«Мина информационного воздействия»
Чем вредят Украине постановочные фото с передовой
«Невозможно красивая» война.«Мина Муравского», «как в кино», «вот мина пролетела» — как только не называли фото «Перемирие в Широкино» Дмитрия Муравского, уже бывшего советника министра обороны и фотолюбителя, профессиональные фотографы.
Именно фото Муравского облетело уже весь мир и стало известным кадром украинской войны.Вот только не символом победы украинских бойцов, а символом всего постановочного и ложного.
Министерство обороны нашло выход из этой ситуации.Сегодня, 28 августа, спустя почти две недели после распространения фото, Дмитрия Муравского освободили от должности советника министра обороны, ссылаясь на то, что«фото были отсняты автором до официального назначения в Министерство обороны, и сделанные им по личному усмотрению».
Минобороны выход нашел, а как из этой ситуаций выйти украинским военным журналистам, имидж которых может пострадать?
4 июня Дмитрий Муравский, советник министра обороны, бизнесмен и волонтер публикует в своем Фейсбуке фото трех бойцов, которые бегут на фоне дыма от взрыва.
Двое из них несут третьего на плечах, движутся в сторону фотографа.
Позади — столб дыма, левее — детская коляска.За спинами у бойцов разлетаются обломки, летит каска.
17 августа фото Муравского распространяет Юрий Бутусов - главный редактор издания «Цензор.НЕТ».Он называет это фото «Перемирие в Широкино».Пишет об этом фото, как о эталоне военной фотографии:
«В этом кадре если присмотреться, есть все эмоции: боль ранения, страх летящей рядом смерти, ненависть к врагу, жалость к разрушенному миру, любовь к ближнему и к нашему хрупкому миру, который наши парни защищают от войны...»
Бутусов призывает всех сделать это фото известным:«Мне кажется, что такие фото достойны, чтобы тиражировать на весь мир. Давайте вместе сделаем это фото знаменитым». Позже мы узнаем, что Бутусову это действительно удалось — сделать фото знаменитым.
После этой публикации фото собрало 14 тыс. «лайков» и более 6 тыс. перепостов.Его опубликовали зарубежные издания, например «Business Insider».Другую фотографию Муравского опубликовал в своем Твиттере Карл Бильдт — экс-министр иностранных дел Швеции с текстом: «Отвратительная реальность на востоке нашей Европы.Длительная управляемая Россией война против Украины».
«А судьи кто?»
Военные фотокорреспонденты обратили внимание на то, что на фото есть признаки постановки.Об этом написал фотограф Макс Левин и привел аргументы в подтверждение своего мнения:
1. Характер дыма от взрыва.Очень насыщенный «красивый» дым. Высокий столб.От мины 82 мм.Такого не бывает — гораздо скромнее визуально.
2. Разлет обломков и других предметов не соотносится с таким столбом дыма и пыли.От мины летит гораздо больше обломков.
3. При таком расстоянии от взрыва мины — (по первым заявлениям около 10 - 20 м, в интервью «Радио Свобода» — около 50 м) — очень высокая вероятность поражения живых целей.Их на фото три, ни один из солдат не пострадал (заявление самого Муравского).Сам Муравский не пострадал также.
4. Неестественное поведение военных.При близком обстреле, любой, даже самый смелый солдат падает на землю (по опыту). Это инстинкт, это то, что спасает жизнь.На фото три человека в полный рост, которые никак не отреагировали на взрыв у себя за спиной.Не говоря о фотографе, который снимает стоя.Снимает без «шевелёнки» объективом 400 мм.Вдумайтесь, репортажная фотография военных действий снята объективом 400 мм.
5. При таком характере взрыва не видно взрывной волны.
Макс Левин — военный фотограф, фотокорреспондент. Снимает для LB.ua, Reuters, работает в зоне боевых действий с весны 2014 года.Фотографировал во время боев за Иловайск, был ранен во время выхода из окружения.
Усомнился в подлинности фото и Ефрем Лукацкий — руководитель украинского бюро Associated Press, работавший на семи войнах. Вместе с другими фотокорреспондентами Лукацкий и Левин сделали совместное заявление в издании LB.UA.
Ефрем Лукацкий в журналистике с 1988 года.С 1989 стал членом команды Associated Press, сейчас возглавляет бюро издания в Киеве.Двукратный номинант на получение Пулитцеровской премии.
«Мы просим у автора фотоснимков Дмитрия Муравского объяснить и указать причины, цели и обстоятельства, при которых он снял вышеупомянутую фотографию с Широкино и другие фотографии из альбома о войне («БОЛЬ ВОЙНЫ» и другие)».
Заявление подписали 20 фотографов и корреспондентов.Их возмущает то, что постановочная фотография может вызвать недоверие к украинским СМИ и к освещению ими войны на востоке Украины.
Кстати, о возможности постановочного фото уже написали международные издания, например польское издание Kresy, иThe Washington Post.
Кто такой Дмитрий Муравский
Дмитрий Муравский — руководитель информационно-координационного центра при Управлении Минобороны, а также советник министра обороны (до 28.08.2016 года).Сам он себя называет не профессиональному фотографом, а просто волонтером, который помогает армии, часто бывает на передовой и всегда имеет при себе фотоаппарат.Сделать удачный кадр ему, по его словам, «повезло».
О дискуссии вокруг своей фотографии он написал в своем Фейсбуке и выложил скриншот компьютерного экрана с негативами фото с Широкино.Автор отмечает, что в его альбомах присутствуют фотографии и документальные, и постановочные. Но именно это фото из Широкино является настоящим и не срежиссировано, заявляет он:
«Мне было безусловно приятно, что фото заметили, но даже тогда я не считал его особенным.Наверное, потому что не являюсь профессиональным фотожурналистом, сужу о фото, как большинство моих сегодняшних подписчиков.Мне важно, какие эмоции вызывает фото, а не где, когда и кем оно сделано.С этим фото в альбоме были и другие фото, пару из которых мы делали для будущих публикаций, постеров или билбордов.Как я понял позже, именно их наличие, стала поводом для выводов, что все мои фото — это киношная постановка».
Также Муравский приводит мнение военных о том, взрыв какого снаряда смог задокументировать фотограф:
«Мы подготовились и к этой части, и есть мысли сразу нескольких авторитетных военных с большим боевым опытом, у которых есть, как минимум, несколько версий, что это мог быть за боеприпас. Один из них, комбат «Киборг», который и сейчас защищает много месяцев промзону Авдеевки, уверен, что это 152 мм с «ключом», установленным на 10 (для задержки взрыва), который используется для поражения укреплений.Таким образом, задержка взрыва вызвана настройкой боеприпаса, обеспечивающей глубину проникновения и конусное распространение осколков».
Также Дмитрий Муравский является внештатным корреспондентом газеты «Крылья Украины», коммунального издания Министерства обороны, которая должна быть вскоре расформирована.Главный редактор издания Николай Поплавский сказал об этом в комментарии Громадське.Восток:
«Дмитрий Муравский с «Крыльями Украины» работает уже более пяти лет. Он единственный в Украине фотокорреспондент, который делает фото в воздухе боевых самолетов.И он входит где-то в пятерку лучших в своей профессии фотокорреспондентов мира вообще.В той ситуации мне не приходилось присутствовать, как там было на самом деле, я не могу сказать. Но Дмитрий с лета 2014 года, включая и Иловайск, проводил реальную работу и у него есть персональные выставки...
Я понимаю, что форма допуска у всех идет через пресс-службу, через СБУ.Там механизм отработан не нами, не мной, не вами, а существуют нормативные документы, по которым проходит процедура.
Мне кажется, что мы, наоборот, должны думать таким образом, чтобы эту информационное противодействие усилить, а не начинать друг друга в чем-то обвинять».
В документальности фотографии не сомневается и коллега Дмитрия Муравского — начальница Управления коммуникаций и печати Министерства обороны Украины Оксана Гаврилюк.В комментарии Громадське.Восток она сказала следующее:
«У Дмитрия Муравского есть разные фотографии, и он об этом говорил: есть документальные, есть постановочные, есть фотографии, на которых он воспроизводит определенные события.Если интересует мое мнение, то я считаю, что на нуле нельзя сделать постановку.Я была на том месте после возникновения спорных вопросов.Мы попали под пули снайпера с той стороны.Нашли этих ребят и записали с ними интервью. Поэтому, думаю, это слишком сложно, учитывая ту сложную ситуацию именно в этом населенном пункте.Это мое мнение.На все остальные вопросы вам ответит автор фото».
Также Оксана Гаврилюк указывает навидео, снятое, по ее словам, в Широкино 24 августа 2016.На видео — военные, герои фотографии Муравского — рассказывают как было снято фото.
Обращаем внимание читателей, что в заявлении об увольнении Муравского с должности советника министра обороны говорится, что«Министерство обороны не позиционировало эти фотографии как фото реальных боевых действий, но не заявляло об этом официально — об этом говорил сам автор.В Министерство обороны за комментариями никто не обращался».
Это заявление не соответствует действительности.Громадське дважды обращалось в пресс-службу Министерства обороны с письменными запросами.Комментарий удалось получить только после телефонного разговора с госпожой Гаврилюк, которая заверила, что считает фото Муравского настоящими и ни в коем случае не постановочными.К тому же отметила, что постановочное фото сделать на передовой невозможно.Также Оксана Гаврилюк распространяла видео Широкино, где, по ее словам, бойцы объясняют, что фото не постановочное.
«Никакого артобстрела, это был дистанционный подрыв взрывчатки», или как правильно пускать дым в глаза
О «нереальности» фотографии говорили не только фотокорреспонденты, но и военные.Так, военнослужащий Виктор Мороз написал, что фотография из Широкино — абсолютная постановка: на фото — взрыв не снаряда, а взрывного устройства:
«Я официально заявляю, что фото Муравского со взрывом в Широкино — постановочное.Место — реальное, это передовая.Ребят поставили перед фактом, что и как делать, ранений и подвернутых конечностей не было.Никакого артобстрела не было, был дистанционный подрыв взрывного устройства, прикрытого мешком то ли цемента, то ли строительной смеси, то ли мела, уже не помним, что точно было.Коляска на улице не стояла, ее туда поставили».
Сомнения в реальности обстрела на фотографии высказал и Михаил Кучеренко — военнослужащий и эксперт по вооружению и его боевому применению:
«За свою военную карьеру я видел недостаточное количество взрывов артиллерийских снарядов, потому что мы стараемся скрываться от таких обстрелов.Я уважаю работу фотожурналистов, которые документируют эту войну, но на этих фотографиях взрыв выглядит слишком эпически, слишком гиперреалистично, что вызывает чувство нереальности.
Как военнослужащий, я, может, и не против такой постановки, но как гражданин, я хочу, чтобы и нынешнее, и будущее поколение видели войну более правдивой.Это всегда опасно, потому что на передовой всегда много угроз.Это и обстрелы с противоположной стороны, это и другие угрозы, которые нарушают перемирие, это слишком опасно. Как заявили другие эксперты, взрыв слишком мощный.Даже больше, чем мощность взрыва 82-го артиллерийского снаряда.Это опасно, но возможно, для достижения этого эффекта был использован определенный объем взрывчатки, чтобы создать вот такой объем, как на картинке».
Среди подписантов заявления есть и журналист, фотограф, писатель Сергей Лойко, который считает, что постановочное фото несет угрозу для репутации украинских СМИ, ссылаясь на военных:
«Ситуация такова, что теперь Украине могут перестать верить. Скажут, у вас там нет войны, вы придумали взрыв.Эксперты уже все доказали.Я говорил с четырьмя экспертами, которые доказали, что это мина, а не снаряд.Выяснилось, один боевой офицер, который служит в той части, где это произошло, рассказал, что солдаты, которые в этом участвовали, не могли сказать этого на камеру.Когда ты в армии, там стоят эти офицеры, приехавшие из Министерства обороны, вы видели видео, они глаза отводят, бубнят то, что им сказали говорить».
На самом деле, говорит Сергей Лойко, там организовали взрыв, организовали пробежку.Говорит, что он не против постановочных фотографий, но надо их снимать на полигонах, а не на передовых позициях.
Сергей Лойко — российский журналист, писатель, фотограф, переводчик.Корреспондент газеты«Лос-Анджелес Таймс», сотрудничает с радиостанцией«Эхо Москвы»и«Новой газетой».С 2014 года освещает войну на востоке Украины.Автор романа «Аэропорт»о боях за Донецкий аэропорт.
«Поскольку никто ничего не сделал ради истины, она перестала функционировать в качестве аргумента»
Александр Гляделов — автор четырех фотокниг, тридцати персональных выставок в разных странах мира.Снимал в Приднестровье, Чечне, Нагорном Карабахе, а по приглашению Врачей без границ (MSF) снимал беженцев в Ингушетии, конфликт в Сомали, последствия этнических столкновений в Кыргызстане. Война в Украине — пятая в его объективе.Снимал на Донбассе с 2014 года, был ранен в Иловайске 21 августа 2014.
«Я принадлежу к тем, кто убежден, что без правды — никуда. Основная проблема в том, что нет понимания на государственном уровне, насколько правда важна, и этот вопрос не институтуализован в точке применения подобных мест, как боевые действия.История - она же непрерывна.А сейчас история наша состоит из страшных лакун.
Все, что мы можем увидеть в месте боев на Саур-Могиле, — это то, что осталось у кого из участников, и то, что потом исследователи снимали на этих местах.Мое мнение, что изменения должны быть запущены из Администрации президента.Потому что военные будут выполнять приказ».
После ранения в Иловайске, говорит Гляделов, прошло много времени.С того момента попасть ради журналистской работы на передовую стало значительно сложнее.Теперь все решают личные связи:
«На наших глазах развернулась фантастическая история.Иными словами, государственный чиновник использует служебное положение.Он может делать то, что не удается делать из-за невозможности туда попасть профессионалам, которые понимают пределы ответственности их профессии.Единственная фотография нанесла больше вреда среди медийщиков уже за пределами нашего государства, чем могли предусмотреть люди, которые хотели бы, чтобы это было на бигбордах и т.д.».
Что можно сделать, чтобы с минимальными потерями выйти из этого конфликта?Александр Гляделов считает, что минимальными потерями уже не обойдется, а все зависит именно от автора фотографии и от позиции его командиров, от позиции Министерства обороны:
«Это недопустимо.Нельзя эстетизировать войну, это одно из худших проявлений существования на нашей планете.Должно появиться понимание в Администрации президента, что надо менять отношение к тому, как все это показывается.Для меня лично невозможность показывать то, что происходит, характеризуется недоверием к народу».
Мы несколько раз приглашали Дмитрия Муравского на эфир Громадське.Восток.Сначала он согласился, а потом отказал, ссылаясь на занятость.Также Дмитрий Муравский сказал, что тема исчерпана, и он не хочет больше об этом говорить.
Во время эфира мы также пытались с ним связаться, но Дмитрий Муравский так и не смог выйти на связь.
Хотя уже есть заявление об увольнении автора фотографий с должности советника министра обороны, остается еще ряд вопросов: Министерство обороны подверждает, что это была постановка?Если так, то будет ли проведено служебное расследование (с учетом того, что в комментарии Громадському госпожа Гаврилюк утверждала, что постановка на передовой невозможна)?Или господин Дмитрий Муравский продолжает оставаться руководителем координационно-информационного центра при Министерстве обороны (центр, который существует для улучшения работы и координации между журналистами и военными)?Состоится ли служебное расследование относительно других постановочных кадров, если те также были сделаны на передовой?
С этими вопросами Громадське уже официально обратилось в Министерство обороны и ждет комментариев.
- Поделиться: