Как живет и кого поддерживает крымскотатарская диаспора в Турции

Как живет и кого поддерживает крымскотатарская диаспора в Турции

«Столицей» крымскотатарской диаспоры в Турции считается город Эскишехир, расположенный в 4 часах езды от Стамбула. Почти четверть населения города — крымские татары.

Сколько их проживает в стране, точно не может сказать никто из диаспоры. Говорят о том, что их не менее 2 млн человек, — это те, кто все еще пытается сохранять свои связи и традиции. Если добавить к ним крымских татар в смешанных браках — получится около 15 млн человек.

Здешние крымские татары — это преимущественно семьи, которые покинули Крым более века назад. Прежде чем оказаться в Турции, многие жили в Румынии, где до сих пор большая крымскотатарская община.

Члены диаспоры утверждают, что наплыва беженцев из Крыма в Турцию нет. По-прежнему приезжают на учебу или лечение.

С начала аннексии Крыма Россией крымскотатарская диаспора в Турции активно помогает своим в Украине. Здесь собирают деньги для семей политзаключенных, гуманитарную помощь, проводят митинги под посольством России, распространяют информацию о репрессиях в Крыму. Этим занимаются в основном люди, объединенные в дернеки — общества культуры и взаимопомощи крымских татар. Всего в Турции их около полусотни.

СТАМБУЛЬСКИЙ ДЕРНЕК

На здании крымскотатарской общественной организации в старом районе Стамбула Фатих висит баннер с портретом Эрвина Ибрагимова, похищенного в мае прошлого года в Крыму. Стамбульский дернек был создан в 1952-м году одним из первых, чтобы, как и сейчас, помогать своему народу.

Внутри помещение напоминает музей — везде фотографии из жизни крымских татар, портреты лидеров народа, в том числе Мустафы Джемилева. В Турции нынешнего лидера крымских татар уважают не только члены диаспоры. Здесь его воспринимают не просто как национального активиста, а как борца за права человека.

Председатель сообщества Джелял Ичтен рассказывает: сначала здесь просто совершались молебны по умершим во время депортации, а затем, когда крымские татары уже возвращались в Крым, начали собирать для них гуманитарную помощь — еду и одежду.

Еще 30 лет назад в стране было более 400 крымскотатарских деревень, где культивировали национальные традиции — некоторые из них исчезли в Крыму, но сохранились здесь. После урбанизации, когда молодежь захотела селиться в городах, культура начала исчезать.

Государственных крымскотатарских школ в Турции нет, а языковая политика Кемаля Ататюрка принуждала этнические меньшинства общаться только на турецком. С тех пор крымскотатарский всегда был языком, на котором говорили в семье. Сейчас, в основном в диаспоре, сохранился только один из диалектов.

В дернеках пытаются решить эту проблему — предлагают языковые курсы, учат традиционным танцам, музыке, устраивают культурные фестивали, лекции по истории народа, вместе готовят национальные блюда.
В кабинете Джелял-бея — несколько баночек с землей из Бахчисарая. А на столе, кроме крымскотатарского и турецкого, украинский флаг. Глава дернека говорит, что это символ добрых отношений с Украиной. Крым однозначно должен быть украинским, считает он, выражая официальную позицию диаспоры.

«Я не люблю русских, — говорит Джелял-бей, — Наши первые враги — это россияне и коммунисты. Я с детства рос с этими мыслями. Сейчас мне 61 год, я не смогу думать иначе. Опять они пришли. Только ты возвращаешься из мест депортации, начинаешь обустраиваться, жить, как приходят русские, снова пытаются вырвать твои корни».

С детства Джелял-бей слышал о сталинских репрессиях от своих родителей. Семья покинула Крым более века назад — переехала сначала в Румынию, а затем уже в Турцию.

Сейчас силы диаспоры направлены на то, чтобы крымские татары все же оставались в Крыму.

КТО ОНИ - КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ В ТУРЦИИ?

Студенты. Адил

Адил учится в Турции уже четыре года. Он получил стипендию в частном университете Стамбула, изучает политологию. Его сестра в этом году тоже поступила в турецкий вуз.

«Всегда было желание поехать, узнать что-то новое, пожить», — говорит Адил, но добавляет, что после окончания учебы обязательно вернется домой.

Сейчас для него дом — это Львов. Семья была вынуждена бежать из Крыма после аннексии. В Симферополе, где они раньше жили, осталась только 83-летняя бабушка:

«Я невъездной в Крым. Въезд мне запретили за общественную деятельность моего отца. В Крыму у него была своя организация — он занимался развитием культуры. Потом принимал активное участие в блокаде Крыма. Пару раз дал интервью, после чего у бабушки начались проблемы. У нас осталась квартира, в ней провели обыск, бабушку на допрос вызвали ФСБ и полиция. Сейчас вроде успокоились».

Экономические мигранты. Незнакомка

В Турцию приезжают и по экономическим причинам. О таких мигрантах в ассоциации говорят неохотно, вероятно, чтобы не поощрять людей. Хотя в самом дернеке работает несколько женщин из Крыма.

С одной из них мы кратко знакомимся в столовой. Женщина средних лет отказывается называть свое имя из соображений безопасности, поскольку вся ее семья сейчас живет в Симферополе. Сюда она приезжает каждую зиму уже 2 с половиной года. Преимущественно работает на кухне.

«Строительство у меня в Крыму, надо оплачивать моим двум детям обучение. Больше некуда ехать на заработки. Выезжать мы не хотим, — категорично говорит она. — Папу вот в Самарканде оставили. Потом переехали в Крым, все бросили. Это уже последняя остановка».

Здесь работала и мама Эрвина Ибрагимова. Сколько таких людей в Турции, неизвестно. По крайней мере, в дернеках говорят, что не ведут статистики.

Владелец чебуречной. Эрдал

У Эрдала Ташделена, владельца небольшой чебуречной неподалеку от стамбульского дернека в районе Фатих, в Крыму родственников не осталось. Однако есть большая румынская родня. Его родители переехали оттуда в 1935 году в Стамбул. Несмотря на частые переезды, крымскотатарскую культуру и язык семья не потеряла.

«Чебуреки нам вместе с соской давали, — смеется Эрдал, рассказывая о том, почему решил заняться именно этим бизнесом, — в течение многих лет здесь было полно чебуречных, а вот в последнее время стало меньше. Любая другая национальная еда встречается в сотни раз чаще. Поэтому решил сфокусироваться на чебуреках и продвигать здесь крымскотатарскую пищу».

На стенах его маленького кафе висят старинные фотографии первых чебуречных в Стамбуле.

О событиях в Крыме Эрдал узнает из новостей, а также от своих сезонных работников, которые приезжают оттуда.

В районе есть и парк Крыма, и школа, названная именем Исмаила Гаспринского, крымскотатарского просветителя и политика. Но крымских татар здесь живет уже гораздо меньше, чем раньше, — они переезжают, чтобы сдавать свое жилье. Этот район — один из туристических центров Стамбула.

ОТНОШЕНИЯ С ОФИЦИАЛЬНОЙ АНКАРОЙ

К крымским татарам в Турции сегодня относятся как к братскому тюркскому народу. Основные политические союзники — турецкие националисты. Крымские татары есть среди политиков национального и местного значения. Есть и ученые, и знаменитости, и бизнесмены.

Крымскотатарские дернеки имеют такой же статус, как, например, у Красного креста, а правительство Турции выделяет им финансирование из бюджета страны.

В начале 90-х Турция и Украина договорились о культурном сотрудничестве. Тогда Турция выкупила тысячу квартир для тех, кто возвращался из мест депортации. С тех пор помощь крымским татарам в Украине происходит под эгидой такого сотрудничества.

Через крымскотатарские дернеки финансируется Меджлис, Курултай, Всемирный конгресс крымских татар.

Диаспора также финансировала развитие крымскотатарских школ в Крыму, здравоохранение, строительство мечетей. Благодаря этому сотрудничеству крымскотатарские студенты получают стипендии в турецких вузах.

Финансирование поступает в дернек в Анкаре, который объединяет более половины крымскотатарских общин Турции. Есть и подотчетные столице, независимые сообщества. Например, в Ялове.

Проблема статуса Крыма и репрессии объединили диаспору и заставили совместно противодействовать российской пропаганде, которая распространяется в Турции. Например, чтобы убедить людей в необходимости сотрудничества Турции с аннексированным Крымом, Россия организовала туда поездку «турецких бизнесменов», а пророссийские эксперты убеждали с экранов, что Россия и Турция важны друг для друга, как никогда.

Еще одна хитрость — создание псевдо крымскотатарских организаций.

Одна из них — «Федерация крымскотатарских дернеков в Турции». Она существует только виртуально — не имеет офиса и поддержки среди сообщества. Когда ее представители ездят в аннексированный Крым, российские СМИ показывают это как сотрудничество Турции и Крыма. В ответ на это турецкие крымскотатарские дернеки подписали совместную декларацию о признании только тех крымскотатарских лидеров, которые были выбраны в демократических условиях и до оккупации. А также заявили, что только они представляют официальную точку зрения крымскотатарской диаспоры.

На сближение Турции и РФ в диаспоре смотрят как на вынужденные меры. Говорят, что это отражение ошибок США и Европы в отношениях с Турцией, которая страдает от участившихся терактов, а также воюет в Сирии и принимает большое количество сирийских беженцев.

ОТНОШЕНИЯ С КРЫМСКИМИ ТАТАРАМИ В УКРАИНЕ

Яловский дернек совместно с Турецким агентством по международному сотрудничеству и развитию реализовывал в Белогорске (Крым) проект по утилизации мусора. В самой Ялове проходит международный фестиваль тюркских народов.

Хотя дернек активно помогает крымским татарам в Украине, его председатель Эюп Иштебен говорит, что его не удостаивают должного внимания лидеры крымских татар — Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев.

«Есть такие дернеки, в которые ни разу не ступала их нога. Люди здесь ценят, чтобы ими интересовались. А этого не происходило раньше, не происходит и сейчас. Это неправильно: сидеть в Украине и просить — дайте нам денег, пришлите нам помощь. Если человек хочет какую-то поддержку получить от народа, он должен прийти к этому народу», — считает заместитель председателя дернека в Ялове.

«На всей политической украинской арене есть только Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров. Нам нужно больше людей», — считает 27-летний Бурак Атмака, член координационного комитета Курултая крымскотатарской молодежи.

Ему непонятно, почему через три года после аннексии в Украине так и не возникло серьезных молодежных крымскотатарских организаций.

«С начала оккупации прошло уже 3 года! Мне кажется, они не понимают важности этого», — говорит Бурак. По его мнению, крымским татарам нужно не о фольклоре думать, а растить своих специалистов — в международных отношениях, истории, политике. Создавать международные проекты. Сам он отправился на учебу в Польшу, где также будет налаживать сотрудничество с местным крымскотатарском сообществом.

После аннексии лидеры диаспоры регулярно посещают Украину. Говорят, хотят быть в курсе событий, чтобы помогать эффективнее. Однако от них можно услышать о непонимании, возникающем при общении с крымскими татарами, которые живут в Украине, о разнице менталитетов. Во времена Советского Союза диаспора в Турции оказалась по другую сторону железного занавеса. Это сыграло свою роль.

«Люди, которые живут на постсоветском пространстве, имеют другое мышление. Мы живем в Турции, мы националисты. Тюркские идеи очень важны здесь, и мы перенесли их в крымскотатарскую идеологию. Мы очень патриотичны по отношению к нашей Танге (гербу — ред.), флагу и гимну! Но иногда мы не думаем одинаково. Они должны понимать диаспору», — говорит Бурак.

Общественная организация диаспоры в Анкаре официально называется «Ассоциация культуры и солидарности крымских турок». Многие местные крымские татары пантюркисты. Но с аннексией Крыма появилась тенденция все же говорить о себе как о крымских татарах.

«Многие здесь ощущают связь с Крымом, но это не значит, что они хотят вернуться», — считает Мюкремин Шахин, член исполнительного комитета Платформы крымскотатарских организаций Турции. Мы говорим с ним и другими лидерами диаспоры в офисе главного дернека в Анкаре.

«Для тех, кто покинул Крым несколько поколений назад, заметна слишком большая разница в экономическом развитии стран, к тому же, существует языковой барьер и постсоветский менталитет», — добавляет он.

ОТНОШЕНИЯ С ОФИЦИАЛЬНЫМ КИЕВОМ

Несмотря на готовность помогать, диаспора хочет от украинского правительства каких-то гарантий. Здесь напоминают, что крымские татары в Украине — такие же граждане, поэтому украинское государство должно о них заботиться.

Опыт прошлого взаимодействия также показал, что в Украине политики избегали говорить о проблемах крымских татар. Одной из главных ошибок украинского правительства в диаспоре считают отсутствие решения по закону о коренных народах.

«Если бы в те годы, когда только создавался украинский парламент, они приняли закон о коренных народах, то оккупация Крыма не состоялась бы, или не произошла бы так просто. Крымские татары смогли бы отстоять свое право на Крым», — считает председатель Стамбульского дернека Джелял Ичтен.

«Нынешнее украинское правительство не выполняет свои обязанности полностью, и не только в отношении крымскотатарского вопроса, а в целом. Но если сравнить его с прошлым правительством, то сейчас лучше», — говорит Мюкремин Шахин из Анкары.

Главный вопрос, который возникает в диаспоре, — есть ли в Украине дальнейший план действий по Крыму и какое место в нем занимают крымские татары. Важным доказательством лояльности Украины будет решение правительства об установлении Крымскотатарской автономии в Крыму — объясняют нам.
«Это очень важный стратегический шаг, чтобы в долгосрочной перспективе сделать Крым снова украинским. И это решение сделает крымских татар по всему миру союзниками Украины», — считает Мюкремин-бей. Он уверен: это решение даст дополнительный козырь Украине в международных дипломатических отношениях.