«Мир без фактов — мир без правды и доверия». За что журналисты из России и Филиппин получили Нобелевскую премию мира

Норвежский нобелевский комитет в этом году снова заинтриговал — кому же достанется премия мира во второй год пандемии и на фоне бурных событий по всему миру? В списке возможных претендентов было немало «звездных» имен вроде белорусского «президента в изгнании» Светланы Тихановской, российского оппозиционера Алексея Навального, эко-активистки Греты Тунберг.
Были там и Всемирная организация здравоохранения и даже «Репортеры без границ». А также несколько человек, которые оказались в списке явно случайно, например Владимир Путин.
В итоге же самая престижная миротворческая премия досталась главному редактору российской «Новой газеты» Дмитрию Муратову и филиппинской журналистке Марии Рессе. Нобелевский комитет символически отметил медийщиков из стран, где существуют большие проблемы со свободой слова — за «усилия по защите свободы выражения мнений, являющиеся предпосылкой демократии и прочного мира».
До Муратова и Рессы только двое представителей медиа получали Нобелевскую премию мира. В 1911-м — австрийский журналист Альфред Фрид, который был одним из основателей антивоенного движения в Германии и выступал за ограничение вооружений и разработку системы международного права. В 1935-м во время нацистской Германии «Нобеля» мира получил журналист и узник концлагерей Карл Осецкий.
Рассказываем, почему премию получили именно Муратов и Ресса.

Дмитрий Муратов, «Новая газета». Свобода слова ценой крови
«Несмотря убийства сотрудников и угрозы, главный редактор “Новой газеты” Дмитрий Муратов не отказался от независимой политики издания. И последовательно отстаивал права журналистов», — отметила руководительница норвежского Нобелевского комитета Берит Рейс-Андерсен, называя имена победителей.
В 1993 году Муратов был одним из соучредителей «Новой» — вместе с журналистами, с которыми работал в «Комсомольской правде» в 1980-х.
Как отмечает «Новая газета», первые компьютеры для недавно созданной редакции, которую в 1995-м Муратов официально возглавил, приобрел Михаил Горбачев — экс-президент СССР, который в 1990-м и сам получил Нобелевскую премию мира. Именно Горбачев несколько лет подряд номинировал Муратова и «Новую газету» на соискание этой награды.
За годы своего существования издание системно освещало сложные и неудобные для российской верхушки темы — войну в Чечне, коррупцию, преследования и нарушения прав человека. За участие в расследовании Panama Papers в 2017-м журналист издания Роман Анин даже получил Пулитцеровскую премию.
Среди последних громких расследований «Новой» — материал этого года о внесудебных пытках в Чечне, после выхода которого редакция сообщила о химической атаке на журналистов.
Шестеро журналистов издания в разные годы были убиты за свою профессиональную деятельность — и нынешняя премия мира принадлежит прежде всего им, отметил Муратов, реагируя на награду.

Символично, что именно накануне объявления лауреатов «Нобеля» мира исполнилось 15 лет со дня гибели журналистки «Новой» Анны Политковской, которая освещала ситуацию в Чечне и была убита в 2006-м из-за своей профессиональной деятельности. И именно в этот день, 7 октября, закончился срок привлечения к ответственности заказчиков ее убийства.
«Я считаю, что эта премия принадлежит Анне Политковской, Юрию Щекочихину, Игорю Домникову, моим погибшим друзьям и коллегам. И это премия для тех людей, которых сейчас объявляют “иноагентами”, нежелательными элементами», — отметил Муратов журналистам русской службы ВВС.
А из нынешних кандидатов на соискание премии, говорит Муратов, он поддержал бы Алексея Навального. К слову, на звонок из Норвежского нобелевского комитета с поздравлениями он не ответил — «я счел этот звонок нежелательным», объяснил в комментарии.
Муратов — первый гражданин России, который получил Нобелевскую премию мира. В 1975-м ее получил физик и правозащитник Андрей Сахаров, а в 1990-м уже упомянутый Михаил Горбачев — впрочем, оба они были награждены еще как граждане СССР.
В Кремле Муратова уже поздравили, правда довольно сдержанно. «Он последовательно работает в соответствии со своими идеалами. Он талантливый, он смелый», — отметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. От самого Путина пока поздравлений не прозвучало.

А вот посол США в России Джон Салливан написал сразу же после объявления победителя в своем Twitter: «Поздравляю моего друга Дмитрия Муратова из “Новой газеты” с присуждением Нобелевской премии мира за то, что он говорит правду российской власти. Свобода прессы важна везде — и здесь она важна как никогда».
Премия мира — это примерно 1,14 млн долларов. Часть из них, как уже объявил Муратов, он передаст благотворительному фонду «Круг добра», основанному зимой этого года Владимиром Путиным для помощи больным детям.
Вне журналистской деятельностью он не раз активно выступал с политическими заявлениями и даже участвовал в выборах от партии «Яблоко». С 2011 года Муратов входит в общественный совет при МВД России. В 2014 году журналист подписал обращение против политики российских властей в Крыму, а в 2020-м — письмо в поддержку протестов в Беларуси.

Мария Ресса, Rappler. Судебные иски против правды
«Мир без фактов — это абсолютно то же, что мир без правды и доверия. Если мы не располагаем фактами, мы не в состоянии бороться с коронавирусом или климатическими изменениями. Мы живем в мире, где факты бывают противоречивыми, когда крупнейшие дистрибьюторы новостей отдают приоритет распространению лжи, злобы и ненависти, распространяют их прежде фактов — тогда журналистика становится активизмом», — прокомментировала победу своему родному изданию Rappler филиппинская журналистка Мария Ресса.
Ее онлайн-издание подробно рассказывало о скандальной кампании режима филиппинского диктатора Родриго Дутерте по борьбе с наркотиками. Дутерте, несмотря на критику международных правозащитных организаций, является сторонником смертной казни без суда и следствия за наркоторговлю.
Работа основанного Марией популярного англоязычного издания Rappler Дутерте не нравилась, и он фактически объявил журналистам войну.
На Марию и Rappler завели 11 судебных дел по самым разным обвинениям — от неуплаты налогов до распространения клеветы. После травли со стороны властей Ресса стала всемирно известным символом отстаивания свободы прессы на Филиппинах. В 2018-м Time даже включил ее в список «людей года».

Для Филиппин награда журналистке — первый «Нобель» мира. У 58-летней Рессы большой журналистский опыт: с 1987 по 2010 она работала журналистом-расследователем канала CNN в Юго-Восточной Азии и возглавляла региональное бюро издания, а также несколько лет сотрудничала с The Wall Street Journal и ABS-CBN.
Свою победу Ресса, как и Дмитрий Муратов, называет не личным достижением, а достижением всего издания. Нобелевский комитет отметил, что Rappler не прекращал работу, несмотря на постоянные угрозы и судебные иски и системно боролся с фейками. «Сейчас — лучшее время, чтобы быть журналистом. Когда заниматься этой работой становится наиболее опасно, значит, именно в этот момент это — самое важное», — отмечает Ресса.
- Поделиться: