Конец эпохи «договорняков» от Зеленского: как аграрное лобби уменьшило себе налоги в обмен на голоса в Раде

В ноябре 2019 года новый и пока еще экстраординарно рейтинговый (для украинской политики) президент Владимир Зеленский записал очередной видеоотчет о деятельности новой власти. В частности — похвастался быстрым принятием государственного бюджета.
«Впервые за 28 лет просто подготовились за несколько дней и приняли его без всяких “хотелок”, без всяких должностей. Потому что мы очень быстро можем работать в нашей Верховной Раде, когда у нас есть монобольшинство. Я вас (украинцев, — ред.) поздравляю», — сказал тогда президент.
Прошел год. Финансовые проблемы, пандемия, конституционный кризис и подвешенное в воздухе сотрудничество с МВФ поставили Зеленского в куда более сложные условия. А президентская фракция «Слуга народа» уже не так рвется поддерживать все, что задумали на Банковой.
Не обошли проблемы и процедуры принятия бюджета. В этом году украинцы могли увидеть более привычную для себя картину — так называемое рассмотрение «под елочку», когда депутаты только в декабре со скрипом находят консенсус относительно главного финансового документа страны.
Буквально через день после принятия бюджета подарок «под елочку» получили украинские аграрии — Рада приняла закон о снижении налога на добавленную стоимость (НДС) для отдельных категорий сельскохозяйственных товаров, в частности пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, семян подсолнечника.
То есть раньше на все товары в стране НДС был 20%, а теперь исключения сделали для аграриев, установив им налог на уровне 14%. Как связана такая щедрость для аграриев с обещанным концом эпохи «договорняков», читайте в нашем материале.
Лоббизм?
Если что-то похоже на лоббизм и пахнет, как лоббизм, то, наверное, это и есть лоббизм. Шеф-редактор «БизнесЦензора» Сергей Головнев, который с коллегами разбирался в экономических последствиях этого решения, уверен, что за этим законом стоят крупнейшие украинские агрохолдинги (хотя малые и средние предприятия также выигрывают), прежде всего — Kernel Андрея Веревского и МХП Юрия Косюка. В частности, среди авторов законопроекта есть депутаты, близкие к Веревскому.
«Марьян Заблоцкий и Олег Кулинич. Первый был помощником у нардепа-родственника Веревского (Алексея Мушака, — ред.), а Кулинич работал на самого Веревского (тоже как помощник депутата, — ред.). Они — основные “пушеры” законопроекта», — рассказал Головнев hromadske.
Он объясняет: одна из выгод для крупных агропредприятий в том, что они экономят оборотные средства. Часто предприятия холдинга покупают сырье у предприятий из этого же холдинга, при этом надо платить НДС. Теперь вместо 20% будет 14%.
Стоит добавить, что большая часть продукции, которую затрагивает закон, идет на экспорт, а НДС за такие товары государство возмещает. То есть бюджет в таком случае ничего не потеряет, но эти 6% холдинги не должны будут на несколько месяцев отдавать государству.
«Они включили в законопроект те товары, которые мы экспортируем в очень больших объемах — зерно, кукуруза, семена подсолнечника, из которого делают масло. Это говорит о том, что мы видим попытку отнюдь не защитить фермеров, а дать преференции крупным агрохолдингам, которые и так хорошо зарабатывают», — заключает Головнев.
Если же продукция продается на внутреннем рынке, бюджет эти 6% недополучит.

Что не так с этим законом
С точки зрения государства, бюджет недополучит налоги. Хотя авторы законопроекта утверждают, что эти потери будут компенсированы увеличением объема продаж, потому что цена на продукцию должна стать ниже.
Однако никакого экономического обоснования с какими-либо подсчетами в законе нет.
На это указывает и руководитель Центра анализа общественных финансов и публичного управления KSE Дарья Марчак, которая также уверена, что закон — явно лоббистский.
«Там (в пояснительной записке, — ред.) написана философия, но философию можно написать под любую инициативу. А вот показать на цифрах, как это работает — это уже другая история», — говорит она hromadske.
Авторы законопроекта утверждают, что аграрии потеряли рентабельность из-за отмены специального режима НДС в 2016 году. Однако никаких расчетов, подтверждающих этот тезис, также не приводится.
Марчак сомневается, что решать проблему рентабельности бизнеса в одной из отраслей надо масштабными налоговыми изменениями. Она напоминает, что задача государства — создавать равные права для всех отраслей.
«Аграрный сектор и так работает на очень льготных условиях. Кроме того, они являются одними из крупнейших получателей субсидий из бюджета, но все равно хотят себе специальных условий по НДС. Выглядит не очень релевантно, особенно учитывая то, что аграрный сектор — один из самых быстрорастущих и уже занимает существенную долю в экономике», — отмечает эксперт KSE.
Кроме того, за равные конкурентные условия выступает и Международный валютный фонд, перед которым у Украины есть определенные обязательства.
Марчак напомнила, что одним из условий сотрудничества с МВФ в 2015-2016 годах была именно отмена спецрежима НДС для аграриев. И получается, что теперь вместо одной модели льгот внедряют другую.
«А в действующем меморандуме с МВФ, подписанном Украиной, есть пункт, который прямо говорит, что Украина воздержится от каких-либо налоговых льгот любым отраслям — за исключением тех, которые могут ввести из-за коронакризиса», — указывает эксперт.
Депутат Данил Гетманцев, возглавляющий финансовый комитет Рады выступил «категорически против» законопроекта, заявив, что парламент не имеет права предоставлять льготы «одной из немногих отраслей, которая хорошо зарабатывает в трудное для страны время».
Однако члены комитета поддержали уменьшение НДС, несмотря на сопротивление Гетманцева. Более того, сразу после этого ряд депутатов зарегистрировал постановление с предложением уволить Гетманцева с должности главы комитета.
Среди авторов этого постановления — 12 членов депутатской группы «Доверие» (всего их в группе 20). В частности, тот же Кулинич, который работал на Веревского.
Сам Гетманцев также видит в этом руку аграрных олигархов.
Почему власти выразили доверие этому закону?
Официально говорится о том, что льготы должны помочь аграрному бизнесу и уменьшить число теневых сделок. В частности, об этом заявлял глава аграрного комитета Рады Николай Сольский.
Кулуарно же самая распространенная версия заключается в том, что уменьшение НДС — это «благодарность» депутатской группе «Доверие» за поддержку «Слуги народа» во время голосований в Раде. В частности, за государственный бюджет — за него группа дала все свои 20 голосов.
Политолог Владимир Фесенко считает такую историю правдоподобной.
«Доказать этого я не могу, но выглядит очень логично. Группа “Доверие” состоит в основном из аграриев, ее связывают с Веревским», — говорит он в комментарии hromadske.
То, что уменьшение НДС для аграриев — фактически плата группе «Доверие» за поддержку в Раде, нам подтвердил и один из «слуг».
Еще один источник в СН утверждает, что Веревский даже говорил по телефону с Зеленским перед голосованием за бюджет.
Монобольшинство Шредингера
Во время президентских выборов Владимир Зеленский обещал не только новые лица в украинской политике, но и новые правила игры. В частности — без «договорняков».
На парламентских выборах «Слуга народа» получила беспрецедентную поддержку — более 250 мандатов — и сформировала так называемое монобольшинство. Казалось, «договорняки» теперь уже и не нужны.
Но еще в августе 2019-го олигарх Игорь Коломойский, который как никто знает о «договорняках» и депутатской роли в них, спрогнозировал, что «слуги» через год начнут «бл*****ть» и монобольшинства фактически не будет.

Сухие цифры голосований показывают, что сейчас «Слуга народа» редко может самостоятельно обеспечить 226 голосов. Например, за бюджет-2021 СН дала 225 голосов. За министра образования Сергея Шкарлета — 171 голос. Для сравнения, за бюджет-2020 «слуги» дали 241 голос — год назад помощь других сил им была не нужна.
Парламентский аналитик движения ЧЕСТНО Оксана Матвийчук готовит отчет о работе Рады в 2020 году. Она рассказала hromadske, что за год (по состоянию на 18 декабря) в парламенте было 328 голосований за законы во втором чтении. И только в 120 случаях фракция власти дала 226+ голосов.
То есть в большинстве случаев СН должна искать голоса со стороны. И здесь власти часто помогает «Доверие». В этих 328 голосованиях «Доверие» идет на третьем месте в Раде по показателю голосов «за» — 61,5%. Первое — у «Слуги народа» (88%).
Владимир Фесенко добавляет, что еще большие проблемы у властной фракции возникают при кадровых назначениях.
«Например, министром здравоохранения Максима Степанова назначили только благодаря голосам ОПЗЖ. Со Шкарлетом история повторилась», — напоминает он.
Если взять последние попытки назначений, то ситуация такова: Романа Лещенко на должность министра аграрной политики поддержали 193 «слуги», Шкарлета на должность главы Министерства образования и науки — 171, Юрия Витренко на должность министра энергетики — 153.
На фоне нехватки голосов в собственной фракции Банковой и руководству СН приходится как-то выкручиваться. Здесь и наступает эпоха «договорняков» (хотя она никуда и не уходила). На помощь фракциям власти в таких ситуациях часто приходят депутатские группы (членами которых являются преимущественно мажоритарщики). Конечно, не просто так.
«Это же не только в этом созыве. В прошлом созыве были две депутатские группы, которые так же сотрудничали с тогдашним большинством. Это довольно логическое поведение депутатов-мажоритарщиков — они идут на сотрудничество в обмен на определенные преференции, в частности, по бюджету и Налоговому кодексу», — объясняет политолог Владимир Фесенко, имея в виду и снижение НДС для аграриев.
То же в комментарии hromadske подтверждает и парламентский аналитик ЧЕСТНО Александр Салиженко: «В прошлом созыве они (депутатские группы, — ред.) поддерживали БПП и “Народный фронт”. Сейчас похожая ситуация — “Доверие” и “За будущее” в ключевых голосованиях поддерживают “Слугу народа”».
Кстати, в первый год работы Рады по кадровым вопросам «Доверие» была главным союзником СН с показателем 80% голосов «за».

Древняя украинская традиция
Политолог Владимир Фесенко считает такие ситуативные партнерства фракции власти абсолютно ожидаемым явлением (для наших реалий), потому что так же дело обстояло и во всех предыдущих коалициях.
«В нашей практике это очень надежный механизм, но, конечно, надо использовать какие-то договоренности, какие-то обмены, например, по другим законопроектам. Вы нам даете голоса за этот законопроект, мы вам — за тот. Древняя украинская традиция», — отмечает политолог.
Совсем не удивляют Фесенко и проблемы с поиском голосов в правящей фракции.
«Когда говорят о монобольшинстве, исходят из того, что монобольшинство должна монолитнее всего голосовать. Но монолитно даже “Партия регионов” не голосовала. Группа разнородная, там есть разные интересы, уровень дисциплины у них невысокий», — отмечает он.
Поэтому Офис президента и руководство СН страхуют себя ситуативными партнерствами.
«Есть и постоянные партнеры. Группа “Доверие”, еще около десятка внефракционных депутатов, а сейчас стала заметной группа “За будущее” — не вся, где-то около десяти депутатов», — уточняет Фесенко.
Что же касается обещаний Зеленского не идти на «договорняки», то эксперт несколько оправдывает президента.
«Я думаю, что у президента за полтора года стало меньше иллюзий. Было больше мыслей немного наивных, что можно быстро все изменить, а суровая практика заставила использовать традиционные методы», — считает Фесенко.
***
Не то чтобы нас удивляла ситуация, когда депутатские группы выгодно «инвестируют» свое голосование и получают что-то для себя у власти. Да и открытием существование аграрного лобби в Раде назвать трудно. Речь идет о том, что новые лица обещали игру «по-новому» — без старых схем и «договорняков».
Со времени выборов президента и парламента прошло около полутора лет, а нынешняя игра уже знакома до боли — президент Зеленский вынужден договариваться со всевозможными центрами силы, позволяет бизнес-элите конвертировать свои политические возможности в материальные выгоды.
История со снижением НДС для аграриев — лишь один из ярких примеров таких «договорняков». Например, журналисты Bihus.Info рассказывали, как группа «слуг», ориентированных на олигарха Рината Ахметова, не поддерживала бюджет-2021, пока в нем не предусмотрели обязательные выплаты долгов по «зеленому» тарифу, на котором зарабатывает именно Ахметов.
Возможно, в том числе из-за продолжения славной украинской традиции кулуарных договоренностей, украинцы и назвали Зеленского главным разочарованием 2020 года?
А про то, как идеология «договорняков» побеждает партийную идеологию и в центре, и в регионах, смотрите в нашем выпуске программы «В теме».
- Поделиться: