Кто и на чьи деньги спасет ирпеньский «Титаник»

Сожженный до основания легковой автомобиль припаркован возле черной от гари пятиэтажки. В стене — огромная дыра. Никто точно не знает, чем 5 марта сюда попали россияне. Снаряд задел газовый щит, его разорвало, пожар длился четыре дня. Все квартиры в стояке сгорели дотла. Боковая стена «отошла», и на стыках образовалась трещина.
«После экспертизы кладки кирпича, который горел четыре дня, решили, что нужно полностью разобрать стену и делать новую с первого до последнего этажа», — говорит Владимир Гусак, глава ОСМД дома на Киевской, 51 в Ирпене.
Он прожил здесь десять лет. Сейчас арендует жилье и пытается спасти свой разрушенный дом. Его квартире на втором этаже в другом крыле дома еще относительно повезло. Она, по крайней мере, не сгорела. Но с потолка постоянно течет вода — из-за обстрелов квартиры над его жильем остались без окон и части наружной стены.

Крыши, как и пятого этажа, нет совсем. От восьми мансардных квартир осталась часть стен. Чтобы законсервировать дом до зимы, нужно восстановить всю кладку и отремонтировать крышу. По предварительным расчетам, на это нужно 7 миллионов гривен.
«То есть только на коробку — 3 тысячи долларов с квартиры. Но можно платить не единовременно, а в несколько платежей. Пока будут продолжаться одни работы, мы будем собирать на следующие», — объясняет Владимир.
Если собрание ОСМД примет решение о таких взносах с каждой квартиры, то плата станет обязательной, а не по желанию или возможностям. Глава ОСМД верит, что деньги соберут, апеллируя к логике. Мол, такую сумму люди заплатят за год-полтора аренды другой квартиры, так что лучше вкладываться в свою. Но признает, что не всем это сейчас по карману. В общей сложности на ремонт дома нужно 18 миллионов гривен.
«В нашем государстве давно финансовые затруднения. А сегодня, я так понимаю, бюджет идет на военных, и это, конечно, нужно. Но с другой стороны, руководство государства говорит, что мы все восстановим и отстроим. И люди в этот праздник верят и не хотят ничего делать сами. Надеются, что им кто-нибудь сделает, потому что им по телевизору так сказали. И так могут вообще потерять дом».
Здесь надеются и на пожертвования. Их можно сделать по этой ссылке \.
Рассчитывать ли на бюджетные средства?
В самом Ирпене повреждено 3245 зданий. Большинство — частные дома. Но и 515 многоквартирных нуждаются в текущем ремонте, в капитальном — 80, еще 39 — придется демонтировать.
По приблизительным подсчетам, на восстановление жилья нужно 850 миллионов долларов. Государство выделило Ирпеню 200 миллионов гривен. Кроме того, деньги в первую очередь дали тем, чье жилье пострадало меньше всего, потому что его можно было быстро восстановить.
А вот дома, нуждающиеся в капитальном ремонте, — в патовой ситуации: либо люди сами до зимы их отремонтируют, либо законсервируют, либо из-за морозов и снегов весной останутся без шансов на спасение жилья.
«Мы все понимаем, куда тратятся все средства госбюджета. На поддержку Вооруженных сил Украины. И международные партнеры тоже поддерживают ВСУ. Потому что без победы нет смысла восстанавливать», — объясняет причину отсутствия средств в комментарии hromadske Сергей Канюра, руководитель Управления инфраструктурного развития, инвестиций и ЖКХ Ирпеньского горсовета.

«Репараций ждать 60 лет? Но у нас есть время только до зимы»
Мансардную крышу шестиэтажного дома на Лысенко, 13 разрушили снаряды и пожар. Жители частично уже сделали стяжку между пятым и шестым этажами, чтобы вода не протекала ниже.
Люди здесь живут без возможности сходить в туалет и помыться — вся канализационная система выгорела. Свет восстановить удалось, но включают электричество только на трех нижних этажах, выше опасно из-за затекания дождевой воды.
Воду для приготовления пищи носят из подвала, там работает насос. В туалет ходят либо к соседям из частного дома рядом, либо в ведро.
Зимовать здесь планирует только один житель — пенсионер Владимир. Мужчина не хочет ущемлять в квадратных метрах своих детей, живущих в Киеве. Но каждую неделю ездит к внуку в столицу мыться и стирать вещи. А на зиму уже купил две переносные электрические батареи.
На ремонт дома Владимир сдавал трижды — в мае полторы тысячи гривен и еще по тысяче в июне и июле. Однако на восстановление нужно 15 миллионов гривен. На срочные работы до зимы, чтобы защитить дом от разрушения, — 3 миллиона.

«Многие остались без работы, поэтому не получается собрать деньги. Но есть люди, которые ищут и не могут, а есть такие, которые не хотят искать, потому что говорят, что нам все должно сделать государство», — рассказывает глава ОСМД Екатерина Каширина.
Она не верит, что государство сейчас даст такие средства, потому что «тогда их придется забирать у военных». Она уверена, что не получат ничего и от международных фондов.
«Они выжидают. А вдруг снова прилетит. Они могут ждать, а мы нет! Потому что если мы до зимы не сделаем, то все... Не можем ждать и выплаты репараций. Германия выплачивала их шестьдесят лет. Если россия их тоже будет выплачивать столько, то разве через шестьдесят лет мне эта квартира будет нужна, если мне сейчас 45?» —риторически спрашивает Екатерина.

Она продолжает убеждать жителей сдавать деньги, ищет спонсоров, пишет во все возможные фонды и верит, что до зимы спасет дом, «ведьдругого варианта у нас нет».
Помочь спасению дома на Лысенко, 13 можно по этой ссылке.
«Титаник» выстоял, но изранен
«Вот видите, ремонтируют дом внизу. Люди туда год назад заселились. Они скинулись по 800 долларов с квартиры, чтобы восстановить крышу», — рассказывает Ирина Чернышева, глава ОСМД «Титан 2020».
Мы стоим с ней на крыше самого высокого в Ирпене 18-этажного дома на 400 квартир. Из-за размеров его в народе прозвали «Титаником».
«Вот там Гостомель. Нам было видно, как горел аэропорт. А вот дорога из Бучи и Ворзеля. Они оттуда шмаляли сюда, а наш дом крайний и потому такой израненный», — объясняет Ирина.
Снаружи видно, что отдельные квартиры остались без наружных стен. А некоторые сгорели. Пострадала и фасадное покрытие. Если его не залатать до зимы, то минвата, которой утеплен дом, намокнет. Тогда в следующем году менять покрытие придется по всему дому.

В общей сложности по «Титанику» попадали 20 раз. На капитальный ремонт крыши, где была дыра размером 2,5 метра, жильцы уже потратили 150 тысяч гривен. Восстановление вентиляционных и дымовых каналов обошлось еще в 350 тысяч.
До войны здесь проживали полторы тысячи человек, 70% из них — вынужденные переселенцы с оккупированного Донбасса. К середине августа 2022-го домой вернулись 30% жителей.
Практически все коммуникации здесь работают, даже лифт. Он не останавливается разве что на двух этажах, где были прямые попадания. Но газ есть еще не у всех. Его не подключают на двух стояках, где квартиры без наружных стен.
Мимо выбитой взрывной волной двери мы заходим в одну из таких квартир. Поворачиваем по коридору налево и оказываемся в полностью открытом пространстве некогда угловых апартаментов.
«Это так называемая квартира оpen space», — пытается шутить Ирина. Через несколько шагов уже оказываемся в соседней квартире, потому что общую стену тоже снесло. За остатками обоев пытаемся угадать, где находилась детская комната. Здесь жила женщина с ребёнком, квартиру купила в кредит. Сейчас они за границей. Денег на ремонт нет. Так что соседи сверху и снизу сами скинулись на газоблоки, чтобы ими выложить в этой квартире новую наружную стену, восстановить на всем стояке газоснабжение и иметь газовое отопление зимой.
«А здесь жила многодетная семья, четверо детей, сейчас они за границей. Их квартира полностью сгорела, туда даже заходить страшно. Еще есть в другом крыле сгоревшая квартира, но там владелец ее уже отмыл за 50 тысяч гривен», — рассказывает Ирина.
Среди прочего жители должны менять двери. У кого были дешевые застройщики — россияне вырезали дыры и открывали квартиру с обратной стороны. На дверях квартир, в которых селились, оккупанты писали «Занято» или рисовали букву Z.
К концу лета владельцы квартир собрали 1,2 миллиона гривен. Еще 150 тысяч пожертвовали неравнодушные. Кроме того, на счетах ОСМД было накоплено 300 тысяч гривен.
«Сначала собирали с квартиры по 5 тысяч гривен. Но кто-то сдавал и 7, и 15 тысяч. Одна женщина дала 60 тысяч. Говорила, что будет спать на полу, но хочет спасти дом», — говорит Ирина.
В общей сложности на восстановление «Титаника» нужно 4-4,5 миллиона гривен.
«Если поделить 4 миллиона на 400 квартир, то достаточно было бы скинуться по 10 тысяч гривен. Но ведь мы понимаем, что не все могут скинуться».
Присоединиться к сбору средств можно по этой ссылке.
- Поделиться: