Место падения и обломки сбитого самолета Boeing 777 рейса МН17 на Донбассе, 17 июля 2014 года
Фото:

EPA/ALYONA ZYKINA

17 июля 2014 Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines рейса Амстердам — Куала-Лумпур сбили в Донбассе. Все 298 пассажиров и членов экипажа погибли. Менее чем через месяц после этого сформировали Объединенную следственную группу (JIT) — и представители органов уголовного розыска Нидерландов, Малайзии, Австралии, Бельгии и Украины начали расследование.

До начала судебного процесса в Нидерландах в марте 2020-го следствие выяснило, чем и откуда сбили Boeing, откуда привезли оружие, и определило подозреваемых. Россия отвергает причастность к трагедии. hromadske рассказывает, что на сегодня известно об этой катастрофе и на каком этапе следствие.

***

Версии окончательные и альтернативные

Весной 2018-го Объединенная следственная группа объявила, что малайзийский Boeing 777 над Донбассом сбили с ракетной установки «Бук». Она принадлежала курской 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил РФ и приехала на Донбасс именно с территории России. На судебных слушаниях следователи объясняли, как собирали доказательства в пользу основной версии. Из того, что известно на сегодня, скорее всего, все произошло так:

Как транспортировали «Бук»

Путь «Бука» на Донбасс начинается еще 23 июня. Тогда конвой из 45 автомобилей, включая 6 комплексов «Бук» на тягачах, покинул территорию 53-й зенитно-ракетной бригады под Курском. Направлялся в Миллерово, в сторону военного аэродрома неподалеку от границы с Украиной, а именно территории «ДНР», окольными путями: радары и фото агентства Reuters фиксируют колонну возле населенных пунктов Старый Оскол, Алексеевка и Россошь — лишь затем колонна поворачивает на трассу М-4 (автомобильная дорога федерального значения сообщением Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск). В Миллерово прибывает 25 июня.

Через три недели, в ночь на 17 июля, «Бук» попадает в Донецк. Через несколько часов его видят уже возле Енакиево на другом трале — грузовике донецкой компании ОАО «Строймеханизация» марки Volvo. Сопровождение тоже обновилось: теперь это черный Volkswagen и УАЗ. Около 11 утра по российскому времени (10 по Киеву) конвой отправляется в направлении Тореза. В Снежном «Бук» выгружают и перемещают в поле в нескольких километрах от поселка Первомайского. Через несколько часов, в 13:30 по киевскому времени (14:31 по Москве) малайзийский Боинг взлетает с терминала «Н» аэропорта «Схипхол» неподалеку Амстердама. На борту 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Спасатель на месте крушения самолета Boeing 777 рейса МН17 на Донбассе, 18 июля 2014 года
Фото:

EPA-EFE/ANASTASIA VLASOVA

Как был сбит рейс MH17

За двадцать минут до падения МН17 на 37 километров отклоняется от курса из-за плохих погодных условий и летит на высоте 10 050 м — минимально допустимой над Донбассом. Через минуту самолет покидает воздушное пространство Украины — украинский диспетчер передает рейс под российский контроль.

В 16:20 по Москве в Боинг попала ракета с «Бука». Сразу же больше всего пострадала кабина пилотов: из-за взрывной волны она и часть салона бизнес-класса оторвались. Остатки пролетели еще 8,5 километров, после чего треснула задняя часть фюзеляжа и отпал хвост самолета. Все это произошло менее чем за две минуты. Обломки самолета и останки тел погибших разлетелись в радиусе более 15 кв. км от места катастрофы.

Спасателей и представителей миссии ОБСЕ пустили к месту катастрофы лишь на третий день после крушения. На тот момент «Бук» из-под Снежного успели через Красный Луч, Дебальцево и Луганск вернуть в Россию.

Точно ли был «Бук»?

Следствие считает, что Боинг сбили именно из «Бука». Как исследовали эксперты нидерландского криминалистического института, на обломках самолета было много дыр со рваными краями и похожих на «кратеры». Металл иногда был вогнутый внутрь, а иногда наружу. Такие же повреждения эксперты получили во время испытаний на полигоне, которые провели в Украине и Финляндии, когда алюминиевые конструкции взрывали ракетами «Бук».

Еще одно совпадение: в обломках самолета и телах членов экипажа Boeing обнаружили такие же металлические элементы, которые встречаются в боеголовке «Бук» типа 9N314M. Кроме того, именно с наружной стороны кабины заметна сажа от взрыва ракеты, тогда как внутри ее не было вообще. Да и звук взрыва, который зафиксировали бортовые самописцы и три микрофона в кабине пилотов, по мнению следствия, говорит о том, что он был вызван именно внешним воздействием.

Во время следствия удалось также доказать, что «Бук» приехал из России, хотя российская сторона указывала, что ракета, выпущенная из него, на балансе украинского ВПК. Удалось выяснить серийный номер двигателя ракеты — 8869032: такие производили на вооруженном заводе в Долгопрудном, что в Подмосковье в 1986 году. Локацию, откуда выпустили ракету — Снежное — определили очередные расчеты нидерландских и бельгийских экспертов. Итак, предположение российского концерна «Алмаз-Антей», который производит «Буки» о том, что на самом деле ракету запускали с подконтрольного Украины Зарощенского, тоже удалось опровергнуть.

На момент катастрофы недалеко от Boeing было еще два самолета — отсюда и версия России о том, что, вероятно, МН17 сбили украинские военные из воздуха. Но, во-первых, даже российские радары в Усть-Донецке показали, что самолеты были пассажирскими. А, во-вторых, украинский СУ-25 не мог бы переносить ракеты Р-33, Р-37 и Р-40 — единственные, наличие которых можно предположить в соответствии с характером повреждений.

Следователи Объединенной следственной группы (JIT) во время брифинга представили обломки ракеты, выпущенной из комплекса «Бук», Бунник, Нидерланды, 24 мая 2018 года
Фото:

EPA-EFE/ROBIN VAN LONKHUIJSEN

***

Подозреваемые и причастные

***

Кого сейчас судят

В деле пока четверо обвиняемых, которых JIT назвала еще в июне 2019-го. Это трое россиян и украинец. Чтобы хоть как-то связаться с обвиняемыми, представители правосудия присылали им сообщения во всевозможные мессенджеры, но в большинстве случаев это не дало никакого эффекта. Кстати, для нидерландского суда это нормальная практика — сообщение обвиняемых таким образом считается достаточным.

Самый известный фигурант — Игорь Гиркин-Стрелков, бывший «министр обороны так называемой "ДНР"», который непосредственно контактировал с руководством России. Большинство боевиков, имеющих отношение к катастрофе «Боинга», были его подчиненными. В мае 2020-го Гиркин прокомментировал причастность к атаке на рейс МН17 в интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону, которое нидерландский суд приобщил к материалам дела. Он заявил, что падение самолета было тяжелым ударом для него, однако уверен, «ополчение Боинг не сбивало».

Как и Гиркин, другой подозреваемый, Сергей Дубинский («Хмурый») — генерал-майор русской армии. Он возглавлял разведку боевиков. Доказательства указывают на то, что именно Дубинский контролировал транспортировку «Бука» к месту запуска и участвовал в его эвакуации после атаки на самолет. В 2019-м Дубинский заявлял, что сотрудничать со следствием не планирует и причастность к трагедии не признает.

Третий — Олег Пулатов («Гюрза» или «Халиф»), подчиненный Дубинский. Он, вероятно, охранял «Бук» на месте запуска. Только Пулатов представлен на суде в Нидерландах двумя голландскими адвокатами. Это — Сабине тен Дусхатте и Баудевейн ван Эйк.

Адвокаты одного из четырех подозреваемых, россиянина Олега Пулатова, Сабина тен Дуссхате (слева) и Баудевейн ван Эйк во время судебного заседания по делу MH17 в судебном комплексе Схипхол, Нидерланды, 8 июня 2020 года
Фото:

EPA-EFE/ROBIN VAN LONKHUIJSEN

Они говорят, им трудно коммуницировать с подзащитным — по телефону это удается крайне редко. Впрочем, прокуроры говорят, что на одном из интернет-форумов Пулатов шутит о процессе, а значит, вероятно, следит за ним, но решил не общаться с адвокатами.

В начале июня Дусхатте сообщала, что Пулатов ознакомился лишь с 200 страницами из более 36 тысяч, из которых состоит дело — только эти успели перевести на русский. Правда, на тот момент адвокаты тоже просили о дополнительном времени, потому что не успели прочитать все. А через месяц они попросили суд рассмотреть альтернативные версии катастрофы «Боинга». Просьба была удовлетворена.

Интересы Пулатова защищает еще один человек — русский юрист Елена Кутьина, однако она не имеет права действовать от имени Пулатова — только предоставлять нидерландским коллегам информацию для защиты подсудимого.

Четвертый обвиняемый — украинец Леонид Харченко («Крот»), подчиненный Дубинского, который вместе с Пулатова мог сопровождать «Бук» до Снежного. Сейчас он на территории «ДНР» — узнала Русская служба BBC. Его арестовали в Донецке «власти "ДНР"» через два дня после начала суда по делу MH17 в Нидерландах. Арест связан с другим делом. 8 мая его продлили еще на два месяца. Харченко еще в июле 2015 года объявили в розыск в Украине, заочно обвинив в создании террористической группы.

Объединенная следственная группа (JIT) назвала имена четырех подозреваемых в катастрофе рейса МН17, прокуратура Нидерландов предъявила им обвинения и объявила в международный розыск, Ньювегейн, Нидерланды, 19 июня 2019 года
Фото:

EPA-EFE/ROBIN VAN LONKHUIJSEN

Другие причастные

Скорее всего в ДНР сейчас находится еще один фигурант дела о катастрофе Боинга. В июне 2019-го украинские спецслужбы вывезли с неподконтрольной части Донецкой зенитчика «ДНР» Владимира Цемаха, который на одном из видео, вероятно, говорит, что «прятал Бук». В сентябре власти Украины передали его России в рамках обмена пленными. В сентябре 2019-го следствие изменило статус Цемаха со свидетеля на подозреваемого (впрочем, в судебном процессе, который стартует в Нидерландах, он пока не проходит в качестве обвиняемого). Нидерланды присылали России запросы об экстрадиции Цемаха, но Москва отказала, и Цемах вернулся на неподконтрольную часть Донбасса. Затем попытался подать на Украину и Нидерланды в Европейский суд по правам человека — однако его запрос отклонили.

Фигурант по делу сбитого MH17, зенитчик так называемой «ДНР» Владимир Цемах в зале суда в Киеве, 5 сентября 2019 года
Фото:

EPA-EFE/VOLODYMYR GONTAR

7 июля Служба безопасности Украины сообщила о задержании в Киеве гражданина Украины К. — якобы, одного из бывших «кураторов» руководителей «ДНР» и внештатного сотрудника ГРУ Вооруженных сил России, причастного к катастрофе рейса MH17. Задержанный принимал участие в создании «Разведывательного управления ДНР» и других его подразделений. В опубликованных СБУ перехваченных телефонных разговорах задержанного слышно, как он общается с Дубинским и Харченко.

Расследователи Bellingcat рассказывают больше подробностей: имя задержанного Андрей Кунавин. У него криминальное прошлое, связи с криминальным миром и с российской политической элитой. Показаний он не дает, говорят в Офисе Генпрокурора. Кунавину инкриминируют создание террористической организации и уже избрана мера пресечения. Он будет под стражей как минимум 60 дней без возможности внесения залога.

***

Россия отвергает обвинения

***

Еще доказательства причастности России

14 ноября Объединенная следственная группа обнародовала новые записи телефонных разговоров «руководителей "ДНР"». Вывод следователей: влияние России на «ДНР» «вышло за пределы военной поддержки, а отношения между российскими чиновниками и главарями боевиков «ДНР» кажутся теснее».

В JIT отмечают влияние РФ на административные, финансовые и военные вопросы в «ДНР». Руководство самопровозглашённой республики почти ежедневно созванивалось с должностными лицами России. Вот, например, отрывок из разговора главаря боевиков «ДНР» Александра Бородая и Владислава Суркова — помощника президента России Владимира Путина.

Такие тесные связи, отмечает JIT, свидетельствуют о вероятном участии российского руководства в развертывании российских военных комплексов «Бук» на территории «ДНР».

Позже, в апреле 2020-го группа расследователей Bellingcat выяснила, кого в этих обнародованных показаниях JIT имела в виду под именем «Владимир Иванович». Речь шла о заместителе руководителя Пограничной службы ФСБ, генерал-полковнике Андрее Бурлаке. Он отвечал за перемещение через границу тяжелых вооружений — в частности зенитного ракетного комплекса «Бук», из которого сбили самолет.

Россия недовольна нидерландским следствием

Москва отрицает причастность к катастрофе МН17 и не воспринимает доказательств и заявлений, которые публикует Объединенная следственная группа. В генеральной прокуратуре РФ объяснили, что не выдадут обвиняемых по делу россиян. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел России Мария Захарова в апреле этого года заявила: «Для правосудия важно, чтобы процесс носил открытый характер и проходил в рамках правовых норм, чтобы судебные слушания в полной мере учитывали аргументы обеих сторон, а не только обвинения».

Правительство Нидерландов 10 июля сообщило, что подает против России иск в Европейский суд по правам человека из-за его причастности к атаке на самолет. Речь идет о нарушении Россией трех статей Европейской конвенции по правам человека. Посол Украины в Нидерландах Всеволод Ченцов впоследствии сообщил, что Нидерланды рассматривают возможность привлечения других государств к иску против России, в частности Украины.

«Поведение РФ оскорбляет моих клиентов и любого мыслящего человека, заинтересованного в совершении правосудия. Присоединение Нидерландов к искам усиливает давление, которое оказывали семьи почти с первого дня», — заявил американский адвокат Джерри Скиннер, представляющий интересы родственников жертв авиакатастрофы в Европейском суде по правам человека.

Следующий этап суда в Нидерландах состоится с 31 августа по 13 ноября 2020 году. Пока, напоследок советуем посмотреть наши разговоры с теми, кто потерял в катастрофе МН17 близких.

Поделиться: