«Коммунистический» детектив из Венгрии, новая экранизация Стивена Кинга и принцесса Диана. 10 лучших сериалов года

Кадр из сериала «Разрабы» (Devs)
Кадр из сериала «Разрабы» (Devs)

2020-й был идеальным годом для производителей сериалов. Мы все вынуждены были значительно большую часть времени, чем раньше, проводить дома, а бесчисленные сериалы на любой вкус улучшали нам настроение, испорченное эпидемией и карантином.

В течение очень длительного времени, заламывая руки и кусая губы, hromadske выбирало 10 лучших сериалов года. Замечательных было множество, и если кто-то не найдет своего любимого — учтите нашу субъективность. Да, мы тоже очень сожалеем, что «Ход королевы» не влез — он как раз был одиннадцатым!

Чужак (The Outsider), США

Первый сериал года. Он заставил поклонников творчества Стивена Кинга и вообще всех любителей мистики, прочно связанной с жизненной драмой, прильнуть к телепродукту кабельного канала HBO.

История древнего существа, способного превращаться в других людей и питаться человеческим страданием, так умело была создана шоураннер Ричардом Прайсом («Однажды ночью») и командой актеров (Бен Мендельсон, Синтия Эриво, Билл Кэмп, Пэдди Консидайн и другие), что сериал сразу стал лидером по просмотрам в посленовогоднее время и занял первые места и среди экранизаций Кинга, и среди сериалов НВО.

К тому же он имеет интересный замысел и кинематографически разработан как визуальный концепт, со своей загадочной атмосферой триллера, медленной ритмикой, специфическими ракурсами и затемненными кадрами. Особенный сериал, который мастерски держит интригу до самого финала.

Лучше звоните Солу — 5 (Better Call Saul), США

Уже пятый сезон подряд, из года в год, этот сериал остается шедевром на всех уровнях создания! Приятно, что к этому причастна и режиссер украинского происхождения Лариса Кондрацкая.

За историю взлета и падения адвоката Джимми Макгилла надо покорно благодарить шоураннеров Винса Гиллигана и Питера Гулда, создателей «Во все тяжкие» — лучшего сериала всех времен.

Его приквел, которым является «Лучше звоните Солу», уникальный уже как идея. Но его воплощение... стоит изучать в институтах и на курсах кинопрофессий: как написаны диалоги, как их исполнили актеры Боб Оденкерк, Джонатан Бэнкс, Рэй Сихорн или Джанкарло Эспозито и как это сняли те же Гиллиган и Гулд, да и Кондрацкая тоже. А Оденкерк в роли Джимми достигает вершин мастерства, изображая гения юриспруденции, потрепанного жизнью.

Разрабы (Devs), США

Придумать что-то новое в научно-фантастическом жанре — уже фантастически. Однако Алекс Гарленд, автор «28 дней спустя» и «Пекла», а также режиссер «Из машины» и «Аннигиляции» — один из тех, кто смог. К тому же в теме об изобретении машины времени, которая в этом случае способна вернуть изобретателю его семью, потерянную в автокатастрофе. Интрига строится на том, что машина позволяет увидеть и будущее, но только до одного события — не далее.

Зато 8 эпизодов сериала — это не просто история с интригой, это кинематографическое удовольствие. И речь идет в основном не столько о том, про что рассказывается, сколько о том, как это показывается. Сериал окутан медитацией движения и звука, это воплощено неторопливым передвижением камеры и самих героев и минорным саундтреком. В кадре — яркие цвета. За кадром — требование подумать, действительно ли надо менять прошлое, какой есть твоя настоящая жизнь и каким может быть будущее.

Все это, вместе с длинным развитием идеи, заставило некоторых зрителей стучать пальцами по клавиатуре, выбивая хейтерские посты. Но это не способно изменить чарующую красоту «Разрабов» и их бесспорную оригинальность.

Я знаю, что это правда (I Know This Much Is True), США

«Кто же является отцом близнецов Бердси?» В 6-серийном мини-сериале канала НВО это главный вопрос (вроде «Кто убил Лору Палмер?» Дэвида Линча). Но он не главный для восприятия сериала.

Его центром является роль Марка Руффало ( «Темные воды»), который поразительно играет одновременно обоих братьев. Один — толстый, подстриженный; он психически болен. Второй — обычный, заросший и беспокоится о первом, несмотря на то, что сам едва живой после смерти своего ребенка и развалившегося брака. Он также стоит на пороге открытия скрытой мамой тайны об их отце.

Богатство эмоциональных оттенков и глубина драмы, очевидно, уходит корнями к одноименному роману Уолли Лэмба, который и экранизировал Дерек Сиенфрэнс. Но именно Руффало это реализует в кадре, когда его герой борется с демонами прошлого и настоящего, страдая и пытаясь вынести на своих плечах все проблемы семьи, с детства и до сегодняшнего дня. Напряженно и больно, но стоит переживаний.

Монстр из Мартфу (A Martfüi Rém — A Sorozat), Венгрия

Идеальный пример тесного сотрудничества искусства и коммерции. Есть сериал, который предложил сделать стриминг Netflix на базе уже отснятого и выпущенного одноименного фильма 2016 года. Причем сериал создавал тот же режиссер, Арпад Шопшич, с теми же актерами.

Двухчасовой фильм о самом известном в Венгрии коммунистических времен серийного убийцу расширили до 3-х часов (4 серии). Это позволило не спешить с изложением сюжета расследования в 1960-х годах и уделить внимание следователям, жертвам и самому убийце.

Шопшич, один из лучших в новой генерации венгерских режиссеров, делал все свободно, без клише полицейских процедуралов, без необходимости развлекать и без лицемерной политкорректности. Поэтому получилось местами жестко, реалистично и даже натуралистически, как и положено в кино о насилии. Таким образом сериал шокирует, показывая весь ужас убийства. В то же время оставаясь художественным явлением, что случается нечасто.

Преступник-2 (Criminal), Великобритания

Если в прошлом году идею «комнаты допросов» после Великобритании реализовали в аналогичных декорациях с другими актерами и историями во Франции, Испании и Германии, то в этом Netflix выпустил только британское продолжение.

Но оно перфектное! 4 серии по 45 минут каждая — это настоящая актерская, сценарная и режиссерская эквилибристика. Почти все это происходит в тех же четырех стенах. Актуальные и закрученные, социальные и изобретательные, все четыре истории объединены только следователями и двумя комнатами, разделенными стеклом-зеркалом. Они дают понять современные проблемы, обобщая общество, а с другой стороны конкретизируют эти проблемы вовсе не плакатного сорта.

Какова ответственность за ложные обвинения в «сексуальных домогательствах», когда у обвиняемого рушится жизнь? Если убийца — женщина, а не (как привыкли) мужчина? Если доказательства ложные и клевета привела к смерти? А если преступник предлагает сотрудничество?.. Эталон детектива — в драме современности.

Дес (Des), Великобритания

После «Молчания ягнят» образы серийного убийцы и форма фильмов такого рода стали однообразными. «Дес» — это нововведение: никаких деталей из прошлого, никакого натурализма, события происходят здесь и сейчас. А образ убийцы, сыгранного Дэвидом Теннантом («Джессика Джонс»), больше не имеет привкуса интеллектуальности.

Ужас творится безэмоциональностью и мрачностью героя, который убивал от нечего делать, и его гомосексуальность была примерно такого же неопределенного характера. Поиски жертв, попытки доказать в суде преступления и написание биографии об убийце — три главные сюжетные линии, которые, как питон, окутывают зрителя и не отпускают, пока не закончатся три серии этого мини-сериала.

Исторические события, положенные в его основу, конечно, добавляют магнетизма, заставляя зрителя искать дополнительную информацию о персонаже. И это особенно хорошо, потому что сериал еще и учит определенным вещам. Как написано: «кто имеет уши слышать, да слышит».

НФ8 (NF8), Южная Корея

Необычный для корейского телевидения, вдвое меньший, чем стандарт, сериал только из 8 эпизодов, однако до краев наполняет душу драмой и лирикой. Его футуристические темы так прочно связаны с реальностью (фактически выходят из нее), что зритель не отделяется от нашего времени, а просто переходит в будущее с понятным багажом и вполне подготовленный.

Человекоподобные роботы ухаживают за стариками; виртуальная любовь; искусственный интеллект предсказывает события на каждый день; одну личность «подселяют» в тело с другой личностью; метеорит, чью орбиту NASA не удалось изменить, должен уничтожить Землю — все это легко представить уже завтра или совсем скоро.

И в «НФ8» это так же легко, без шероховатости, воплощается. Здесь герои природные, со своими проблемами. Они живы, поэтому и убедительны, и, касаясь насущных запросов жизни, дают зрителю в полной мере ощутить и понять возможные проблемы других. Потому фантастика здесь является лишь поводом для разговора про обыденность.

Расследование (The Investigation), Дания, Норвегия, Швеция

Идеальный сериал и один из самых трудных для восприятия, несмотря на то, что в кадре нет ни одного убийства, ни одной капли крови или трупа. Только речь идет об убийстве. И проводится максимально детальное расследование, чтобы доказать, что один миллионер, любитель БДСМ и снафф-порно, намеренно и неслыханно жестоко убил журналистку, которая пришла на его частную подводную лодку взять интервью.

По своей форме этот детектив, лишенный флэшбеков, демонстрируя только настоящее, очень напоминает британский «Дес» — еще и потому, что сделан на основе правдивой истории. Только здесь преступника вообще не показывают, в то же время под увеличительное стекло попадают участники расследования — шеф полиции и родители жертвы. И вообще говорится о том, на что готовы люди, которые жаждут, чтобы за жертву настигла расплата.

Сериал особенно уместен любителям скандинавских телешоу вроде «Убийства», «Капкана» или «Вистинга».

Корона-4 (The Crown), Великобритания

Нынешний европейско-американский скандал вокруг 4-го сезона этой мегаломанской эпопеи о британской королеве доказывает, насколько много взглядов приковано с обеих сторон Атлантического океана к монархическому рудименту и событиям вокруг него.

Скандал был спровоцирован реакцией зрителя на особо экспрессивную демонстрацию в сериале драматических семейных отношений принца Чарльза и принцессы Дианы. А поскольку Диану всегда любили, а к Чарльзу после ее смерти начали откровенно неприязненно относиться, зритель усилил эту неприязнь письмами ненависти и даже угрозами в сторону королевской семьи.

Впрочем, на самом деле сериал выше всяких сплетен, жалоб и нот протеста. Это красивое и умное кино, где изобретательно подмеченные и показанные детали работают как элементы большого и смелого замысла — показать надругательство над человеком, которое совершает любая корона и все ее владельцы.

Автор: Ярослав Пидгора-Гвяздовский