Климатический поход детей: как благодаря Грете Тунберг молодые немцы осознали экологический кризис
По материалу «Новой газеты»
Почти год по всему миру каждую пятницу школьники выходят на демонстрации Fridays for Future против изменений климата. Экологические движения последних лет отразились на образе жизни в Берлине: летать на самолетах теперь стыдно, меняться одеждой — модно, а отказываться от пластиковых пакетов — просто нормально.

«Наш дом горит»
У Бранденбургских ворот активисты с петлями на шеях стоят на глыбах льда. На нескольких крупных перекрестках сидячие забастовки блокируют проезд. В центре города шествия с плакатами: «Ледники тают», «Зачем учиться, если будущее не наступит?», «У нас нет запасной планеты».
20 сентября в день глобальной климатической забастовки от 100 до 270 тысяч участников вышли на улицы Берлина. По всей Германии протестовали около 1,4 миллиона человек. Fridays for Future, или «Пятницы за будущее», стартовало как движение школьников. За девять месяцев к нему присоединились студенты, ученые, врачи, предприниматели, люди искусства.
Такого резонанса движению удалось добиться благодаря регулярным акциям против изменений климата. Fridays for Future начались с забастовки шестнадцатилетней шведской активистки Греты Тунберг, ставшей вдохновителем и символом движения. «Наш дом горит, — повторила она в своей речи в Нью-Йорке 20 сентября, — это касается каждого из нас».
Немецкие СМИ пишут, что никогда раньше климатическое движение не было столь популярным и никогда не пользовалось столь широкой поддержкой населения.
Демонстранты критикуют то, как общество в целом потребляет ресурсы: как использует пластик, какие покупает продукты и как расходует электричество. Но главные требования Fridays for Future в Германии обращены к политикам: достижение целей Парижской климатической конвенции: ограничение глобального потепления до уровня ниже 1,5°С, отказ от субсидий для ископаемых видов топлива и введения налога на парниковые газы к концу 2019 года. Активисты призывают ускорить полный отказ от использования бурого угля для производства электроэнергии к 2030 году, официально он запланирован к 2038 году.
«Обойдусь без Испании»
Под звуки песни Pink Floyd «We don’t need no education» из колонок в берлинском Инвалиденпарк — парке у Федерального министерства экономики и энергетики Германии — на одну из акций собираются сотни участников.
Школьницы Мареза и Эмили почти каждую пятницу на демонстрациях. Мареза давно интересуется защитой окружающей среды: «Я больше не чувствую себя какой-то особенной, когда стараюсь не покупать продуктов в пластиковой упаковке или не ем мяса». Понимания в семье и среди знакомых стало больше. Родители девушек поддерживают, но без дискуссий не обходится.
Ламук, ученик старших классов одной из берлинских гимназий, и его сестра участвуют в демонстрации, не выпуская велосипедов из рук и не снимая шлемов. «По городу мы ездим на велосипедах или на метро, автомобиля у нас нет. Если путешествуем, то на поезде, — объясняет он. — Иногда наш папа хочет полететь с нами в отпуск. Я считаю самолеты отвратительным способом добраться куда-либо, так что обойдусь без Испании».

Юрек учится в шестом классе начальной школы Штехлинзее. Полгода назад он сумел убедить одноклассников и классного руководителя всем классом принять участие во Fridays for Future и посвятить теме климата несколько классных часов.
Юрек считает, что школьники должны выходить на улицу именно по пятницам. — Почему во время уроков? Иначе никто не обратил бы внимания на наши требования — голосовать мы еще не можем, у нас нет другой возможности повлиять. Пусть политики делают свою «домашнюю работу», тогда мы займемся своей.
Классный руководитель Юрека, Кристине Руссо, впервые узнала о Fridays for Future от своих учеников и признается, школьники на нее повлияли: «Я перестала покупать пластиковые пакеты, не пользуюсь пластиковыми стаканчиками, чаще езжу на велосипеде, вместо машины. Правда, продолжаю летать на самолете: вся эта история с углекислым газом кажется мне не очень убедительной».
В Германии люди все чаще оправдываются, если вынуждены путешествовать на самолете.
«Родители думают, я меняюсь одеждой, значит, малоимущая»
Поле Темпельхоф — бывший аэропорт. Среди скамеек, подсолнухов и кустарников — деревянная сцена. На полу вперемешку лежат платья, юбки, топы и футболки, свитера. У стены выстроились туфли и сапоги. Сегодня здесь обмен одеждой — каждый может по желанию принести ненужные или надоевшие вещи, и выбрать что-то для себя. Здесь же на сцене идет примерка.
— Я только что отдала мою любимую футболку. Восемь лет я ее носила, но она все еще хорошая, — объясняет Юлия из Берлина. Ее гардероб, в свою очередь, пополнился новой юбкой.

Одна из организаторов обмена — Вика (ей 29). В девяностые семья Вики переехала из Казахстана в город Ферден, под Бременом. «В Казахстане мы жили довольно бедно. Когда родители обосновались в Германии, наш уровень жизни значительно вырос. Мы покупали много продуктов, и если что-то портилось, то могли и выбросить, не особенно задумываясь. В какой-то момент я поняла, что хочу знать, что я потребляю и как это произведено». Уже почти девять лет Вика не ест мяса, а несколько лет назад отказалась от новой одежды.
— Родители до сих пор не понимают, говорят: «У тебя же есть работа, деньги!» Они думают, если я меняюсь одеждой, то я малоимущая. Для них дорогие вещи — символ статуса. Они выросли в бедности, и страх жить бедно остался. Но суть вообще не в этом. Дело в социальном аспекте, в ресурсах, с которыми мы должны бережнее обращаться, и, конечно, в радости от общения. — Вика указывает на подруг. — Меня не мучает совесть, если я возьму больше вещей, чем мне нужно. Я надену пару раз, если не нравится или неудобно, в другой раз я раздам вещи снова. Как будто занималась шопингом, но при этом не потратила ни цента и никому не причинила вреда.
Помимо обмена одеждой она также занимается обменом едой, фудшерингом. «Для меня самое главное — ничего не выбрасывать, ни пластика, ни одежды, ни продуктов. Потому что еда — это не мусор».

Удовольствие от Zero Waste
Ресторан Frea в центральном районе Берлина Митте — первый и пока единственный в Германии ресторан не производящий мусора. Принцип Zero Waste, или «ноль отходов», в каждой детали. Декоративное панно на стене — переплавленный строительный мусор. Комнатные цветы в горшках купили по частным объявлениям через платформу eBay, так же как и стулья — они все разной формы. Над баром висят лампы, их плафоны выращены из грибницы. За барной стойкой можно увидеть кухню, где готовят только веганские блюда: без мяса, рыбы, молочных продуктов и меда.

Ресторан Frea основали Давид Зухи и Жасмин Мартин. Давид в течение трех лет занимался организацией веганского кейтеринга для разных мероприятий. «Я впервые осознал, как много мусора мы производим, и пытался сделать процесс экологичным, но никак не получалось отказаться от упаковки. В какой-то момент я понял, что хочу открыть свой ресторан без мусора вообще».
Принципу Zero Waste, так называют образ жизни или производство с минимальным количеством отходов, Давид следует около трех лет.
— Суть Zero Waste не в ограничении, а в удовольствии, — считает Давид. — Мне нравится, что у меня одно мыло — для волос и для тела. И я чувствую, как сокращаю потребление, мой список покупок стал короче: экономить тоже приятно.

Работа ресторана на 95% безотходная. Местные биофермеры привозят в ресторан овощи в коробках. Муку, гречку, льняное и подсолнечное семя упаковывают в бумагу. «Мы заказываем большими партиями, сухие товары доставляют в 25-килограммовых мешках, — объясняет Давид. — Остальные продукты: свежий хлеб, макароны, комбучу, миндальное молоко, шоколад — все это мы делаем сами». Бутылки из-под масла и уксуса тоже многоразового использования.
У Frea своя экосистема. Мусорного контейнера нет: все отходы отправляются в компостирующую машину, которая тут же, в ресторане, за 24 часа перерабатывает остатки пищи в удобрение, которое фермеры забирают с собой.
За покупками со стеклянной тарой
Биопродукты и вегетарианская еда уже несколько лет популярны в столице. Трендом воспользовались и в немецких супермаркетах и перестали заворачивать в пластик каждый огурец. Крупы, специи и другие товары на развес снова в моде. За последние пару лет
в Берлине появилось около десяти магазинов, где можно не только взвесить нужное количество крупы, орехов, масла или кофе, но и отсыпать из «бидонов» стирального порошка или налить себе средства для мытья посуды.
Покупатели приносят с собой стеклянную тару и бумажные кульки. Для тех, кто не подготовился к походу в магазин, продаются или предоставляются бесплатно бумага или банки.
«О климате не говорим, чтобы не ссориться»
Лиза Лаква с мужем собирают мусор каждые две недели сами и раз в месяц вместе с членами ордена Друидов, в который семья вступила около года назад.

— Наша задача быть посредниками между обществом и природой — найти пути, как человек может жить с ней в гармонии, — объясняет Лиза. Помимо духовных обрядов, медитаций и сбора мусора, Лиза с мужем питаются сезонными овощами, ходят за покупками только пешком и сокращают потребление пластика.
— Зимой мы едим тыкву и пастернак, летом — огурцы. Выбираем продукты без пластиковой упаковки. Смотрим на содержание сахара. Сложнее с пальмовым маслом. Оно в составе шоколадных конфет, печенья, соусов и даже в мыле. Чтобы посадить пальмы вырубают тропические леса». Из гигиенических средств у семьи обычное мыло. «Раньше я скупала в магазинах косметики [дрогери] все, что вкусно пахло: гели для душа, шампуни и маски для волос. Часть я использовала, другая пылилась. Теперь у меня есть твердое мыло-шампунь и простое мыло для тела и рук, без микропластика.
Чтобы перестроится на новый образ жизни, семье понадобилось около двух месяцев. «На покупку продуктов уходит больше времени. Поначалу я проводила часы в магазинах, изучая состав, но в какой-то момент ты понимаешь, из всего ассортимента всего два-три сорта не содержат пластик или масло. И покупаешь только их».

Совместить невысокие доходы с экологичным образом жизни реально — утверждает она. «Я хожу за продуктами раз в два дня, но покупаю немного, только то, что точно буду готовить. Так мы перестали выбрасывать испорченную еду», — Лиза продолжает искать способы более экологичного потребления.
«Мы, обычные люди, можем повлиять на спрос. Когда больше людей пользуется твердым шампунем, то и производители увеличивают объемы. Остальное в руках политиков».
Мать Лизы Лаквы под влиянием дочери, стала задумываться о том, какие товары покупает. С отцом обсуждать тему экологии избегает. «Мой отец выбирает правую партию АдГ (нем. AfD «Альтернатива для Германии») и считает глобальное потепление ложью. Так как климат тоже стал политическим вопросом, мы просто не говорим о нем, нет желания ссориться».
На митинг Лиза вышла, потому что школьники не могут справиться сами: они видят проблему, но мало что могут сделать. «Не ждать же еще 10 лет пока дети станут взрослыми — это наша задача, менять ситуацию сейчас. Я готова к тому, чтобы подорожал бензин и перелеты, чтобы ввели налог на пластик или вообще от него отказались».
«Туристы не ощущают расстояний»
Туристическое бюро в Берлинском районе Шёнеберг Bahnagentur Schöneberg подбирает маршруты для тех, кто предпочитает путешествие на поезде самолету. С 2007 года фирма занимается продажей билетов на поезда по Европе и Азии. За последние два года выручка выросла на 40% при стабильных ценах.
— К нам приходит в два раза больше клиентов, которые раньше не задумывались о поездке на поезде, — рассказывает один из владельцев турбюро Мартин Копечке.
Билеты на самолет по Европе в среднем около 40 евро, на поезд — в 3–4 раза выше. Но владелец уверен, дело не в поездах, а в перелетах.
— Билеты на поезд в Германии такие дешевые, как никогда прежде. Особенно если их заранее заказывать, — добавляет Мартин. Он считает, расходы на поездку должны отражаться в цене, а авиакомпании часто занимаются демпингом. — Вы никогда не купите билет за 39 евро из Берлина в Испанию, потому что эта сумма не отражает реальных расходов. Поэтому не поезда должны дешеветь, а перелеты дорожать.

По официальной статистике, за последние несколько лет количество пассажиров поездов Deutsche Bahn стабильно увеличивается на несколько процентов в год. Только за первую половину 2019 года оно выросло до 71,8 млн, на 1,3%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Полный переход на возобновляемые источники энергии позволил Deutsche Bahn сэкономить около 1,4 млн тонн CO2 в 2018 году, по данным пресс-службы.
Электромобиль — новый тренд?
При этом в официальной статистике снижение интереса к полетам на самолете пока незаметно. В первом полугодии 2019 года количество перелетов внутри страны выросло на 2,3% по сравнению с первым полугодием 2018 года, сообщает Федеральное статистическое ведомство.
Автомобили также остаются популярным способом передвижения, их число с каждым годом растет.
При этом шеф концерна Volkswagen Херберт Дис заявил в сентябре, что автомобильная промышленность уже осознала необходимость перемен: «Для нас изменение климата является главной темой».
Через 10 лет не меньше половины выпускаемых автомобилей будут электромобилями, объяснил шеф Volkswagen и пообещал 70 новых моделей. Тем не менее активисты и СМИ относятся к инициативе скептически.

Пока не главная тема
Несмотря на усилия активистов, климат все еще не тема номер один в немецком обществе. По данным опроса института общественного мнения Emnid, проведенного для издания Bild am Sonntag, всего около половины немцев считают, что политикам стоит больше внимания уделить проблемам климата. Для остальных 52% в приоритете остаются другие темы, как, например, здравоохранение (66%), образование (69%) и пенсионное обеспечение (62%). При этом две трети опрошенных потребителей мяса согласились больше за него платить. Около 65% также согласны на такие непопулярные меры, как рост цен на электричество и отопление. Подорожание перелетов поддерживают меньше половины опрошенных.
- Поделиться: