Куда прятаться, если Путин нападет. Все, что нужно знать о защитных укрытиях

Как только на украинской границе обостряется ситуация с количеством российской военной техники, в соцсетях и Google активно начинают искать информацию о «тревожном чемодане» и бомбоубежищах.
Кстати, в Украине «бомбоубежищ» официально не существует: этот термин устарел со времен завершения «холодной войны». Точно так же износилась и вышла из строя инфраструктура защитных сооружений (именно так на официальном языке называют места, где можно спрятаться от военного вооруженного нападения).
После начала боевых действий на Донбассе в Украине начали восстанавливать сеть укрытий, ежегодно их становится все больше. Они позволяют спрятаться не только в случае артиллерийского или авиаобстрела, но и во время техногенной катастрофы, химической атаки или природных катаклизмов.
Так, если в 2014 году защитных сооружений в Киеве было около полутора тысяч, то сейчас в столице их уже почти пять тысяч.
hromadske посетило несколько таких объектов и спросило чиновников, отвечающих за гражданскую защиту населения, что делать при отсутствии укрытий в крупных жилых комплексах.
Действия после сигнала тревоги
Сигнал тревоги. Если случится чрезвычайная ситуация, из-за которой нужно будет срочно эвакуироваться или прятаться в подвале — вы его услышите. Он означает: «Внимание всем!»
Обычно это настолько мощная сирена, что ее слышит каждый житель города: динамики, из которых идет звук, в большинстве своем расположены на крупных предприятиях.
За работоспособность систем оповещения отвечает АО «Укртелеком». Представители местных властей и подразделений Государственной службы по чрезвычайным ситуациям уверяют: они ежемесячно проверяют исправность этих систем. Однако в Киеве за последние годы жители ни разу не слышали тренировочных сирен, так что понять, как это работает (и работает ли вообще), довольно трудно.
А во Львове такие учения проходят регулярно. Несколько раз в год в городе по пять минут гудит сирена. Накануне львовян обязательно оповещают, что сирены — только тренировочные, поэтому следует сохранять спокойствие.
«Руководство Киева считает, что такая обеспокоенность киевлянам не нужна», — так объясняет отсутствие в столице гражданских тренировок Роман Ткачук, директор Департамента муниципальной безопасности КГГА.
По его словам, в случае чрезвычайной ситуации киевлянам необходимо будет включить телевизор, радио или онлайн-ресурсы (если интернет будет доступен), и там подробно объяснят, что нужно делать.
Если пропадет электричество, людей будут инструктировать через громкоговорители: по Киеву будут курсировать специальные автомобили, с которых будут зачитывать план действий. Кроме того, могут привлечь даже машины скорой помощи.

Куда бежать
Если людям сообщат, что необходимо срочно прятаться в специальных укрытиях, это означает, что такое есть в радиусе 400 метров от каждого здания. То есть должно быть по закону.
Конечно, речь не идет о любом подвале: защитные сооружения для временного укрытия должны быть обустроены и заранее проверены органами, отвечающими за гражданскую защиту населения. Укрытия должны быть чистыми, без крыс, с вентиляцией, запасами воды и местом, где можно присесть.
На таких объектах должна быть отметка: «Укрытие» или «Объект гражданской защиты». Также указывается номер телефона человека, который в случае опасности откроет укрытие.
По официальной информации, в начале декабря в фонде защитных сооружений Киева почти 5 тысяч укрытий: 3741 цокольное и подвальное помещение, 355 подземных автопаркингов, 256 подземных переходов и 47 подземных помещений метрополитена.
В мирное время все эти укрытия — обычные парковки, переходы и подвалы жилых домов или коммерческих учреждений, но в них могут спрятаться только 2 миллиона 800 тысяч человек. А что делать остальным? Ведь в столице каждый день находятся до 5 миллионов человек, а ночью, по данным мобильных операторов, остаются около 3 миллионов 700 тысяч человек.
Герметичные убежища — не для населения
В Киеве есть только 514 классических убежищ с единственным целевым назначением — укрытие в случае чрезвычайных ситуаций. Они герметичные, с дополнительной системой воздухообмена. Там есть вода и электричество.
Однако эти убежища не для простых людей, а для сотрудников органов власти и предприятий, которые будут обеспечивать жизнедеятельность города во время катаклизма или эвакуацию людей с опасной территории.
Убежища, построенные еще во времена «холодной войны» (последнее построили в Киеве в 1986 году), расположены под зданиями стратегических предприятий и органов власти. Согласно нормам, в этих укрытиях можно находиться не более двух суток.
Недавно журналистам показали убежище под зданием Шевченковской райгосадминистрации неподалеку от Крещатика: три больших кабинета с рабочими столами и проводными телефонами, произведенными еще при УССР. Дело в том, что мобильная связь сюда не достает — впрочем, в случае чрезвычайной ситуации вряд ли она будет доступна и над землей.

Также в убежище есть несколько отдельных кабинетов для руководителей оперативных штабов и два туалета с водоснабжением. Воду из кранов там, как уверяли посетителей, пить можно, так что дополнительно устанавливать баки с запасами воды не пришлось.
Имеется еще одно помещение с фильтровентиляционной установкой и электрическим генератором. Рядом с ним журналисты заметили несколько ящиков с противогазами — тоже советского производства.
Это убежище может вместить до 350 человек. В Шевченковской РГА, скажем, 60 работников.
«Если я буду проходить мимо по улице, включится тревога, и я забегу к вам в убежище, то вы пустите? — Пустим, если будут места. Но надо понимать, что здесь люди будут работать, чтобы обеспечить потребности населения во время чрезвычайной ситуации», — отвечает глава Шевченковской РГА Олег Гаряга.
Метро для укрытия закроют через 20 минут после сирены
«Если вы услышали сигнал тревоги на Крещатике, то вам не нужно бежать именно в это убежище. Есть и другие укрытия: подземный паркинг в ЦУМе, подземные переходы на Крещатике, станция метро и даже подвалы в зданиях напротив КГГА», — уточняет ответственный за гражданскую защиту в КГГА Роман Ткачук.
Важно, что станции метро будут принимать людей только в течение 20 минут после гудка сирены — потом двери запрут. Тем, кто не успеет, придется искать другое укрытие.

Если герметичные убежища рассчитаны на двое суток пребывания, то обычные для населения — всего на полтора часа. Они зачастую бывают без туалета, запасов воды и системы воздухообмена.
«Туалетом в таких укрытиях считается ведро за любой ширмой», — объясняют чиновники во время экскурсии по укрытию под так называемой сталинкой. Оно может вместить до 600 человек — больше, чем здесь живет. То есть в случае необходимости тут смогут спрятаться и жители соседних домов.
Здесь много комнат, но только в двух из них стоит по скамейке. Впрочем, чиновники обещают: если людям все-таки придется прятаться здесь в течение необходимых 90 минут, балансодержатель оперативно принесет кресла.
Однако опыт боевых действий на Донбассе говорит о другом. Часто люди ночевали в подвалах до утра (а иногда и несколько ночей подряд), пока не утихали обстрелы. Сами переносили туда кровати: во время активных артобстрелов сидеть в квартирах было очень опасно.
Что же делать, если боевые действия будут продолжаться долго, а ежедневное пребывание в укрытиях не предусмотрено ни законом, ни санитарными нормами? Чиновники говорят, что при таких обстоятельствах людей будут эвакуировать.
Принимать решения об эвакуации будут в убежищах, рассчитанных на двое суток непрерывного пребывания — там, где есть телефонная связь, электричество и вода. Ответственные за эвакуацию простых людей должны покинуть город последними.

А если в подвале — ночной клуб?
18% из пяти тысяч столичных укрытий относятся к частной собственности: в них расположены кафе, ночные клубы, банки, салоны красоты. В свое время бизнесмены выкупали эти подвальные или полуподвальные помещения, которые еще при Советском Союзе были спроектированы под укрытия, и превращали в заведения.
Однако владельцы или арендаторы этих площадей должны знать: во время чрезвычайных ситуаций они обязаны открыть всем желающим доступ к своим помещениям.
Директор департамента муниципальной безопасности КГГА Роман Ткачук утверждает, что с 2014 года они работают над тем, чтобы в случае опасности бизнес снова переоборудовал свои бары и рестораны в укрытия для тех, кто в них нуждается. Но признает, что эти площади к гражданской защите не подготовлены.
Проблема в том, что за ненадлежащее обслуживание защитных сооружений штрафы не предусмотрены, поэтому люди, которые покупают участок земли над бывшим «бомбоубежищем», никогда об этом не заботятся. Укрытия часто либо подтоплены, либо завалены мусором. В таких случаях чиновники жалуются на нарушителей в прокуратуру и направляют жалобы в Государственную службу по чрезвычайным ситуациям, а она со своей стороны посылает заявления в полицию. И так до бесконечности.
Что делать, если рядом нет укрытия?
Киевская городская государственная администрация создала карту укрытий. Там можно проверить, есть ли убежище в радиусе 400 метров от места, где вы проживаете или работаете. Если его нет — обращайтесь в ОСМД или ЖЭК, они должны его организовать. Потом чиновники по гражданской защите проверят убежище, составят акт о готовности и внесут его в карту укрытий.
Если ЖЭК ничего не делает, нужно идти к должностным лицам, которые отвечают за гражданскую защиту населения (соответствующие подразделения при районных райгосадминистрациях), или же звонить по телефону на «горячую линию» города с жалобой на отсутствие укрытия.
В конце концов, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
- Поделиться: