Европу возвращаются оттуда также 100% продукции. Такие цифры Громадскому подтверждает Сергей Тарута - экс-глава совета директоров Индустриального союза Донбасса, которому принадлежит Алчевский меткомбинат и Алчевский коксохим.

С 26 января из-за блокады железной дороги ни сырье, ни готовая продукция ни по одному из направлений не везутся.

Что происходит на предприятиях

«Мы закрываемся на месяц пока. Сейчас через двое суток должны подготовить предприятие к долгой консервации, - говорят Громадскому в руководстве Алчевского меткомбината. - 11 612 работников будут приходить только на дневную смену, пока в отпуск за свой счет их отправляем, там посмотрим. Вы бы лучше сюда не звонили, здесь все слушают»- заканчивает разговор с нами оккупированный Алчевск.

Алчевский меткомбинат и коксохим - два градообразующих предприятия. Они давали ⅔ городского бюджета. 30 тысяч алчевцев так или иначе связаны с работой на этих предприятиях.

Сейчас фактически и меткомбинат и коксохим контролируются на 49,99% акций Олегом Мкртчаном. С ним за эту долю в международном арбитраже судится Сергей Тарута. Еще 50% + 2 акции принадлежат консорциуму российских инвесторов во главе с Александром Катуниным (при поддержке Внешэкономбанка России). В реестре юридических лиц впрочем до сих пор фигурируют Тарута и Мкртчан.

Сергей Тарута объясняет, что от дел отошел, но общается и поддерживает отношения с работниками предприятий. В декабря 2016 года он комментировал Громадскому свои отношения с руководством и акционерами предприятий так:

«Я только помогаю им (руководству - ред.) договариваться с Министерством обороны, властью украинской, чтобы там не обстреливали железнодорожные пути, где идет сырье и продукция».

Оба алчевских предприятия перерегистрированы на подконтрольной Украине территории - в городе Северодонецке. По данным Государственной фискальной службы, они являются предприятиями номер один по количеству уплаченных налогов в бюджет Луганской области.

«Сейчас остановился не только Алчевский меткомбинат, но и Алчевский коксохим и компания «Экоэнергия» (обслуживает электростанцию, которая обеспечивает потребности меткомбината и коксохима в электропотреблении - ред.). Теперь будут вынуждены остановиться Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского, потому что только с Алчевского комбината туда поставлялся кокс. Так же остановится и Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича и «Азовсталь». Из-за остановки работы предприятий без работы останутся около 20 тысяч человек, которые сейчас проживают в Алчевске. Еще около 20 тысяч могут потерять работу из-за остановки предприятия в Днепродзержинске, а в Мариуполе - примерно 300-400 тысяч человек», - объясняет возможные последствия для страны Тарута.

Генеральный директор комбината им. Ильича Юрий Зинченко говорит о 18 тысячах работников его предприятия.

В свою очередь генеральный директор «Азовстали» Энвер Цкитишвили называет цифру своих работников - 11тысяч. Если учесть всех подрядчиков и ремонтников, то это 40 тысяч человек - пояснили Громадскому в пресс-службе компании Метинвест. Еще 6 тысяч - это рабочие порта, которые выживают за счет поставок металла.

«Сергей Алексеевич имел в виду, что эта блокада затронет всех жителей Мариуполя» - уточняют в пресс-службе Метинвеста.

Владимир Гуц - заместитель председателя Луганской военно-гражданской администрации в комментарии Громадскому возмущается:

«Блокирование - это удар под дых для Луганской области, да и вообще для экономики страны».

Но конкретных цифр - и налогов, и объемов товара, перевозимого по луганской железной дороге, - в военно-гражданской администрации не знают.

«Понимаете, они очевидно все равно что-то платят в «ЛНР», мы же не знаем, кто там что скажет и как это проверить», - говорит Владимир Гуц.

Украинская налоговая в Алчевсксейчас добраться не может. Соответственно нет возможности и посчитать количество налогов. Подобная ситуация и с оплатой Алчевским меткомбинатом коммунальных услуг: долг за электроэнергию предприятия с начала войны достиг почти миллиарда гривен.

Как останавливалась сталь

В 2015 году контроль над двумя предприятиями и над городом Алчевском в целом пытался установить Алексей Мозговой - командир батальона «ЛНР» с позывным «призрак». 23 мая 2015-го его автомобиль взорвали и расстреляли из автоматического оружия на пути из Алчевска в Луганск. Тогда погиб Мозговой, его пресс-секретарь, охранники и трое местных жителей, которые оказались рядом.

16 июня 2015 бойцы роты «Торнадо» на станции Светланово Луганской области остановили поезд с чугуном, следовавший из Алчевска в Каменское (бывший Дзержинск). Бойцы утверждали, что 20 вагонов с чугуном и коксовой крошкой ехали с поддельными документами за 2011 год на якобы фиктивную фирму. Позже из-за этой задержки тогдашним руководителем Луганщины Геннадием Москалем было инициировано внутреннее расследование. Впоследствии «Торнадо» расформировали. Сейчас 12 бойцов роты ждут приговора суда в СИЗО, их обвиняют в изнасилованиях, мародерстве, завладении чужим имуществом и превышении полномочий.

Заместитель командира роты «Торнадо» Николай Цукур в комментарии Громадскому заявил, что задержали его и собратьев именно за то, что они останавливали контрабанду на линии соприкосновения.

«С этим поездом речь шла о 18 млн гривен. И были поддельные документы. Но никто не разбирался, пострадали только мы», - сказал Цукур Громадскому.

В свою очередь Геннадий Москаль настаивал на том, что все документы были тогда в порядке, а СБУ позволила провезти эти товарычерез линию разграничения.

Все налоги - в «республику»

В оккупированном Луганске разговоры о том, что крупнейшее предприятие так называемой «ЛНР» должно платить налоги в бюджет «республики» велись давно. Нынешний самопровозглашенный руководитель «ЛНР» Игорь Плотницкий неоднократно пытался блокировать отгрузки с комбината и на комбинат сырья и продукции. Последняя такая попытка была в начале 2016 года. Всегда эти попытки заканчивались ничем. Официально - и это неоднократно Громадскому подтверждал Сергей Тарута - ничего в бюджет «ЛНР» Алчевский меткомбинат не платит.

«Так называемое руководство понимает, что если они будут что-то требовать и предприятие остановит работу, то начнутся бунты в городе. А для нас это плюс, что люди работают на заводе, получают зарплату на карточки в гривнах, а не воюют в незаконных вооруженных формированиях», - говорит экс-совладелец предприятий.

Однако, 10 февраля 2017 депутаты так называемого парламента «ЛНР» приняли в первом чтении «законопроект», согласно которому нерезиденты юридические и физические лица должны до 31 марта 2017 зарегистрироваться в «налоговой системе «ЛНР» и платить налоги в бюджет «республики». Иначе предприятия могут быть национализированы.

Среди таких нерезидентов названы предприятия ахметовского холдинга ДТЭК, в частности «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит», на которых добывается уголь класса «А», а также Алчевский меткомбинат и коксохим. «Глава республики» Игорь Плотницкий горячо поздравил такую ​​законодательную инициативу «парламентариев».