Казаческая республика, новые требования и бограч — как живет палаточный городок под украинской Радой

Прошло уже почти две недели, с тех пор как под Верховной Радой появился палаточный городок протестующих. Столкновения с полицией происходили только в первые дни, сейчас ситуация в лагере спокойная, а его жители обосновались.

Максим Каменев, Анастасия Власова

Прошло уже почти две недели, с тех пор как под Верховной Радой появился палаточный городок протестующих. Столкновения с полицией происходили только в первые дни, сейчас ситуация в лагере спокойная, а его жители обосновались.

Корреспонденты Громадского решили посмотреть на жизнь лагеря изнутри: как организованбыт, распорядок, планы, правила, запреты и вообще — кто живет в палатках под парламентом.

Воскресенье, 29 октября, восемь утра. Трое мужчин несут в лагерь протестующих под Радой большие бутыли с водой. «Бограч будем варить — закарпатский борщ. Сегодня же вече», — проходя мимо шеренги полицейских, которые окружили палаточный городок металлическими решетками, объясняет один из них.

С другой стороны ограждения посетителей лагеря встречают другие охранники — мужчины в камуфляже и балаклавах.

«Сюда могут заходить трезвые люди в своем уме и при своей памяти. Даже бездомные, чтобы были трезвые, — говорит Вениамин Ленский из Харькова. Он едва ли не единственный из охранников не скрывает лицо под балаклавой. — С полицией постепенно находим общий язык. Не думаю, что они будут применять жесткую силу. Другое дело, что могут найтись «титушки» от полиции - бывшие «беркутовцы».

Его коллега по наряду говорит, что прячет лицо из соображений безопасности, мол, не хочет, чтобы к нему домой пришли с обысками.

Утренний лагерь выглядит пусто и спокойно. Большинство жителей - люди в камуфляже. Жить в нем позволяют всем, даже бездомным, главное требование - не злоупотреблять спиртным Фото: Анастасия Власова / Громадское

Палаточный городок огражден металлическими решетками, с внешней стороны - полицейский кордон Фото: Анастасия Власова / Громадское

Утром в лагере пусто. Иван Слободян из «Движения новых сил» Саакашвили называет себя «координатором» палаточного городка. Он говорит, что здесь ночует от 300 до 500 человек.

Слободяна встречаем в большой круглой палатке с надписью «Информационный штаб» на площади возле парламента.

«Инфоштаб мы сделали, чтобы могли греться журналисты. Если кто-то приезжает и хочет остаться в лагере, здесь расскажут, где можно поселиться и принимают заявки о потребностях города», — говорит координатор и добавляет, что лагерь организован «в лучших традициях украинского самоуправляющегося протеста».

На площади у здания Рады развернули большой круглый шатер, который называют «Информационным штабом» (вид на городок изнутри круглой палатки) Фото: Анастасия Власова / Громадское

Здесь расскажут, где можно поселиться и принимают заявки о потребностях городка Фото: Анастасия Власова / Громадское

Слободян рассказывает, что лагерь поделен на две части — «военную» и «гражданскую». Первая — это 20 палаток на улице Грушевского, здесь живут в основном представители добровольческих батальонов из общественной организации «Освобождение», которую координируют депутаты от партии «Самопомощь» Егор Соболев и Семен Семенченко.

«Гражданская» часть отабориласьв Мариинском парке напротив Верховной Рады. Сторонники Саакашвили разбили между деревьями около 40 палаток.

«Военную» часть лагеря (20 палаток на улице Грушевского) составляют преимущественно представители добробатов Фото: Анастасия Власова / Громадское

Представители «гражданской» части лагеря разбили палатки в Мариинском парке Фото: Анастасия Власова / Громадское

Слободян устраивает нам короткую экскурсию по этой части лагеря. Примечательное место — палатка, где пообещал ночевать сам Саакашвили. У входа дежурят двое охранников.

— А Саакашвили здесь действительно ночует? - спрашиваем Слободяна.

— Да, конечно.

— А давайте к нему в гости заглянем, или он еще спит?

— Нет, сейчас его здесь нет, он по делам пошел, - говорит Слободян.

Жители лагеря не могут вспомнить, когда именно Саакашвили ложится спать и когда просыпается. Отшучиваются, что не следят за политиком. В «гражданском» лагере есть собственные охранники, и с журналистами они общаться отказываются.

Палатка в «гражданской» части, где якобы живет и ночует лидер «Движения новых сил» Саакашвили Фото: Анастасия Власова / Громадское

В лагере «военных» расположена полевая кухня. В десять утра начинают сходиться жители палаточного городка. «Кухня одна и она организована совместно — нами и военными», — говорит Слободян. Зато в «гражданской» части есть медицинский пункт.

«Мы здесь с 17 октября, когда началась акция протеста. Сегодня постелим линолеум, тогда обязательно пригласим вас в гости в медпункт, а пока извините», - говорит медработница Алла. Она рассказывает, что в 2013 году была медиком на Майдане, потом поехала на фронт.

«После минус 20 градусов в Дебальцево под обстрелами, Мариинский парк — это курорт», — говорит она.

Жительница палатки, который выполняет роль медицинского пункта - медработница Алла Фото: Анастасия Власова / Громадское

Неподалеку пожилой мужчина ест картошку из пластикового стакана. «Будем требовать или выгонять. Уже терпение лопнуло у людей. У меня пенсия 1172 гривны, какпрожить? А оно жирует», — говорит он, кивая в сторону Рады.

Около 11 на площади перед парламентом становится многолюдно. Пенсионерка Галина Александровна рассказывает, что живет в палатке, хотя и приехала в Киев из Сумской области. Говорит, что пристально изучила программу требований протестующих. Просим уточнить, надеясь услышать о требованиях к Раде принять три закона, — о снятии депутатской неприкосновенности, Антикоррупционном суде и новых правилах выборов. «Да, я смотрела программу, не будет больше никакой Верховной Рады, будет исключительно казачество. Будет в парламенте 50 человек», — отвечает пенсионерка.

Между тем еще один соратник Саакашвили Семен Кривонос предлагает желающим заполнить анкету с потенциально новыми требованиями митингующих.

«Чаще всего предлагают участники митинга, например, «заморозку» коммунальных тарифов, досрочные парламентские выборы и тому подобное. У нас есть комиссия, которая подсчитает голоса. Сегодня на вече мы объявим дополнительные требования», — говорит Кривонос, раздавая анкеты.

Ближе к полудню в ожидании вече на площади Конституции собирается все больше людейФото: Анастасия Власова / Громадское

Соратники Саакашвили предлагают всем желающим заполнить анкету с потенциально новыми требованиями митингующих Фото: Анастасия Власова / Громадское

На площади возле парламента встречаем Артура, на вид ему чуть больше 20 лет — это первый юноша, которого встретили в лагере. «Я вчера вернулся из Европы. Услышал, что здесь акция протеста и пришел посмотреть. Поддерживаю ли я ее, пока не определился.Сейчас вот смотрю, анализирую. Пока вижу, что здесь маловато людей», — говорит он.

Еще один человек, которого мы встретили, представился Олегом из Черкасс. Он называет себя «АТОшником» и вспоминает, как участвовал в «блокаде» торговли с временно оккупированными территориями Донбасса.

В центре «военной» части лагеря, неподалеку от кухни видим табличку «Мобилизационный пункт». Рядом сидят на пластиковых стульях несколько человек. Один из них представился подполковником Сергеем Акимовичем из общественной организации «Внутренний корпус батальона «Донбасс», но попросил называть его «Аким».

«Мобилизационный пункт создан для привлечения людей для защиты гражданской части палаточного городка», — говорит он. Его товарищ, который отказался себя называть, рассказывает о требованиях, которым должен соответствовать кандидат на пополнение «военной» части лагеря.

— Главное требование, чтобы человек мог насупить брови и иметьстрогое лицо.

— Но у вас не очень строгое, — удивляемся мы.

— Это потому, что я самый добрый в этом «зоопарке», — улыбается он и устраивает для нас на экскурсию по «военному» лагерю.

Заглядываем в палатки. «Здесь ребята из Винницы, а вот здесь у нас - сумские», — рассказывает наш гид. Каждая палатка рассчитана на 10 человек. Внутри небольшой стол, карематы, одеяла.

— Считаете нормальным, то, что вы перекрыли улицу Грушевского? — спрашиваем мы.

— А мы ее не перекрывали. Ее еще 17 октября перегородили правоохранители, а мы просто поставили палатки у них за спинами. Так что все претензии — к полиции, — шутит он.

Жители палаточного городка Фото: Анастасия Власова / Громадское

Возвращаемся к «Акиму» и спрашиваем о дальнейших планах.

«У нас мирная акция. Никакого оружия в лагере нет. Некоторые ребята дома имеют зарегистрированное охотничье оружие, но сюда они ее не берут. Пока план — дождаться 7 ноября, когда депутаты вернутся из своих заграничных округов, и заставить их принять законы. Стоять, пока не примут. Но никакого штурма не планируем», — говорит «Аким» и объявляет нам новое требование протестующих: депутаты должны утвердить процедуру импичмента президента.

В полдень начинается вече. На площади возле Рады чуть больше тысячи человек. Со сцены поочередно обращаются к ним депутаты-организаторы акции, которых с начала протестов стало меньше.

Саакашвили со сцены говорит о роспуске парламента Фото: Анастасия Власова / Громадское

У парламента чуть больше тысячи человек Фото: Анастасия Власова / Громадское

Саакашвили выступает последним, снова говорит о роспуске парламента, а в случае невыполнения требований протестующих — о досрочных президентских выборах. «Мы не можем здесь стоять вечно. Нас должно быть в сто раз больше и мы должны найти другие мирные формы, чем просто жить у них под окнами», — говорит Саакашвили.

А тем временем на полевой кухне приготовили обещанный утром бограч, жители городка понемногу начали сходиться на обед.

Полевая кухня в лагере начинает работать с самого утра Фото: Анастасия Власова / Громадское

Обещанный утром бограч едят и «гражданские», и «военные» протестующие вместе Фото: Анастасия Власова / Громадское