Когда коррупция убивает. Почему украинцам стоит посмотреть румынский фильм «Коллектив», который претендует на «Оскар»

До 4 апреля в онлайн кинотеатре DOCUSPACE можно посмотреть документальную ленту «Коллектив». После трагического пожара в одном из клубов Бухареста в больницах начинают умирать даже те пострадавшие, чьи жизни не были под угрозой. Команда журналистов начинает расследование и разоблачает преступные схемы и потрясающих масштабов мошенничество в сфере здравоохранения.
Со сцены звучит тяжелая музыка. Фронтмен выкрикивает призывы против коррупции, толпа охотно поддерживает. Вдруг потолок начинает дымиться и вскоре загорается. Огонь распространяется мгновенно, музыка сменяется шумом толпы, которая бросается к единственному узкому выходу из помещения. Запасные двери закрыты.
27 человек погибли, и почти две сотни пострадали в результате пожара в бухарестском клубе Colectiv в 2015 году. Позже в больницах начали умирать пострадавшие, чьи ожоги не представляли угрозы жизни — общее количество жертв возросло до 64. Один из врачей связывается с журналистами и просит их провести расследование.
На протяжении последних 15 лет румынское кино на подъеме. Авторские фильмы «румынской новой волны» объединяет ультрареалистичность, рефлексия наследия режима Чаушеску и фиксация изъянов постсоциалистического общества.
Стартовой точкой явления считается лента Кристи Пую «Смерть господина Лазареску» (2005) о пожилом человеке во время его дантовского скитания по больницам Бухареста. Два года спустя режиссер Кристиан Мунджиу получает Золотую пальмовую ветвь в Каннах за драму об абортах «4 месяца, 3 недели и 2 дня».
Ленты абсурдиста Кристиана Порумбойю («Сокровище», «Полицейский, имя прилагательное») и экспериментатора Раду Жуде («Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары», «Неудачный секс, или Беззаботное порно») завораживают аудиторию и получают призы на главных европейских кинофестивалях.
Однако именно документальная лента Александра Ненеу «Коллектив» становится первым румынским фильмом, номинированным на «Оскар». Более того — сразу в двух номинациях: лучший документальный фильм и лучший фильм на иностранном языке.
После пресловутых событий в «Коллективе» Бухарест захлестнула волна массовых протестов: клуб работал без соблюдения правил пожарной безопасности и, очевидно, в этом были замешаны местные власти.
Режиссер переживал национальную трагедию вместе со своим народом. «Впервые со времен революции 1989 года (после которой был свергнут режим Николае Чаушеску, — ред.) на улицы вышло столько людей», — вспоминает Ненеу.
Автор испытывал потребность снимать важные для румынской демократии процессы, но не понимал, с чего начать. И тут узнал, что команда спортивного журналиста Каталина Толонтана начала расследование смертей в результате пожара. Да, это не ошибка: расследование национального масштаба в медицинской сфере проводила редакция «Спортивного вестника», потому что никто больше в медиа-среде не согласился задавать власти неудобные вопросы о ситуации вокруг трагедии в «Коллективе».
Интересно, что чиновники изначально не видели в деятельности Толонтана и его команды угрозы, мол, это же спортивные журналисты, что они могут сделать. Но чиновники не учли тот факт, что Толонтан — далеко не новичок в расследованиях и именно благодаря его деятельности два министра спорта раньше были отстранены из-за коррупции.

Журналисты во главе с Толонтаном факт за фактом подбираются к шокирующей правде. Они выясняют, что дезинфицирующие средства в ожоговой больнице были разведен в десять раз: пострадавшие в «Коллективе» гибли не от ожогов, а от инфекций.
Вырученные от махинаций средства производитель Hexi Pharma направлял на оффшорные счета. Эти же деньги использовались для подкупа руководителей больниц, которые обеспечивали поставки неэффективных антисептиков. Очень хочется, чтобы видео с опарышами, извивающимися в плохо обработанной ране пациента, было отрывком из какого-нибудь хоррора — но нет, это документальные кадры.
И дезинфекторы были лишь верхушкой айсберга: информаторы также рассказали расследователям, как чиновники самого высокого уровня годами использовали мошеннические махинации и обворовывали больницы.
Публикация скандальных фактов заставила министра здравоохранения (а следом и все правительство) уйти в отставку. Должность вскоре занял бывший защитник прав пациентов Влад Войкулеску. На стене своего кабинета новый министр вешает фотографию Теди Урсулеану — девушка не скрывала ожоги, полученные во время пожара в «Коллективе», и стала символом народного сопротивления против халатности правительства.
Войкулеску в отличие от предшественника старается быть максимально прозрачным: министр сотрудничает с командой «Спортивного вестника», дает съемочной группе доступ в кулуары. Энтузиаст борется с политическими оппонентами и бюрократами в министерстве.
Его прозрачные методы и нескрываемое отвращение к коррупции дают проблеск надежды на справедливость. Но побороть коррупцию, что на протяжении многих лет коренилась во властных структурах, не так уж просто.
Фильм снимали 14 месяцев. Режиссер — сторонник метода наблюдателя: в лентах не Ненау нет постановочных сцен и интервью. В то же время на выходе в два часа экранного времени уместилось столько саспенса и сюжетных твистов, что документальная лента местами напоминает голливудские «В центре внимания» или «Вся президентская рать».
Бескомпромиссный «Коллектив» — яркий пример того, насколько мощные последствия может повлечь журналистское расследование. Но это история еще и про неспособность правительства заботиться о своих гражданах во время кризиса. О коррупции, что инфицирует все слои общества. О важности сплочения в трудные времена. «Коллектив» — румынская лента, но она не оставит равнодушным никого из украинцев.
- Поделиться: