Канцлер, референдум, 13 гривен за доллар: что предлагает избирателю Юлия Тимошенко

Канцлер, референдум, 13 гривен за доллар: что предлагает избирателю Юлия Тимошенко

Максим Каменев

Юлия Тимошенко лидирует всоциологических измерениях электоральных симпатийукраинских избирателей. Срейтингом 12,9% она опережает президента Петра Порошенко (8,4%). Лидер «Батькивщины» еще виюне объявила, что пойдет напрезидентские выборы истех пор ведет активную избирательную кампанию. Еесоставляющая— экспертные форумы, накоторых Тимошенко призывает граждан присоединяться кобсуждению новой стратегии для страны.

Вавгусте она представила проект Конституции, а21сентября объявила «новый экономический план». Донового года Тимошенко должна представить еще имирный план для Донбасса. Громадское проанализировало, что именно предлагает избирателю глава партии «Батькивщина».

Канцлер или президент

Ключевой рецепт изменений встране отТимошенко— новая Конституция. Лидер «Батькивщины» предлагает упразднить должность президента. Вместо нее украинцы должны избирать канцлера, который возглавит правительство.

«Канцлер должен избираться всенародно, яподчеркиваю, одновременно со списком кандидатов вдепутаты парламента»,— говорит Тимошенко. Впрочем, она неуточняет, как именно должно формироваться правительство этого канцлера.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Они работают»: чем помогают Тимошенко политконсультанты Трампа иОрбана

Предложенную форму правления Тимошенко называет «парламентской республикой канцлерского типа».

Эта модель напоминает систему, работающую вСША, где выборный президент формирует правительство, апарламент может объявить президенту импичмент. НоСША— непарламентская, аименно президентская республика. Зато впарламентской республике, такой как Германия, законодательный орган Бундестаг формирует правительство иназначает его председателя— канцлера.

Новую Конституцию, которая должна закрепить новое разделение властей, Тимошенко предлагает принять навсеукраинском референдуме. Иобещает инициировать его после победы напрезидентских выборах. Тоесть она идет впрезиденты, чтобы отменить эту должность. Аукраинцев втаком случае ждут еще идосрочные выборы канцлера.

Власть референдума

Роль референдума приТимошенко должна возрасти. Сего помощью граждане должны получить возможность отзывать со своихпостовканцлера идругих чиновников.

Идея усиления народовластия вукраинской политике ненова. А в 2013 году к такому принципупытался апеллировать Виктор Медведчук иего общественная организация «Украинский выбор».

Тогда Медведчук предлагал ввести три типа референдумов, собирая при этом подписи граждан для объявления референдума повступлению Украины вТаможенный союз. После Революции Достоинства Медведчук фактически свернул эту деятельность.

В2013 году за широкое применение референдумов ратовал Виктор Медведчук иего общественная организация «Украинский выбор». Нафото Виктор Медведчук (справа) исоветник президента России Сергей Глазьев входе круглого стола натему «Экономические аспекты стратегического выбора Украины ввопросах взаимодействия состранами Таможенного союза иЕдиного экономического пространства» вЗапорожье, 23ноября 2012 года. Фото: Александр Прилепа/ УНИАН

Прочь отМВФ?

Идею референдума поддерживает идепутат Надежда Савченко, недолгое время входившая вофракцию «Батькивщины» в Верховной Раде. В2016 году она предлагала провести референдум относительно федерализации.

ПоКонституции, заэкономическую ситуацию встране отвечают правительство иНациональный банк. НоТимошенко нашла способ, каким образом критиковать за нееименно президента.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Бабах»: вчем подозревают Надежду Савченко

Речь идет о«Стратегииэкономического развития Украины-2020», утвержденнойнавозглавляемомпрезидентом Национальном совете реформ. Этот документ Тимошенко беспощадно критикует, как и заявляемые достижения действующей власти в реформировании страны.

Поеемнению, власть провалила 144реформы, азавремя ихвоплощения, как утверждает Тимошенко, экономические показатели государства иуровень жизни людей только ухудшились.

Нокритикуя, Тимошенко неговорит, что большинство упомянутых еюреформ— результат усилий преимущественно гражданского общества имеждународных партнеров.

«Яневерю, что отдельно взятое НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины — ред.), антикоррупционный прокурор или Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции могут сами по себе быть эффективными для борьбы скоррупцией»,— говорит она осудебной иантикоррупционной реформах. Нонеуспоминает, что едвали невпервые всвоей истории МВФ среди требований кУкраине для предоставления кредита выдвинул условие— создание антикоррупционных органов. Авпрошлом году вместе спослами стран G-7 спасал ихруководителей отувольнения парламентом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Порошенко— Верховной Раде: идем вЕвропу, носвоим путем, зигзагами

Еще Тимошенко считает, что Нацбанк занимался искусственной ликвидацией банков: «Яубеждена, что90% ликвидированных банков полностью соответствовали всем необходимым требованиям». Ноочисткубанковской системы провели опятьже потребованию МВФ.

Главной причиной ликвидации или национализации проблемных банков был разрыв между номинальной иреальной стоимостью залогов покредитам. Проще говоря, посредствомкредитования собственного бизнеса, зарегистрированного воффшорных компаниях, владельцы банков выводили деньги за границу.

Мнение Тимошенкоотносительно необоснованности национализации, кстати, разделяют и бывшие владельцы ПриватБанка Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. Сейчас они судятся с Украиной в Высоком суде Лондона.

Вряд ли понравятся международным партнерам и предложения Тимошенко об уменьшении ставок налогов. В 2015-м похожие предложенияпо уменьшению нагрузки на фонд оплаты труда выдвигала парламентская фракция пропрезидентского БПП, однако МВФ настоял на принятии более умеренного проекта правительства.

Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко представила собственное видение программы экономического развития Украины, которое вряд ли понравится международным партнерам, Киев, 21 сентября 2018 года. Фото: EPA-EFE / STEPAN FRANKO

Наиболее криминализированным Тимошенко называет налог на добавленную стоимость и предлагает заменить его налогом с продаж. Однако как раз один из авторов ее нового экономического курса Сергей Терехин в 1994 году разрабатывал закон именно о введении НДС.

Тимошенко не выступает против сотрудничества с Международным валютным фондом. Однако во время презентации экономического плана на протяжении часа критиковала меры, которые МВФ с 2014 года пытающейся внедрить в Украине для реформирования экономики и финансового сектора.

Вперед, к инновациям

Главная экономическая цель Тимошенко — добиться ежегодного роста ВВП на уровне 7%. Для сравнения, правительство прогнозирует, что по итогам этого года этот показатель вырастет на 3,2%. Кандидат в президенты обещает осуществить переход от сырьевой к инновационной модели развития и построить социальную рыночную экономику. «Равные правила для всех. Нетмонополиям», — обещает Тимошенко.

Лидер «Батькивщины» планирует создавать инновационные кластеры, в частности научные и технологические парки. Но не говорит, как должны налогооблагаться предприниматели, которые будут там работать. Стоит напомнить, что во время своего первого премьерства Тимошенко боролась со свободными экономическими зонами (СЭЗ) и территориями приоритетного развития (ТПР), сторонником которых был ее предшественник Виктор Янукович, и гордилась, что ликвидировала их.

Внедрять инновации Тимошенко предлагает традиционными для Украины методами — создать Министерство инновационного развития и принять Национальную инновационную стратегию. То есть технологический прорыв должен происходить под контролем и по плану государства.

По иронии, текста программы нового экономического курса Тимошенко, провозглающейприоритет технологичности, до сих пор нет онлайн. Все желающие могут прочитать бумажную версию в 400 страниц.

Утопия для гривны

Простейшее из экономических посланий Юлии Тимошенко — стабильный курс гривны. «На самом деле курс гривны, устанавливаемый по бухгалтерским документам Национального банка, должен быть 11-13 гривен за доллар», — убеждает кандидат.

По сути Тимошенко предлагает вернуться к фиксированному курсу гривны. Сторонником такой модели в свое время были премьер Николай Азаров и председатель Национального банка Сергей Арбузов. В 2012-2013 годах они продолжали удерживать курс доллара на уровне 8,2 гривны, несмотря на то, что аналитики оценивали реальный курс на уровне 11-12 гривен. Для поддержания курса НБУ постоянно приходилосьвыкупать на рынке избыток гривны, используя для этого свои резервы. Это привело к исчерпанию резервов и стремительномуобвалукурса весной 2014 года.

После Революции Достоинства руководство НБУ перешло к «плавающему» курсу доллара, который определяет рынок. Кстати, также по требованию международных кредиторов Украины. К тому же, анализируя ситуацию с курсом, кандидат в президенты предпочитает не вспоминать об экономическом эффекте аннексии Крыма и войны на Донбассе.

Юлия Тимошенко отмечает: проекты Конституции и нового экономического курса сейчас она предлагает только для обсуждения. Но похоже, что сначала кандидату надо объяснить, где она будет брать средства в случае, если международные партнеры не согласуют ее план реформ и откажутся кредитовать Украину.

Этот материал также доступен на украинском языке.