«Матрица: Воскрешение» как разочарование года: почему новый фильм попал в тиски прошлого

Под конец 2021-го вышел новый блокбастер — продолжение франшизы «Матрица». Четвертый фильм буквально воскрешает знакомых персонажей Киану Ривза и Керри-Энн Мосс, предлагая новые приключения любимых героев. Но стоило ли воскрешать эту франшизу и стал ли новый фильм продолжением, достойным оригинала? Читайте в обзоре hromadske.
На рубеже тысячелетий, в 1999 году, на экраны вышел фильм сестер (тогда еще братьев) Вачовски. История об избраннике Нео, который должен освободить человечество от господства машин, быстро получила статус культовой и дала новый виток для кинематографа. С одной стороны, лента могла похвастаться использованием новых технологий съемки, таких как буллет-тайм, создающий эффект замедления времени. И именно благодаря этому стала возможна та самая сцена, где Нео уклоняется от пуль. Кроме того, «Матрица» показала, что и экшн-фильмы могут вести диалог со зрителем на сложные философские концепции, такие, например, как симулякры.
Два следующих фильма франшизы считаются менее успешными, в частности из-за неудачного эксперимента режиссеров с трансмедийностью. Вачовски попытались создать вселенную «Матрицы» одновременно во многих медиа: фильмы, анимация, видеоигры, где все сюжеты были бы взаимосвязаны и дополняли друг друга. Возможно, замысел был слишком амбициозным, поэтому во второй и третьей частях были сюжетные дыры. И хотя в то время этот ход оказался провальным, сегодня средства трансмедийности успешно использует тот же Marvel, объединяя в киновселенной сюжеты из фильмов и сериалов.
Третья часть «Матрица: Революция» завершается самопожертвованием главного героя ради мирной жизни человечества. Однако в ленте «Матрица: Воскрешение» мы видим знакомого и очень живого, программиста Томаса Андерсона (он же Нео). Он состарился, стал известным разработчиком видеоигр, лучшей из которых оказалась трилогия о матрице. Вместе с тем он переживает кризис среднего возраста, с которым ему помогает справиться психоаналитик с помощью длинных разговоров и синих таблеток. Сюжет фильма довольно прост: Томас Андерсон снова должен стать Нео, избранным, и освободить свою любимую Тринити, также попавшую в тиски новой матрицы.
«Матрица: Воскрешение» очень отличается от своих предшественников яркой цветовой гаммой и толикой юмора, которая раньше отсутствовала. Фильм даже пытается заигрывать со зрителем: группа программистов должна разработать четвертую часть игры о Матрице и обсуждает, почему предыдущие игры были такими популярными. К сожалению, на этом положительные моменты фильма завершаются.
Очередная часть франшизы попадает в ловушку. Для новых зрителей, которые не знакомы с миром Матрицы, фильм непрозрачен, поскольку слишком связан с предыдущими частями. Постоянные упоминания персонажей, событий и сцен из первых частей не позволяют воспринимать этот фильм как отдельный блокбастер. Но и фанатов может ожидать разочарование, ведь события разворачиваются медленно и в целом предсказуемо. Боевые сцены, которые должны разбавить диалоги, затянуты и даже буллет-тайм не спасает ситуацию.
За 20 лет мир существенно трансформировался, изменились технологии и взаимодействие людей с ними. К сожалению, новая «Матрица» никак не отражает эти изменения и не расширяет свой мир. Да и той самой философской составляющей, которая так отличала первые фильмы, почти нет в этой ленте. Фильм сливается с прочими блокбастерами о пути героя-избранного, и если бы не название «Матрица», он вряд ли отличался бы от других премьер этого года.
- Поделиться: