Конкурс Госкино: как со скандалом поделили деньги между украинскими фильмами

Конкурс Госкино: как со скандалом поделили деньги между украинскими фильмами

Результаты 14—го конкурса по финансированию кинопроектов, обнародованные Госкино 6 октября, удивили и возмутили многих. Продюсеры и режиссеры жалуются на «непрозрачный» отбор победителей, а эксперты просят убрать их имена из решений конкурса. Разбираемся, что произошло, чем недовольны участники конкурса и как объясняют его результаты те, кто принимал решение.

Суть конфликта

6 октября Государственное агентство по вопросам кино обнародовало список победителей конкурса (питчинга), которые в этом году будут частично профинансированы за счет украинских налогоплательщиков. Из 337 проектов финансирование выиграли 72 ленты, однако многие из них не должны были это финансирование получить, так как не проходят по рейтинговым спискам.

Ежегодно эти рейтинги составляет специальная группа экспертов. Они в два этапа оценивают идею и презентацию проекту, за что присуждаются баллы. Те проекты, у которых баллы высокие, в итоге и получают финансирование.

Однако в этом году большинство лент, которые были в топе экспертного рейтинга, выбросили из списка победителей. Например, фильм «Наши котики 2», получивший высокую оценку и положительные отзывы, провалил конкурс, а «Бешеная свадьба 3», который занимает 14-ю позицию, получит до 20 миллионов гривен.

В самой большой категории конкурса «неигровые фильмы» не получили финансирование проекты, которые были на первом, шестом, седьмом и восьмом местах рейтинга, зато получил проект с 58-го.

После первого этапа (оценка экспертов) Совет по государственной поддержке кинематографии внезапно ужесточил условия конкурса. Во время своего заседания он объявил новые правила: нельзя подавать более двух проектов от одной компании (или продюсера) и не более одного проекта от одного режиссера. Также ввели предельную сумму финансирования: не более 25 млн грн для фильмов, предназначенных для широкой зрительской аудитории, и не более 20 млн грн для авторского кино и копродукции. Изменение правил конкурса озадачило многих режиссеров, чьи работы теперь не попадают под критерии.

Так, например, фильм «Где зарыта собака?» режиссера Андрея Литвинова «вылетел» с конкурса после обновления правил, хотя имел высокий проходной балл и был на 16 месте среди неигровых фильмов. Официальной версией для отказа стало правило «два проекта в одни руки». Но, как говорит Андрей, у его продакшена прошел только один игровой фильм, а у продюсера ㅡ не прошел ни один. Таким образом, детективная лента все еще могла получить финансирование.

Почему ленты «засудили»?

Экспертная комиссия, которая составляла рейтинговые списки, тоже удивлена результатами. Ведь окончательных победителей определяют не они. С 2019 года в процессе отбора картин на питчинг появился новый орган — Совет по государственной поддержке кинематографии. Этот орган создали для эффективного распоряжения средствами, выделяемыми на поддержку кино. Именно Совет имеет финальное слово о том, кто же выиграет питчинг.

Его решение возмутило многих экспертов: Совет, по их мнению, проигнорировал рейтинг и выводы комиссии. Писатели братья Капрановы, которые также были в составе комиссии, уже обратились в Госкино с требованием исключить их из списка экспертов.

Как рассказал hromadske Виталий Капранов, экспертная оценка стала для Госкино лишь ширмой, за которой они отдавали победу конкретным проектам.

«Это для того, чтобы оправдать такой небольшой фокус, когда не дают финансирование фильму, занявшему по оценкам экспертов первое место, зато дают фильму на каком-нибудь 40-м месте, который снимает компания “Квартал”», — заявил Капранов.

Что говорят в Совете по господдержке кино?

Глава Совета по государственной поддержке кинематографии Андрей Дончик проблем в результатах питчинга не увидел. По его словам, Совет — независимый орган, а рекомендации экспертов учитывать необязательно.

Также Дончик частично оправдывал решение кризисом, возникшим из-за пандемии. По его словам, члены Совета не ожидали, что кинотеатры будут закрыты на длительный период, а «на показах украинских лент не будет зрителей». Выделение меньшего финансирования, но большей группе компаний должно, по его мнению, помочь кинематографической отрасли в период, «когда работы очень мало».

«Это был наш основной принцип. Все, кто недовольны — подавали по 5-6 проектов, а у них прошло два. Когда в лучшие времена они получали по 5-6 (финансируемых проектов — ред.), они молчали. А сейчас им дали вдруг два, и они начали кричать», — сказал Дончик в комментарии hromadske.

В госбюджете на 2020 год расходы на культуру действительно «урезали» сильнее всего. Так, Государственное агентство Украины по вопросам кино получило почти 55 млн грн меньше, чем в 2019 году. В Госкино влияние эпидемии на киноиндустрию не отрицают, впрочем, как и везде.

На вопрос, почему Совет не сообщил об изменениях в конкурсе заранее, Дончик отметил: «Потому что так решил Совет. Это наше законное право. Мы им воспользовались».

Как это повлияет на украинское кино?

Многих режиссеров и продюсеров беспокоят результаты питчинга. Несмотря на показательное привлечения экспертов и детальное обсуждение фильмов, которое в этом году длилось рекордные две недели, выбор победителей проводился за «закрытыми дверями». Кроме открытой части обсуждения в Совете, еще почти сутки, по словам Андрея Дончика, продолжалось закрытое совещание.

Руководители тех проектов, которые все же получили финансирование в этом году, не могут быть уверенными в результатах и в будущем, ведь логика отбора для них неясна.

После первого этапа отбора руководителей кинопроектов также возмутило обращение Госкино. Госагентство обратилось с просьбой учитывать при оценке работ «репутацию» создателей проектов ㅡ есть ли у них незавершенные работы и открытые уголовные дела.

Виталий Капранов отметил, что если компания не отчиталась о закрытии предыдущих проектов перед Госкино ㅡ это может стать причиной того, что нового финансирования им не предоставят.

«Но какие-то уголовные дела, которые якобы кто-то ведет ㅡ это абсолютно незаконная ситуация. Я видел этот список, там, грубо говоря, все. Не снимаем кино, поэтому против нас там нет дела, но если бы снимали — то возбудили бы и против нас», — сказал Капранов.

В Совете по господдержке кино тоже говорят: обращение видели, но учитывали не то, что просили в Госкино. Члены Совета отсеивали компании, у которых уже были в работе несколько проектов с госфинансированием или без него. Также средства не давали авторам, которые проваливали или переносили дедлайны.

С другой стороны, Совет по государственной поддержке кинематографии не советовался ни с конкурсантами, ни с экспертами, когда отсеивали одинаково качественные проекты одного режиссера.

Фильм «Квитка» режиссера Тараса Ткаченко в прошлом году смог получить финансирование от Украинского культурного фонда на создание сценария о певице украинского происхождения Квитке Цисык. Уже в этом году проект представили на конкурс для финансирования его производства.

В рейтинге «Игровые полнометражные национальные фильмы (для широкой зрительской аудитории)» он занял 9 место и вполне должен был получить деньги. Однако, поскольку режиссер Ткаченко подал на конкурс несколько работ, Совет «выбросил» его «Квитку» и оставил финансирование для других лент.

«Нас просто поставили перед фактом. В частной беседе Ткаченко рассказал, что отдает предпочтение именно “Квитке”, но его никто не спрашивал. Это был второй тур», — рассказал hromadske Артемий Кирсанов, один из сценаристов фильма.

По его словам, команда была готова к любому решению, ведь конкуренция на нынешнем питчинге была высокая.

«Этим они унизили экспертов и наплевали на всех членов Совета, потому что они вчера в “ручном режиме”, запуганные, принимали решения, которые им навязали. Это было видно — они (члены совета — ред.) сидели словно в заложниках и голосовали единогласно. Будто в советские времена вернулись», — сказал он.