Кремлевская кухня: зачем самолет «повара Путина» летает на Ближний Восток и в Африку в зоны вооруженных конфликтов

Что готовит предприниматель, официально занимающийся обычным кейтерингом, в зонах вооруженных конфликтов по всему миру?

По материалу Новой

С чем бы ни связывали имя Евгения Пригожина, — с «фабрикой троллей», вмешательством в выборы США, ЧВК «Вагнера», добычей нефти, газа и золота, — за ним прочно закрепилось звание «кремлевского повара». «Новая газета» совместно с Центром по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) выяснила, что уже долгое время Пригожин, как по расписанию, летает в Африку и на Ближний Восток на бизнес-джете M-VITO. Что готовит предприниматель, официально занимающийся обычным кейтерингом, в зонах вооруженных конфликтов по всему миру?

Что за самолет

Самолет Raytheon HAWKER 800XP с регистрационным номером M-VITO для Пригожина не чужой. С 2012 года этот бизнес-джет принадлежит сейшельской компании Beratex Group Limited. Компания не раскрывает своих владельцев, зато дочь Евгения Пригожина Полина публиковала как-то фотографии самолета M-VITO в своем инстаграме (сейчас ее аккаунт закрыт). «Папа доброй души человек», — комментировал фото один из ее друзей. «И не говори», — отвечала Полина.

Скришот из инстаграма Полины Пригожиной. Фото:архив ФБК

Судя по фотографиям, супруга и дети Пригожина не раз были на борту бизнес-джета, интерьер которого идентичен Raytheon HAWKER 800XP. На ту же офшорную компанию зарегистрирована и яхта, которую, опять же благодаря соцсетям семьи Пригожина, связал с «кремлевским поваром» Фонд борьбы с коррупцией.

Куда летал

За два года именно этот бизнес-джет Пригожина 48 раз совершил посадки и взлеты из Бейрута. В большинстве случаев столица Ливана использовалась только как перевалочный пункт, из которого самолет вылетал в Сирию или в Африку.

С 2016 года бизнес-джет Пригожина 21 раз побывал над территорией Сирии. Обычно гражданские самолеты предпочитают над этой территорией не появляться, — слишком опасно. Еще чаще M-VITO летал в Африку. Первый раз джет «кремлевского повара» был замечен в Африке над Египтом 10 ноября 2017 года на высоте 11 тысяч метров. Эксперт в области авиации объяснил, что это стандартная высота полета самолета, при которой он продолжает свой путь дальше и не заходит на посадку. То есть самолет либо оказался вне зоны покрытия, либо выключил транспондер (устройство используется для идентификации авиадиспетчером воздушного судна — ред.). Вскоре после этого полета, в декабре 2017 года, Москва получила от ООН разрешение на отправку оружия и инструкторов в Центральноафриканскую Республику, несмотря на введенное с 2013 года эмбарго.

Над Сирией практически не летают гражданские самолеты.Источник:www.flightradar24.com

С тех пор джет Пригожина 27 раз «пропадал» над Египтом, рядом с Ливией или над ней. То, что самолет «кремлевского повара» не садился в Египте для отдыха на курортах, а летел дальше, подтверждает информация из сообщений кенийских СМИ и треккер авиаперелетов.

В начале года самолет M-VITO активно курсировал все по тому же маршруту: 6 января 2019 года он прилетел в Бейрут из Санкт-Петербурга и через два часа отправился в Африку, снова пропав на большой высоте над Египтом, а 8 января после остановки в Бейруте вернулся в Россию. Еще через два дня M-VITO появился над Африкой уже около Ливии.

Нельзя сказать наверняка, был ли Пригожин на борту своего самолета во время всех этих перелетов. По словам источника, имеющего доступ к данным регистрации, в базе нет информации о регистрации Пригожина или кого-либо другого на рейсы M-VITO.

Однако 24 апреля 2018 года Пригожин был зарегистрирован на один полет из Москвы в Хартум (Судан) на борту другого самолета. Согласно источнику с доступом к данным регистрации, Евгений Пригожин прилетел на этом самолете в сопровождении двух бойцов «группы Вагнера».

Зачем летал

После того как Пригожина был замечен на переговорах министра обороны России Сергея Шойгу с ливийским маршалом Халифом Хафтаром, РИА «Новости» объяснило это тем, что «он организовывал официальный обед и принял участие в обсуждении культурной программы визита ливийской делегации».

Неужели Пригожин может регулярно летать в зоны вооруженных конфликтов, просто чтобы заботливо контролировать, что едят российские военные?

Бизнесмен Пригожин действительно занимается организацией обедов для высокопоставленных лиц, а аффилированные с ним компании кормят российскую армию. Но имя «кремлевского повара» связано, в том числе с «группой Вагнера», которая, согласно публикациям российских и зарубежных изданий, принимала участие в боевых действиях на востоке Украины, в Сирии, а с 2018 года работает в некоторых странах Африки.

Максим Кардопольцев, специально для «Новой газеты»

Интересы России в Африке, которые в том числе обеспечивают структуры Пригожина, по данным расследования Bloomberg, затрагивают десять африканских государств: ЦАР, Судан, Ливию, Мадагаскар, Анголу, Гвинею, Гвинею-Бисау, Мозамбик, Зимбабве и Демократическую Республику Конго. Все эти страны объединяет не только напряженная политическая обстановка, но и богатство природными ресурсами. Помимо подписания договоров о военном сотрудничестве, российские компании заключают с правительствами этих стран соглашения о разведке и добыче полезных ископаемых. Евгений Пригожин играет в этих процессах не последнюю роль.

С 2018 года в СМИ стала появляться информация, что российские наемники из ЧВК «Вагнера» начали работать в ЦАР, Судане, а в ближайшее время их ожидают в Ливии. В свою очередь компании, связанные с Евгением Пригожиным, Lobaye Invest и петербургская ООО «М Инвест», получили разрешение на добычу золота, алмазов и других полезных ископаемых в ЦАР и Судане.

Возможно, есть еще одна причина, по которой самолет Евгения Пригожина так часто летает в Африку. По данным, полученным проектом «Досье», осенью 2017 года между правительственными структурами ЦАР и «М Инвест» было заключено соглашение, касающееся разработки месторождений алмазов в префектуре Верхнее Котто. «Стороны пришли к соглашению, что российская сторона имеет право осуществлять платежи наличными. По мнению центральноафриканской стороны, доставка кассовой наличности возможна только на частном самолете», — сказано в документе. Необходимость оплаты наличными объясняется тем, что «в данный момент все банки Центральноафриканской Республики осуществляют переводы через корреспондентские счета во Франции, что препятствует российской стороне осуществлять банковские переводы».

В августе 2018 года источники Le Monde сообщили о том, что Пригожин прилетел на частном самолете в Хартум (Судан) для встречи с лидерами центральноафриканских вооруженных группировок. Через три дня после этой встречи, на сайте МИД России появилось сообщение «О переговорах в Хартуме по урегулированию в Центральноафриканской Республике». В сообщение говорилось о подписании «Хартумской декларации», объявляющей «создание Центральноафриканского объединения оппозиции в целях достижения долговременного и устойчивого мира в ЦАР».

30 июля 2018 года в Центральноафриканской Республике во время расследования деятельности «группы Вагнера» и интересов в ЦАР Евгения Пригожина были убиты Александр Расторгуев, Орхан Джемаль и Кирилл Радченко. По версии расследования проекта «Досье», к убийству группы журналистов мог быть причастен центральноафриканский жандарм, который координировал свои действия с сотрудниками структур Пригожина.

СК России при этом настаивает, что россиян убили во время ограбления.

А в пресс-службе Пригожина после убийства журналистов сообщили, что у бизнесмена «нет интересов к военным или гражданским проектам в Центральноафриканской Республике, в том числе к месторождениям золота».

На момент подготовки материала к публикации самолет M-VITO совершил еще один перелет. С 25 по 30 января он находился в Африке, потом вернулся в Москву.