«Когда ведешь переговоры с волками, рано или поздно они тебя съедят»

Watch on YouTube

«Когда ведешь переговоры с волками, рано или поздно они тебя съедят»

На Южном Кавказе зреет газовый конфликт. В Грузии прошли протесты против договора с “Газпромом” о транзите газа в Армению. Демонстранты требовали от власти раскрыть детали соглашения о газе, так как считают, что Россия сможет усилить политическое давление на Тбилиси.

Грузинский политолог Гия Хухашвили в эфире “Громадского на русском” объяснил истоки конфликта.

Хотелось бы узнать подробнее, что вызвало протест.

В основном – это экономический убыток, потому что за этот транзит мы брали “натурой” 10% прокачанного газа в Армению. Но сейчас произошла монетизация по западным стандартам, и это приведёт к немалым убыткам. Мы держались много лет, растягивали всё это, понимая, что Россия стратегически и политически заинтересована в экспорте в Армению. Но мы понимали, что они не могли пойти на жесткую конфронтацию. И из года в год нам удавалось сохранять выгодную для нас конъюнктуру.

А почему Грузии выгодно получать оплату газом, а не деньгами?

Не имеет значения, мы деньгами получаем или газом. 10% газа – это где-то 40 млн долларов, при монетизации мы получим примерно 30 млн долларов. То есть новый контракт принесет меньше на 10 млн долларов, что отразится на тарифе. Так что всё очевидно: мы потеряли в деньгах, проблема не в монетизации.

А как так произошло? И есть ли возможность пересмотреть этот договор?

Такой возможности нет. Это давнишняя история: очень много лет Россия требует от нас привести это дело в порядок. Мы не шли на переговоры, затягивали, дистанцировались от конкретизации, понимая, что Россия будет вынуждена пролонгировать эти условия. Но в этом году, исходя из того, что никаких новых факторов не появилось, я думаю, что была возможность применить ту же технологию, но я думаю, что Министерство энергетики Грузии допустило некие тактические ошибки. Это началось не в этом году, последние 2-3 года они начали интенсивно контактировать с российской стороной. И сложились какие-то отношения: человеческий фактор или помогает, или мешает. Это тот случай, когда всё это помешало. Потому что, когда ведешь переговоры с волками, рано или поздно они тебя съедят. В принципе так и произошло.

Значит ли это, что теперь Грузии придётся покупать больше газа у Азербайджана? Как-то повлияет это на отношения с Азербайджаном и поставками газа?

Газовому балансу Грузии ничего особенного не грозит. Мы можем купить и у Азербайджана, и у России. То есть Москва не против нам продать тот же газ через ту же трубу, но теперь для заполнения газового баланса нам придётся закупать дополнительно. Можем и из России. Поставки диверсифицированы: мы можем покупать напрямую из Азербайджана, можем увеличить покупку из проекта Шах-Дениз. Та же самая Россия предлагает: пожалуйста покупай, в чём проблема? В этом плане я проблем не предвижу. А что касается увеличения присутствия Азербайджана на энергетическом рынке, то я в этом особой опасности не вижу, но с другой стороны, у нас есть альтернатива.