«Make Assyria great again» — Трамп, Путин и беженцы в премьере Серебренникова в Гамбургской опере
10 марта в Гамбурге состоялась премьера оперы Верди «Набукко», которую поставил Кирилл Серебренников. Опера, которая написана170 лет назад ипосвящена событиямдвухтысячнойдавности, в интерпретации российского режиссера изображает потери современных беженцев и поступки политиков, которые демонизируют мигрантов. О том, как проходила премьера —в материале Громадского.
Наталья Гуменюк
10 марта в Гамбурге состоялась премьера оперы Верди «Набукко», которую поставил Кирилл Серебренников. Опера, которая написана170 лет назад ипосвящена событиямдвухтысячнойдавности, в интерпретации российского режиссера изображает потери современных беженцев и поступки политиков, которые демонизируют мигрантов. О том, как прошлапремьера —в материале Громадского.
Режиссерставит оперу,будучи под домашним арестом, передавая видеообращение актерам через адвоката. Сирийские беженцысо сцены выполняют «Хор рабов» на музыку Верди. Реальноепутешествие искателей убежища сБлижнего Востока в Европу в фотографиях лауреата Пулитцеровской премии —как иллюстрация к произведению, действие которого происходит две с половиной тысячи лет назад. Это только небольшая часть особенностей этой необычной постановки.
Репетиции через адвоката
«Я думала, режиссер будет общаться с нами по Скайпу. Но, оказывается, ему запрещено пользоваться интернетом, он может только отправлять обращения через адвоката, которые предварительно утверждают. И так же адвокат отсылает ему записи репетиций», —говорит ГромадскомуОксана Дикая, украинская оперная дива, солистка итальянской Ла Скала. В этом спектакле с международным составом актеров унее одна из ключевых ролей —Абигайль, дочьвавилонского царя Набукко.
Это вторая международная премьера режиссера, который сидит под арестом. В 2018 году на Каннском фестивале режиссер представил фильм «Лето», который домонтировал сам из дома. Против Серебренникова в России ведется судебный процесс. Художника обвиняют в нецелесообразномиспользовании средств, одновременно его театральные представления считаются неудобными для действующей российской власти.
На защиту художника встали ключевые российские актеры. Даже во время судебного процесса, который начался летом 2017 года, не разрешалипользоваться телефоном и говорить с кем-то, кроме адвоката. Поэтому юрист Евгений Кулагин считается сорежиссером оперы.
Премьера оперы Верди «Набукко» в постановке режиссера Кирилла Серебренникова в Гамбурге, Германия, 10 марта 2019 года. Фото: Наталья Гуменюк/Громадское
Украинская оперная певица, исполнительница партии Абигайль в опере «Набукко» Оксана Дикая после премьеры в Гамбурге, Германия, 10 марта 2019 года. Фото:Наталья Гуменюк/Громадское
Вместо Вавилона —Совбез ООН
«Набукко» Верди рассказывает о преследовании евреев в Вавилоне, а также о борьбедвух лагерей —мира и войны. На сцене Гамбурга—антиутопия. Вместо Вавилона шестого века до нашей эры —Совет Безопасности ООН, которыйрешает мировой кризис беженцев. На сцене —политики, переводчики, журналисты, которые ведутпрямыетрансляций. Слышим арии стрибуны, а на экранах видим видеокадры реальных антимигрантскихдемонстраций, происходящих в мире. Например, бросающиесяв глаза изображениянемецкой ультраправойпартии «Пегида».
Бегущая строка объясняет, что Набукко возглавляет партию «Единая Ассирия», что, конечно, должно напомнить о путинской «Единой России». Он авторитарный политик, разрывает все международные соглашения и поддерживает изоляционизм. Лозунг же партии—«Ассирия превыше всего», а дочь Набукко обещает, что народ Ассирии должен быть «снова величественным», что является прямой отсылкой к предвыборномулозунгупрезидента Трампа «Make America great again».
Став главой государства вместо больного отца, Абигайль издает декрет, который приказывает убить всех лиц, утративших гражданство. В войне, которая основана на амбициях и личных драмах ключевых героев, беженцы —удобные жертвы. Их объявляют захватчиками. И если постановка символическая и показывает крайности, то на сцене демонстрируются фотографии реальных беженцев, сделанные Сергеем Пономаревым —лауреатом Пулитцеровской премии и World Press Photo 2016-го.
Премьера оперы Верди «Набукко» в постановке режиссера Кирилла Серебренникова в Гамбурге, Германия, 10 марта 2019 года. Фото:Наталья Гуменюк/Громадское
Занесколько часов допремьеры оперы выходит икнига фотографий Сергея Пономарева Exodus— результат четырех лет его путешествий отразбомбленной Сирии догреческого Лесбоса, где размещены лагеря беженцев, отсел Словении иВенгрии— досоциальных домов вГермании иШвеции.
«Мне важно, что книга также выходит занесколько месяцев домайских выборов вЕвропарламенти, возможно, может повлиять наобщественное мнение европейцев»,— говорит Громадскому фотограф. Иобъясняет, что современный мир перегружен информацией, инемало важных новостей забываются наследующийже день. Поэтому журналистам, которых задела история беженцев, оченьбы хотелось выйти запределы новостей ипоказать это другой публике.
«Это отдельная веха в21-м веке— когда спомощью современных технологий режиссер, который находится ненасвободе, создает что-то вотрыве оттруппы. Яблагодарен Кириллу Серебренникову заприглашение, нотакже считаю это огромным достижением фотожурналистики, что она вышла надругие сцены, авоенные фотографии смотрят зрители наиболее традиционного высокого искусства— оперы»,— добавляет Пономарев.
Российский фотограф Сергей Пономарев (в центре) — автор фотокниги Exodus, из которой были взяты иллюстрации для оперы «Набукко», Гамбург, Германия, 10марта 2019 года. Наталья Гуменюк/ Громадское
Премьера оперы Верди «Набукко» впостановке режиссера Кирилла Серебренникова вГамбурге, Германия, 10марта 2019года. Нафотографии настенде— режиссер Кирилл Серебренников, который находится под домашним арестом вМоскве. Наталья Гуменюк/ Громадское
Насцене— настоящие беженцы
Вэтой постановке намеки наТрампа иПутина, антураж Совета Безопасности ООН, закруглым столом которого под щелканье фотоаппаратов разваливается мировой правовой порядок— максимально актуальны, они о«здесь исейчас». Наэкран выведены фотографии беженцев, которые пешком сдетьми идут сотни километров через европейские деревни, под классическое исполнение оперы Верди, где говорится овойнах илишениях более чем двухтысячной давности, дают более широкий контекст. Сколькобы времени нипрошло, война игоре изменились мало.
Кульминация спектакля— известная ария оперы «Хор рабов». Сначала висполнении оперных певцов, тогда как насцену выходят реальные беженцы изАфганистана иСирии, которые перебрались вГерманию. Спледами, палатками, сумками, всовременной одежде. Впоследствии композиция исполняется второй раз— уже всопровождении сирийских народных инструментов— теперь «Хор рабов» поют сами искатели убежища.
Еще одна кульминация— отнюдь нехудожественная— после десятиминутных непрерывных оваций насцену выбегают несколько участников «Гоголь-центра», которые присоединились кпостановке, сплакатом «Free Kirill»— «Свободу Кириллу».
После спектакля зрителям настенах фойе показывают записанное обращение режиссера кпублике— сначала благодарности Государственной опере Гамбурга, зрителям, актерам.
Последняя благодарность— непевцам или музыкантам. Серебренников перечисляет имена беженцев, которые участвовали впостановке. «Абаде, Али, Джошуа, Кейван, Халид, Шамаль, Бахтияр, Саид, Асма...»,— звучит каждое изболее чем сорока имен тех, кого сам режиссер-арестант никогда неимел шанса увидеть вживую.
Видеообращение российского режиссера Кирилла Серебренникова, который находится под домашним арестом вМоскве. Всвоем обращении режиссер рассказал слушателям оперы «Набукко» озлоключениях беженцев всовременном мире. Гамбург, Германия, 10марта 2019. Наталья Гуменюк/ Громадское
- Поделиться: