Кaмо грядеши, Беларусь? Возможные геополитические последствия кризиса в Беларуси для Украины

Протесты в Беларуси продолжаются уже более четырех месяцев, и нет никаких признаков того, что они скоро прекратятся. Но и режим тоже не намерен идти на какие—то существенные уступки. В такой ситуации невозможно предсказать, чем это все закончится, но некоторые тенденции все же вырисовываются. И прежде всего это касается геополитических аспектов, значение которых для Украины трудно переоценить.
С начала 2020 года белорусская экономика резко пришла в упадок, и к середине сентября государственная казна почти опустела. Дальнейшее ухудшение социально-экономического положения в стране грозило расширить социальную базу и без того массовых протестов. К тому же, чтобы силовики оставались верными режиму, им надо было вовремя платить зарплаты. Очередное погашение долга перед иностранными кредиторами тоже должно было состояться в скором времени. Учитывая критическую финансовую ситуацию в стране, Лукашенко обратился к президенту России с просьбой о помощи, и в сентябре оба президента встретились в Сочи. Стало известно, что Россия предоставит Беларуси кредит в 1,5 миллиарда долларов, а также обеспечит другую помощь Лукашенко, включая предоставление обещанных ранее российских полицейских сил для борьбы с протестами, если возникнет такая необходимость. Показательно, что, кроме этого, оба правительства обнародовали очень мало официальной информации о встрече двух президентов, продлившейся более четырех часов за закрытыми дверями. Между тем возникает вопрос, а что же Лукашенко был вынужден пообещать взамен? Принимая во внимание историю отношений между двумя странами и серьезную зависимость белорусской экономики от своего «братского» соседа, было бы логично предположить, что ценой, которую Путин потребовал от Лукашенко, и на которую тот, судя по всему, вынужден был согласиться, была сама независимость Беларуси.
Интересно, что в конце девяностых годов президент Александр Лукашенко сам инициировал идею создания Союзного государства между Беларусью и Россией, и в 1999-м было подписано соответствующее соглашение. Есть свидетельства о том, что эта идея была обусловлена стремлением Лукашенко стать президентом этого Союзного государства. Расчет был на то, что его российский коллега Борис Ельцин уже тогда был довольно стар и болен и не стремился переизбираться еще раз. Но все изменилось, когда на смену Ельцину пришел сравнительно молодой и амбициозный Владимир Путин. Очевидно, что, не желая играть второстепенную роль в Союзном государстве, Лукашенко потерял к нему интерес. Однако в течение двух десятилетий белорусский лидер морочил россиянам голову с этим желанным для них союзом, тем временем получая серьезные экономические преференции, такие как субсидированные цены на импорт нефти и природного газа и т.д. Два десятилетия Лукашенко пользовался преимуществами того, что является клиентом своего могущественного соседа, но в то же время он оказывал ожесточенное сопротивление имперским намерениям своего российского коллеги по сути включить Беларусь в состав Российской Федерации. Такое положение вещей между российским президентом-автократом, известным своими реваншистскими попытками восстановить бывшую советскую империю, и его белорусским коллегой, который также всегда стремился быть на вершине власти, давно превратило этих двоих в «заклятых друзей».

И вот теперь, учитывая сложившуюся ситуацию, похоже, что у Лукашенко не было другого выбора, чем разменять независимость страны на поддержку своего существенно ослабевшего режима.
И это, несмотря на то, что всего несколько процентов белорусов поддерживают идею присоединения их страны к России. Для Кремля ситуация тоже не простая, так как, полностью поддерживая Лукашенко, которого белорусы больше не хотят терпеть, Путин уже вызвал некоторые антироссийские настроения среди белорусов, которые, кажется, только растут. Российский президент-автократ, с одной стороны, не может позволить народу Беларуси сбросить своего давнего авторитарного лидера, поскольку это даст нежелательный пример его собственному народу. С другой стороны, более непосредственное участие в подавлении протестов существенно оттолкнет белорусов от России. Исходя из этого, наиболее вероятным сценарием будут попытки со стороны России воспользоваться косвенными гибридными методами, чтобы успокоить протесты и в конце концов поглотить Беларусь.
Уже очевидно, что сам Лукашенко превратился в «хромую утку», и даже в среднесрочной, а тем более в долгосрочной перспективе российский покровитель больше не видит его во главе Беларуси. Безусловно, Путин сделает все, чтобы белорусский народ не свалил своего надоевшего старого самодержца. Между тем, некоторые намеки, предоставленные обеими сторонами, указывают на то, что Путин предпочитает управляемый переход власти к новому, более лояльному к себе и менее амбициозному лидеру. Похоже, что наиболее вероятный сценарий, предусмотренный Путиным, — это проведение конституционной реформы, которая приведет к значительно более сильному парламенту за счет ослабленного президентства и создания квазимногопартийной системы. Между тем, ведущие национальные предприятия будут приватизированы российскими олигархами, близкими к Владимиру Путину, и это еще больше усилит зависимость белорусской национальной экономики от России. Политическая реформа должна завершиться отставкой Лукашенко и новыми президентскими выборами. Таким образом, авторитарный режим должен быть заменен на гибридный или, как россияне его называют, «управляемую демократию». При такой системе Кремль, используя многочисленные гибридные методы, которыми россияне овладели в совершенстве, получит возможность привести к власти лояльных себе нового президента и новый парламент. И надо сказать, что этот процесс уже начался, поскольку большое количество российских пропагандистов еще в августе прибыли в Беларусь, чтобы заменить тех журналистов, которые в знак протеста против жестокости режима подали в отставку или были уволены с государственных телеканалов и из прочих СМИ. Другие «специалисты» из России также прибывают в белорусские города и поселки, помогая местной власти подавить протестную деятельность на местах, используя против активистов косвенные методы, такие как, например, шантаж или запугивание. Российские эмиссары налаживают отношения с низовой и среднего уровня бюрократией, которую они считают своей кадровой базой для будущих прокремлевских политических сил, существования которых до сих пор не допускал Лукашенко.

В условиях нового политического режима Кремль, вероятно, будет пытаться привести к власти вновь политические силы, которые «тихой сапой» смогут инкорпорировать Беларусь в состав Российской Федерации.При таком сценарии ползучей оккупации белорусы могут осознать это слишком поздно, когда однажды проснутся подданными другой страны. Такая гибридная аннексия, если ее удастся реализовать, укрепит позиции Путина и в России, а это ему сейчас необходимо, так как в последнее время его популярность заметно снизилась. Это связано с очень непопулярной пенсионной реформой, экономическим упадком в стране, фарсовой конституционной реформой и его крайне неэффективной политикой по борьбе с пандемией. Учитывая, что после усмирения Чечни и аннексии Крыма популярность Путина среди населения страны стремительно росла, для него было бы резонно снова ожидать того же, если бы ему удалось присоединить Беларусь.
Развитие событий по такому сценарию возможно предотвратить, если белорусы осознают возможность договоренности двух автократов за их спиной и если они продолжат свое сопротивление как режиму, так и попыткам ползучей аннексии со стороны России. В этом они требуют серьезной поддержки со стороны западных демократий. В конце концов Запад должен проснуться и понять, что возвращение бывших подвластных России территорий — это не выдумка, а многократно и открыто заявленная властелином Кремля персональная геополитическая миссия.
Бесспорно, что в условиях противостояния с ядерной державой, единственным жизнеспособным препятствием этим неоимперским стремлениям может быть дальнейшее укрепление единого фронта западных демократий и их решимость значительно усилить строгие дипломатические и экономические меры против преступного режима Путина. Очевидно, что существующие санкции, хоть и медленно, хоть и недостаточно, но работают, принимая во внимание значительную финансовую и технологическую зависимость России от стран Запада. Похоже, что санкции, пусть и не остановили российский экспансионизм, но замедлили и сделали его менее откровенным, более гибридным и ползучим. Но это никоим образом не делает путинский режим менее опасным, а потому, очевидно, что новые, более серьезные санкции давно назрели. Эмбарго на импорт российской нефти, отключение страны от международной банковской системы SWIFT — лишь некоторые меры, способные продемонстрировать Кремлю серьезность намерений Запада. И Украине следует приложить максимум усилий на дипломатическом фронте в этом направлении. Но как бы ни развивались события в Беларуси в ближайшее время, понятно, что Украине следует готовиться к наиболее негативному сценарию, при котором огромная территория на северо-западе может из относительно нейтральной превратиться в мощный и очень опасный российский военный плацдарм для наступления на Украину.
Мнение редакции hromadske может не совпадать с мнением автора
- Поделиться: