Криминальная драма или древнегреческая трагедия в реалиях Прикарпатья? О чем украинская лента «Памфир»

В прокат наконец-то вышла лента «Памфир». Украинскую криминальную драму ждали с момента премьеры на Каннском фестивале летом 2022-го, где фильм получил абсолютное признание критиков. Затем последовала киевская премьера на Киевской неделе критики: «Памфир» признали лучшим фильмом и открытием года, Дмитрий Сухолиткий-Собчук получил награду за сценарий и режиссерскую работу, а исполнитель главной роли Александр Яцентюк — за актерскую.
Гран-при кинофестиваля «Молодость» и несколько международных наград подогревали интерес к ленте все больше. Широкий прокат в Украине должен стартовать 26 января, но зрителям пришлось подождать еще два месяца. И вот, наконец, «Памфир» в кино.
События разворачиваются на Буковине в канун традиционного праздника Маланки. Здоровяк Леонид по кличке Памфир ненадолго возвращается с заработков домой. В родном селе героя ждут жена Елена и сын-подросток Назар.
Родные не хотят, чтобы Памфир снова куда-то уезжал. Чтобы отец остался дома, Назар сжигает документы, необходимые для получения визы. Вот только вместе с папкой с бумагами костер уничтожает местный молитвенный дом, и теперь, чтобы уберечь сына от последствий опрометчивого поступка, Памфир вынужден вернуться к криминальному прошлому.
Для режиссера Дмитрия Сухолиткого-Собчука «Памфир» — полнометражный дебют (киносообщество хорошо знает его по короткометражным работам, в частности, по ленте «Штангист», получившей ряд наград на украинских и международных фестивалях). Впервые на большом экране мы видим и исполнителей главных ролей Александра Яцентюка, Соломию Кириллову, Станислава Потяка — режиссер шутит, мол, в большом количестве дебютантов и успех «Памфира»: все хотели прыгнуть выше головы. А зритель видит, что два года на формирование актерского состава потратили не зря — в ленте все на своих местах.
За этой органикой стоит не только актерский талант, но и кропотливая работа. Александр Яцентюк готовился сыграть Памфира полтора года: актер набрал 17 килограммов — для этого регулярно посещал спортзал и соблюдал специальную диету. Соломия Кириллова (она играет его жену Елену) отрабатывала ночные и дневные смены на фанерном производстве, чтобы лучше понять свою героиню, работающую на заводе.
До начала съемок актеры долгое время жили в Карпатах, изучали с репетитором местный диалект, на котором был написан сценарием. Вообще, язык «Памфира» — одна из самых главных прелестей фильма. Гуцульский говор звучит естественно, лишает диалоги искусственности и наигранности. Вместе с визуальным совершенством лента, которую снимали в самых отдаленных уголках Ивано-Франковской и Черновицкой областей, создает абсолютно магическую киноатмосферу, хотя в сюжете речь идет об обычных вещах.
Маленький поселок на Буковине, где происходит действие фильма, кажется изолированным от внешнего мира местом. Здесь говорят по-другому, живут по-другому. Маркерами социополитического пространства становятся упоминания о войне: в отрывках радио- и телепередач, репликах героев. Это важный элемент, подчеркивающий единство украинского общества. И обозначающий большой общий раздражитель, коснувшийся самых отдаленных уголков нашей страны.
На первый взгляд, «Памфир» — выверенная криминальная драма. Однако мифологичность ленты выводит ее из узких жанровых границ на универсальный уровень, углубляет смыслы. События «Памфира» проходят накануне Маланки, традиционного обряда с использованием масок и костюмов, характерного для приграничных районов Черновицкой области. Персонажи карнавала делятся на чистых и нечистых — в фильме это разделение становится буквальным. Дохристианские традиции переплетаются с библейскими мотивами.
Сам режиссер неоднократно отмечал, что «Памфир» является своеобразным переосмыслением истории об Аврааме, который по требованию Бога готов был принести в жертву сына. Наш герой в Бога не верует, а значит, и воле его не повинуеться. Памфир бросает вызов богам (в прямом и переносном смыслах), отказывается примириться с фатумом. Конфликт придает сюжету черты древнегреческой трагедии (которую также сплошь и рядом разыгрывали в масках), апофеозом которой становится бурное празднование Маланки. Катарсис после просмотра гарантирован.
К слову, Дмитрий Сухолиткий-Собчук не в первый раз обращается к теме празднования Маланки. Режиссер исследовал традиции подготовки к празднику в небольшом поселке Красная во время работы над документальной лентой «Красная Маланка». Тогда же познакомился и с контрабандистскими реалиями приграничных с Румынией регионов Украины. Традиционный маскарад в «Памфире» изображен с уважением к деталям и культурным традициям — без тени шароварщины. Фильм представляет настоящую украинскую культуру на киноязыке мирового уровня.
Прокат в Украине для режиссера и команды «Памфира» очень важны. «Мы защищаем не только свои территориальные границы, но и ментальность и культуру, держим эту целостную форму нас как государства, как нации, как народа», — говорит Дмитрий Сухолиткий-Собчук. На премьере в Киеве режиссер и автор сценария вспоминает, что кинофестиваль в Сараево был начат во время Боснийской войны, когда страна была в оккупации. Проводит параллели с настоящим: «Такие культурные события — чрезвычайно важные атрибуты мирной жизни, которая принадлежит нам и которую у нас никто не отнимет».
- Поделиться: