Партнерский материал

«Множество вызовов». Как в Украине продвигается судебная реформа

«Множество вызовов». Как в Украине продвигается судебная реформа

В конце июня Европейская комиссия по устному отчету объявила, что Украина выполнила две из семи рекомендаций, необходимых для сохранения статуса кандидата на членство в Европейском Союзе. Следовательно, оценку «выполнено» получила судебная реформа в части проведения конкурсов в органы судейского управления, а также законодательство в сфере медиа. Ожидается, что следующая оценка выйдет в октябре, когда Еврокомиссия планирует предоставить письменный отчет по выполнению Украиной рекомендаций.

hromadske пообщалось с командой Проекта ЕС «Право-Justice», который способствует развитию верховенства права в Украине в соответствии с европейскими стандартами, о ходе судебной реформы, успехах и препятствиях на пути ее воплощения.

Что происходит с судебной реформой?

Самая масштабная и комплексная судебная реформа независимой Украины началась вскоре после Революции гидности в 2016 году и получила новый толчок в 2021 году. Цель реформы — усовершенствовать систему правосудия, чтобы принцип верховенства права утвердился практически, а судопроизводство стало эффективным и справедливым. Прежде всего, это необходимо, чтобы вернуть доверие общества к судебной власти. И, кроме того, для интеграции нашего государства в Европейский Союз.

В частности, одним из этапов судебной реформы было завершение оценки добропорядочности кандидатов на должности членов Высшего совета правосудия (ВСП) и обновление этого органа. А также возобновление работы Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). Отдельно следует назвать реформу отбора судей Конституционного Суда Украины (КСУ).

Так, обновленный ВСП заработал в январе 2023 года, после того, как внеочередной XIX съезд судей по своей квоте избрал восьмерых ее членов. Так восстановилось полномочие независимого конституционного органа судейского управления. В настоящее время в состав ВСП входят 17 членов. До сих пор вакантными остаются четыре должности. Отбор кандидатов на должности членов ВСП осуществляется с помощью специально созданного Этического совета, который проверяет их на соответствие критериям профессиональной этики и добропорядочности. Проект ЕС «Право-Justice» обеспечивает экспертную и материально–техническую поддержку на всех этапах функционирования этого органа.

ВККС начала работу в июне этого года. Этому предшествовала длительная конкурсная процедура с участием международных экспертов. Конкурс состоял из нескольких этапов. Проект ЕС «Право-Justice» оказывал экспертную поддержку Конкурсной комиссии в процессе отбора кандидатов на членство в ВККС. Так, Конкурсная комиссия проработала 305 пакетов документов кандидатов, провела 61 интервью, отобрала 32 кандидата, которые отвечают критериям добропорядочности и профессиональной компетентности.

Что это за органы и почему они важны?

ВСП и ВККС — два основных органа судейского управления, которые подбирают судей, вносят представление об их назначении, увольняют и привлекают к дисциплинарной ответственности.

К моменту начала полномасштабного вторжения ни ВСП, ни ВККС не работали. Полный состав ВККС был расформирован в октябре 2019 года, а большинство членов ВСП подали в отставку за несколько дней до 24 февраля 2022 года. Так, орган не имел полномочного состава, чтобы принимать какие-либо решения.

Это повлекло за собой немало проблем, поскольку после активизации боевых действий и оккупации отдельных регионов Украины суды на тех территориях перестали работать, а судей переводили в другие. В течение 2022 года из-за боевых действий и оккупации судей из 135 судов перевели на подконтрольные правительству территории.

Распределением судей между судами должно заниматься ВСП, но до начала ее работы эти полномочия выполнял председатель Верховного Суда.

Какие задачи стоят перед ВСП и ВККС?

Перед ВККС и ВСП стоит немало вызовов. К примеру, с августа 2021 года ВСП не имеет полномочий по привлечению судей к дисциплинарной ответственности. Поэтому накопилось более десяти тысяч дисциплинарных жалоб и это число ежедневно растет.

В конце мая 2023 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о разблокировании дисциплинарной функции ВСП. Он, в частности, предлагает предоставить ВСП полномочия рассматривать дисциплинарные жалобы до создания Службы дисциплинарных инспекторов (СДИ). Также зарегистрирован законопроект о статусе и особенностях формирования СДИ ВСП. Эксперты Проекта ЕС «Право-Justice» оказывают поддержку в наработке законопроектов, необходимых для восстановления дисциплинарной функции ВСП и запуска работы СДИ ВСП.

Главная задача ВККС — это отбор судей. Конкурсы на должность судьи в Украине не проводились почти четыре года. За это время накопилось около двух тысяч вакантных должностей. Это примерно каждое четвёртое судейское место. Их нужно заполнить, поскольку это влияет на погрузку судей и скорость рассмотрения дел. Сейчас в Украине нарабатывают предложения, чтобы усовершенствовать процедуру отбора на должности судей. Они, в частности, призваны упорядочить и ускорить некоторые стадии отбора, уменьшить продолжительность обязательной специальной подготовки судей, уточнить нормы проверки добропорядочности кандидатов. Эксперты Проекта также являются активными участниками рабочей группы.

Кроме того, еще в 2016 году была введена квалификационная оценка всех действующих судей, которую предыдущий состав Комиссии так и не завершил. Приблизительно 360 судей не могут осуществлять правосудие, поскольку у них истек пятилетний срок полномочий, а пожизненно их пока не назначили.

Эксперты Проекта ЕС «Право-Justice» акцентируют, что возникающий в связи с этими проблемами кадровый голод влияет на качество правосудия и затрудняет доступ граждан к нему. Даже для четырех лет каденции ВСП и ВККС это большой вызов.

По мнению команды Проекта ЕС «Право-Justice», если эти два органа справятся с этими задачами, то, безусловно, это повысит уровень доверия к ним и в целом к судебной ветви власти. От этого же зависит не только защита прав и свобод человека, но и уровень инвестирования в страну, развитие бизнеса и государства в целом.

А что с реформированием Конституционного Суда?

Европейская комиссия отметила «хороший прогресс» относительно проведения конкурсного отбора судей Конституционного Суда Украины. Именно эта рекомендация первая в списке «кандидатской семерки».

КСУ состоит из восемнадцати судей. Согласно действующему закону, по шесть должностных лиц назначают президент, Верховная Рада и съезд судей после проведения соответствующих конкурсов.

27 июля 2023 года Верховная Рада во втором чтении и в целом приняла закон об уточнении положений о конкурсном отборе кандидатур на должность судьи КСУ, изменяющего процедуру конкурсного отбора судей в Конституционный Суд. Согласно ей, отбор кандидатур будет производиться с помощью Совещательной группы экспертов (СГЭ), которая будет проводить проверку моральных качеств и уровня профессиональной компетентности кандидатов. В состав СГЭ будут входить также члены, делегированные международными организациями и Венецианской комиссией, обладающие правом решающего голоса.

Проект ЕС «Право-Justice» оказывал экспертную поддержку на протяжении всего пути наработки законодательных изменений в процедуру конкурсного отбора на должность судьи Конституционного Суда Украины и будет продолжать поддерживать реформу КСУ в рамках поддержки работы СГЭ.

Сколько может занять завершение судебной реформы?

Подбор новых судей и завершение квалификационной оценки для действующих будет зависеть от работы нового состава ВККС. Эти этапы реформы — наиболее затратные, и трудно спрогнозировать, когда они будут реализованы.

Если говорить о Стратегии президента — там еще много работы. Это и создание новой сети судов в стране, и запуск института мировых судей, и создание Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности (ВСПИС) и многое другое. Эксперты Проекта ЕС «Право-Justice» отмечают, что эти задачи не выглядят нереалистичными даже в условиях войны с рф. Все заинтересованные стейкхолдеры должны активизировать собственные усилия для реализации реформы, ведь ее результат — это европейское будущее Украины.


Партнерский материал подготовлен в сотрудничестве с Проектом ЕС «Право-Justice».

Материал опубликован на правах рекламы.