Крымский адвокат Курбединов – «защитник на линии огня»
Крымский адвокат Эмиль Курбединов в Дублине получил международную правозащитную премию «Front Line Defenders».
Автор:Максим Кошелев
«Мусульманин, крымский татарин, адвокат, правозащитник, гражданин двух государств, но сторонник одной!» –так крымский адвокат Эмиль Курбединов описывает себя сам в своем профиле на facebook.
Сегодня в Дублине он получил международную правозащитную премию «Front Line Defenders».
Громадское рассказывает, почему жюри выбрало именно Эмиля.
Путь народину
Будущий правозащитник, адвокат и лауреат международной премии родился в маленьком селе под Новороссийском.
Его родители, крымские татары, переехали туда после депортации, вернувшись из Узбекистана. Тогда советская власть уже якобы реабилитировала крымских татар, однако не позволяла им возвращаться на родину.
Поэтому мать и отец Курбединова и выбрали Краснодарский край.
В школе Эмиль мечтал стать милиционером, а впоследствии выбрал профессию юриста, по которой и закончил Краснодарский университет. Впрочем, юридическую карьеру Эмиль Курбединов начал делать все же не в России.
Историческая родина его предков – Крым – звала парня. Поэтому в 2007 году он переехал к бабушке и дедушке в Керчь. Два года прожил там, но в поисках работы перебрался в столицу полуострова, куда впоследствии приехала и вся его семья.
Тот факт, что даже украинский Крым оставался преимущественно русскоязычным регионом, даже в судебной практике, на самом деле помог карьере Эмиля Курбединова.
Он подтвердил свой диплом и начал работать адвокатом.
Почти сразу молодой адвокат начал сотрудничать с крымскими правозащитниками.
За несколько лет, где-то в 2011 – 2013, Курбединов стал чаще представлять интересы крымских мусульман, в том числе и тех, кого связывали с исламской партией «Хизб ут-Тахрир».
В отличие от соседней России, эта организация не была запрещена в Украине, но крымские силовики, которые вдохновлялись примерами российских коллег, часто пытались помешать «хизбам» проводить их конференции и митинги.
Через несколько лет после аннексии именно за посты во «ВКонтакте» о конференции «Хизб ут-Тахрир» у Эмиля будут проблемы с российским правосудием. Но об этом позже.
Крымский адвокат Эмиль Курбединов Фото: страница Macha Chichtchenkova в facebook
Один из немногих
Настоящим «рыцарем в сияющих доспехах» для крымчан Эмиль Курбединов стал после аннексии Крыма Россией и окончательной оккупации полуострова. Кремль сразу взял курс на подавление национального движения крымских татар, а также искоренение независимой прессы и проукраинских настроений.
Первой «жаркой» порой стал май 2014-го, когда ФСБ запретила въезд на полуостров лидеру крымских татар Мустафе Джемилеву.
Он все же пытался попасть в Крым, встречать его приехали сотни соотечественников. Впрочем, подконтрольная Кремлю крымская власть стянула ОМОН, военных и даже БТРы. Джемилев в Крым не попал, а против десятков участников его встречи завели административные дела.
Именно тогда и пригодился опыт адвоката Эмиля Курбединова.
Позже он всего с парой коллег – Семедляевим и Темишевим – стали фактически теми единичными смельчаками из крымских юристов, кто брался за политические дела.
Наиболее массовым стало так называемое «дело Хизб ут-Тахрир», в которой Россия, фактически применяя принцип ретроспективного правосудия, задним числом судит крымских мусульман за их веру.
ФСБ по отработанной еще в Башкирии и на Кавказе схеме задерживает группы практикующих мусульман.
Им говорят, что они «хизбы» и судят как террористов. При этом никаких терактов они не осуществляли, не готовили и не собирались.
Люди просто жили в украинском Крыму, а затем туда пришла Россия, по законам которой «хизб – террорист». Эмиль Курбединов вместе с коллегой Эдемом Семедляевим буквально погружаются в дела «крымских хизбов». Ездят на суды в Ростов-на-Дону, в Верховный суд России в Москве.
Параллельно Курбединов берется за дело крымского журналиста Николая Семены, которого в Крыму преследуют за сепаратизм – за его статью о гражданской блокаде полуострова, и защищает одного из фигурантов «дела украинских диверсантов» Редвана Сулейманова.
Николай Семена (слева) и его адвокат Эмиль Курбединов (в центре) Фото: Антон Наумлюк / RFE / RL
Эмиль Курбединов (слева) с подзащитным Редваном Сулеймановым в суде Фото:krymr.org/RFE/RL
Эмилю даже удается доказать, что ФСБ соврала, связав Сулейманова с «диверсантом Пановым», а на примере «севастопольской четверки» (Зейтулаев, Сайфулаев, Ваитов и Примов) если не полностью разбить доводы ФСБ, то по крайней мере существенно смягчить приговор.
Этого ему силовики не простили. Во-первых, всем его подзащитным следователи стали добавлять к обвинению еще одну статью – якобы они планировали захватывать власть в России.
Во-вторых, российские силовики в Крыму решили «давить» на самих адвокатов. В начале 2017-го года, они устраивают обыск у жителя Бахчисарая, крымского татарина. К нему выезжают адвокаты Эмиль Курбединов и Эдем Семедляев. Но на въезде в город их останавливает патруль ДПС. Останавливает не случайно.
Сразу же появляются так называемые «Е-шники», сотрудники Центра «Э» или официально «Центра противодействия экстремизму МВД РФ».
Они задерживают Эмиля и везут обратно в Симферополь. Там обыскивают его офис и квартиру, изымают ноутбуки. Затем везут в суд и осуждают на 10 суток админареста за ... «экстремистские» сообщения в сети «ВКонтакте» за 2013 о конференции «Хизб ут-Тахрир».
Впрочем, выходит из-под ареста Эмиль под аплодисменты своих соотечественников.
Обыск в офисе у адвоката Эмиля Курбединова Фото: Anton Naumlyuk
Международное признание
Фактически, в условиях, когда украинские, международные и даже чисто российские правозащитные миссии были вынуждены свернуть свою работу в оккупированном Крыму, единичные адвокаты, такие как Эмиль Курбединов, выполняют не только адвокатскую работу, но и общественно-правозащитную.
Они поддерживают активистов, предоставляют им защиту от давления силовиков, пытаются донести информацию о реальном состоянии прав человека в Крыму до международных институтов.
Тот же Эмиль Курбединов неоднократно выступал с докладами в частности в Брюсселе. Поэтому для правозащитных организаций и журналистов, которые отслеживают крымскую тему, номинация Курбединова на международную премию «Front Line Defenders» стала вполне ожидаемой.
Эту награду вручают правозащитникам, которые, рискуя жизнью, делают значительный вклад в защиту и продвижение прав своих обществ.
Члены жюри выбрали 5 финалистов из 142 номинантов из 56 стран – представителей Украины (Эмиль Курбединов), Никарагуа, Вьетнама, Южной Африки и Кувейта.
Как рассказал сам адвокат журналистам «QHA» накануне отлета на церемонию:
«Для меня это было сюрпризом. Я не ожидал. Расцениваю это как признание работы всех адвокатов и правозащитников в Крыму. Я скажу банальные вещи, но эта премия не моя. Эта премия – всех тех людей, которые ходят на суды, которые борются. Это наша общая премия! В какой-то степени — это политическая номинация, с целью показать тому или иному режиму, что судьба правозащитников – под контролем международного сообщества».
Победителя назвали сегодня, 26 мая, на церемонии в Дублине, Ирландия.
Им стал именно Эмиль Курбединов.
- Поделиться: