Масштабные протесты: Гонконг не хочет стать «обычным китайским городом»

Watch on YouTube

Видео на украинском языке

Почти 80 человек пострадали 12 июня в столкновениях с полицией в Гонконге. Правоохранители применили резиновые пули и слезоточивый газ. Масштабные протесты там продолжаются почти неделю. Людей возмутил закон об экстрадиции, поправки к которому хотят принять местные власти. Этот законопроект позволит передавать подозреваемых местных жителей и даже иностранцев материковому Китаю, где к активистам относятся гораздо жестче. Львиная доля граждан и оппозиция считают, что это угрожает диссидентам, проживающим в Гонконге. Громадское пообщалось с очевидцами и участниками протестов о том, что происходит и чего ждать дальше.

Наибольшие протесты за 20 лет

Протесты начались 9 июня. Тогда, по данным организаторов, на улицы вышли более миллиона граждан, то есть каждый седьмой житель Гонконга. Полиция же сообщила о 240 тысячах участников. Вероятно, это самые массовые протесты с 1997 года, когда Великобритания вернула Гонконг Китаю.

Тогда условием было сохранение широкой автономии Гонконга в течение 50 лет. За это время Гонконг должен сохранять капиталистическую экономику и собственную административную систему. Несмотря на то, что власти Гонконга прислушиваются к приказам Пекина, у гонконгского общества гораздо больше свободы, чем у остального Китая. В частности, значительно лучше ситуация с соблюдением прав человека. В Гонконге также проживают некоторые участники протестов, которые прошли 30 лет назад на площади Тяньаньмэнь.

Тысячи людей участвуют в демонстрации против поправок к законопроекту об экстрадиции в Гонконге, Китай, 9 июня 2019 годаEPA-EFE/JEROME FAVRE

После воскресного марша местные власти, которые возглавляет Керри Лам, перенесли обсуждение законопроекта на неопределенный срок. Демонстранты предположили, что очень скоро к рассмотрению проекта вернутся. Поэтому протесты не прекратились, а наоборот, обострились. 12 июня гонконгская полиция применила против их участников резиновые пули и слезоточивый газ.

Травмы получили по меньшей мере 79 протестующих. Двух мужчин доставили в больницу в тяжелом состоянии, еще 13 человек — в стабильном.

Как рассказывает Громадскому участница протестов 12 июня Лю (полное имя она не сообщила из соображений безопасности), «многих гонконгцев разозлили действия правительства, в частности, жесткое и лицемерное отношение Керри Лам к жителям, особенно к молодежи, а также кровавые действия полиции не только против невооруженных и мирных протестующих, но и в отношении прессы». Самым молодым пострадавшим всего 15 лет.

Участников протестов ищут и задерживают. Поэтому собеседники Громадского также опасаются ареста по обвинению в «бунте».

«Я несколько лет работала с детьми в качестве волонтера. И считаю, что я должна сохранить наше общество для младшего поколения, чтобы у молодежи были такие же права и свободы», — говорит Лю. Также как христианка она боится, что утверждение поправок грозит религиозным меньшинствам ограничением их прав.

Сейчас у Гонконга есть заключенные соглашения об экстрадиции с 20 странами. Если законопроект примут, местные власти смогут выдавать подозреваемых Китаю, еще одному особому административному району КНР Макао, а также Тайваню.

«Люди обеспокоены этим законопроектом, потому что если гонконгцев высылать на материковый Китай, они могут столкнуться с несправедливым судом и не будут иметь тех прав, которые у них есть здесь, в Гонконге. У китайского правительства большой опыт пыток правонарушителей или задержанных до вынесения приговора. Также известно, что задержанным отказывают в праве на адвоката, или адвокаты не могут их посетить в тюрьме. И даже у родственников нет к ним доступа», — пояснила в комментарии Громадскому юрист из Гонконга Венни Лау.

Протестующие столкнулись с полицией после митинга против поправок к законопроекту об экстрадиции, Гонконг, Китай, 10 июня 2019 годаEPA-EFE/EDWIN KWOK
Протестующие столкнулись с полицией после митинга против поправок к законопроекту об экстрадиции, Гонконг, Китай, 10 июня 2019 годаEPA-EFE/EDWIN KWOK

Каким будет будущее Гонконга

Как рассказала журналистка из Гонконга Гвинет Хо, 13 июня в Гонконге протесты были единичными. В целом она описала ситуацию как неоднозначную: некоторые жители очень злятся из-за жестокости полиции, одновременно есть и те, кто поддерживает законопроект и местные власти, контролируемые Пекином.

«Согласно некоторым опросам, более 60% жителей Гонконга выступают против законопроекта», — сообщила она.

Правительственные здания будут закрыты до конца недели. Президент Законодательного совета Гонконга, который должен рассмотреть законопроект, из-за протестов у здания отменил обсуждение 12 и 13 июня. Оно не состоится и 14 июня.

Гвинет Хо прогнозирует, что протесты снова начнутся, как только объявят дату обсуждения поправок в Законодательном совете.

«Поскольку Законодательный совет был избран недемократически, его в значительной степени контролирует правительство. Поэтому есть очень большая вероятность, что законопроект поддержат, если его поставят на голосование. Единственный шанс — что от законопроекта откажется правительство. Но оно пока не хочет этого делать. Посмотрим, смогут ли протестующие повлиять на это», — объясняет журналистка.

Правоохранители применили резиновые пули и слезоточивый газ против участников акции протеста в Гонконге, Китай, 12 июня 2019 годаEPA-EFE/VERNON YUEN
Правоохранители применили резиновые пули и слезоточивый газ против участников акции протеста в Гонконге, Китай, 12 июня 2019 годаEPA-EFE/VERNON YUEN

«Власть думает, как ей ответить на протесты, поскольку иностранные медиа широко их освещают, — комментирует Венни Лау. — Сложно сказать, что будет дальше. Я настроена не очень оптимистично, однако надо надеяться на лучшее».

По ее словам, после жестких столкновений с полицией разделились мнения относительно того, каким в дальнейшем должен быть протест.

«Если протест будет успешным и власть откажется от принятия поправок, мы будем более оптимистичными относительно будущего Гонконга и принципа „одна страна, две системы“», — признается Лау. Пока этот принцип позволяет Гонконгу жить по правилам, отличным от тех, по которым живет остальной Китай.

«Я и многие другие гонконгцы не можем смириться с фактом, что наш любимый город силой превращают из международного финансового центра, где люди стремятся к демократии и царит верховенство права, в обычный китайский город, где так называемое верховенство права — для защиты не прав жителей, а тех, кто во власти», — поделилась переживаниями с Громадским Лю.

По ее мнению, это грозит не только оттоком иностранных инвестиций вместе с падением экономики и занятости, это угрожает и справедливым судам.

«Я вижу, что мы уже теряем свободу от страха, и не могу представить, насколько хуже будет положение общества, если Гонконг деградирует до уровня простого китайского города», — сказала Лю.