Книжное дело. Что не так в процессе над экс-директором украинской библиотеки в Москве?

Российский суд приговорил бывшего директора Украинской библиотеки в Москве Наталью Шарину к 4 годам условно. Она обвинялась по двум статьям: разжигание национальной вражды и растрата средств. Год и семь месяцев ей зачли в срок наказания. Громадское объясняет суть этих обвинений и нестыковки в них.

Российский суд приговорил бывшего директора Украинской библиотеки в Москве Наталью Шарину к 4 годам условно. Она обвинялась по двум статьям: разжигание национальной вражды и растрата средств. Год и семь месяцев ей зачли в срок наказания. Громадское объясняет суть этих обвинений и нестыковки в них.

Первое дело

Шарину обвиняли в возбуждении ненависти дважды, но дело, открытое в 2010-м году, закрыли год спустя.

В 2015-м дело по 282-й статье снова возбудили, а Шарину задержали. Тогда экс-директору украинской библиотеки сломали позвоночник в автозаке.

Тогда из библиотеки конфисковали 150 книг. В 25-ти из них эксперт Академии наук Евгений Тарасов «нашёл» экстремизм. При этом, как сообщает ОВД-инфо, Тарасов не знает украинского языка, а разжигание вражды нашёл, например, в словосочетании «советская империя», а также в детском журнале «Барвiнок». Из 25 книг лишь одна входит в список запрещенных экстремистских материалов — это книга украинского националиста Дмитрия Корчинского «Война в толпе». Но и здесь есть нестыковка.

Что не так?

Многое.

Во-первых, в 282-й статье говорится, что в преступлении должен быть умысел. По словам журналистки Виктории Ивлевой, которая следила за процессом и присутствовала на суде 29 мая, умысел Шариной не был доказан и обвинение всячески избегало этой темы.

К тому же, по её словам, книгу Корчинского Шариной могли подбросить.

«В суде смотрели запись канала РЕН-ТВ, которая была сделана во время обыска и заверена нотариусом, и на этой записи видна книга, которая изымается во время обыска, и она другого цвета, другой толщины и с другим названием, чем та, которая была вынута из коробки с вещдоками», - говорит Ивлева.

Обвинение в ответ на это заявляло, что на запись нельзя опираться, так как якобы неизвестно, где она была сделана.

Книгу Корчинского правоохранители находили в 2010-м году, после чего из библиотеки её убрали. Как сказала на суде одна из работниц учреждения Елена Расаденкова, фонд библиотеки каждый день сверяли со списком экстремистской литературы. Кроме того, по инициативе Шариной библиотека старалась не брать книги об истории УПА (Украинской повстанческой армии), о Степане Бандере (лидер Организации украинских националистов) и вообще об истории Украины.

Фото Радио Свобода

Второе дело

Обвинение в растрате появилось в апреле 2016-го.

Шарину обвинили в хищении 297 тысяч рублей, в фиктивном трудоустройстве адвокатов, которым выплатили зарплату в 1 млн рублей, и в том, что она в 2011 - 2013-м годах перевела на счета нанятых юристов в Пенсионный фонд и в фонд обязательного медстрахования 1,7 млн рублей.

То есть Шарину обвинили в растрате в общей сложности около 3 млн рублей.

«Она подорвала авторитет государственного учреждения», — сказала прокурор Людмила Баландина на одном из заседаний.

Что не так?

Дело в том, что библиотека госучреждение и все выплаты происходили с согласия мэрии Москвы.

По словам адвоката Шариной Ивана Павлова, департамент культуры Москвы согласовал выплату 297 тысяч коллегии адвокатов «Александр Еким и партнеры», ставку юристов по эпизоду с «фиктивным трудоустройством» тоже была введена правительством Москвы. Защита настаивает, что трудоустройство не было фиктивным, так как работа проводилась, а зарплата выплачивалась.

Политический ли этот процесс?

Правозащитные организации считают его политическим. В частности, центр «Мемориал» признал Наталью Шарину политзаключенной.

На политическую составляющую указывают и слова прокурора Баландиной на суде 29 мая:

«Узурпировавшие власть в соседнем государстве лица, уже будучи назначенными на государственные должности, потакая желаниям украинских националистов, открыто говорят о необходимости захвата российских регионов. Руководствуясь преступными идеями, изложенными в том числе в так называемой литературе, а по сути в националистических агитках, изъятых с полок библиотеки директором которой являлась подсудимая. Сегодняшние лидеры Украины всячески уничтожают русское население этой страны, запрещают русский язык, традиции, праздники, культуру. Таким образом, я считаю. что подсудимая фактически является одной из частей сложного механизма, работа которого направлена на опорочивание и дискредитацию русской культуры на Украине».

Чем украинская библиотека не угодила российской власти?

Проблемы Украинской библиотеки в Москве начались еще в 2007-м году. Тогда произошли изменения в кадровом составе, появилась информация о «реорганизации» библиотеки, в частности, был уволен ее сооснователь Юрий Кононенко.

Тогдашний президент Украины Ющенко написал по этому поводу письмо главе РФ Путину. Тот в ответил, что для беспокойства нет оснований, и назвал библиотеку «образцовым учреждением культуры».

Именно в 2007-м году директором библиотеки стала Наталья Шарина. Основатель библиотеки Юрий Кононенко в интервью Громадскому в 2015-м году заявил, что обвинения в адрес Шариной абсурдны:

«Наталья Шарина на момент назначения не знала украинского языка. Ее задание было, грубо говоря, убрать всех украинских националистов, весь украинский национализм. В то время уже считалось, что он там есть. Я не думаю, что она была внедрена, но она имела определенное задание».

По словам Кононенко, все книги, которые могли принести проблемы, за эти годы убрали. А Шарину, по его словам, обвиняют в украинском национализме, то есть в том, с чем она, возможно, была призвана бороться в 2007-м.