Молодое вино и старые мехи: что происходит в ПЦУ и что означают новые заявления Филарета?

Из Евангелия к нам пришла мудрость, что опасно заливать молодое вино в старые мехи: вино может их порвать и все будет потеряно. Именно эта мысль возникает, когда выплывают на публику обстоятельства конфликта, который обнажился в созданной недавно Православной Церкви Украины.

Для тех, кто следит за развитием ПЦУ, не секрет, что с самого начала в ней сотворилось определенное двоевластие. С одной стороны, есть законно избранный предстоятель митрополит Епифаний, а с другой во время литургий кое-где еще вспоминают патриарха Филарета. В Украинской греко-католической церкви недавно была подобная ситуация: ее возглавляет верховный архиепископ или патриарх Святослав, но из уважения патриархом также называли ее бывшего главу владыку Любомира. Однако в ПЦУ немного другая ситуация, поскольку владыка Филарет, бывший глава УПЦ Киевского патриархата, требует, чтобы его и дальше звали именно патриархом. И так он подписывается до сих пор, причем — на бланках уже канонически не существующей УПЦ КП. Более того, он публично также заявил, что УПЦ КП и дальше продолжает существовать. И это после того, как 15 декабря 2018-го сам владыка Филарет подписался под актом ликвидации УПЦ КП. А за день до этого, 14 декабря, подписал письмо к патриарху Варфоломею, в котором заверил, что не имеет ни намерения быть кандидатом на пост предстоятеля объединенной Церкви и не имеет планов занимать любую исполнительную должность в новой Церкви, кроме постоянного члена синода. Подобное письмо подписал и бывший предстоятель УАПЦ Макарий.

Почему владыка Филарет пошел в 2018 году на такой шаг и почему сейчас говорит другое (Филарет заявил, что Киевский патриархат не ликвидирован после создания объединенной поместной православной церкви — ред.)? В одном из недавних интервью он это в определенной степени объяснил.

«Если бы со стороны Вселенского патриарха не было поставлено условие, что я как патриарх должен отказаться выставлять свою кандидатуру, то предстоятелем стал бы я. Выбрали бы меня большинством голосов. Вы понимаете, в чем проблема? Потому что если я не отказываюсь и меня выбирают, то я становлюсь предстоятелем в сане патриарха. И тогда церковь украинская имеет статус не митрополии, а патриархата», — уверенно заявляет он. И здесь кроется один из главных камней преткновения. Для выявления которого нужно немного обратиться к истории.

Начиная с конца 1990-х годов, когда предлагались различные варианты канонического решения вопроса украинского православия, всегда говорилось, что не может сразу быть признан патриарший статус Киевской церкви, а только лишь митрополии. Об этом, в частности, шла речь во время визита патриарха Варфоломея в Киев в июле 2008 года. Тогда патриарх Филарет отказался отречься от своего куколя (об этом несколько раз говорили разные участники переговорного процесса), а патриарх Варфоломей не мог пойти на неканонические действия. И сейчас он делал все согласно канонам, чтобы, в первую очередь, помочь самой объединенной Церкви быть признанной другими православными церквями. И восстановление в октябре 2018-го подчинения Киевской митрополии Вселенской патриархии было этим важным каноническим шагом; при случае также были отменены все права Московского патриархата на украинской земле. И этим же синодальным решением Фанар легализовал весь украинский православный экзархат, который был в УПЦ КП и УАПЦ, и который до сих пор считался неканоническим. Но если это митрополия, то в ней не может быть патриархов. Тем более, что и на Фанаре владыку Филарета готовы были признать только как митрополита.

Оценив ситуацию, как он сам признал спустя, патриарх понял, что быть патриархом в церкви, имеющей статус митрополии, он не сможет. Поэтому он сделал все возможное, чтобы ее возглавил его ставленник митрополит Епифаний. И опять же, это он делал настолько публично и настойчиво, что готов был сорвать объединительный собор, если не будет так, как он это видит. Тысячи людей, собравшихся 15 декабря на Софийской площади, фактически стали заочными свидетелями этого затягивания дела. Впоследствии владыка Филарет об этом вспоминал в одном из интервью.

Собственно многочисленные интервью владыки Филарета уже после собора позволяют утверждать, что свои обещания не вмешиваться в руководство он понимает по-своему. Также как и титул «почетного патриарха» не утвержден никаким документом в ПЦУ. Довольно скоро после получения Томоса владыка потребовал, чтобы его вспоминали во время литургий именно как патриарха. Решением Синода ПЦУ он также возглавил Киевскую епархию ПЦУ на основе столичных приходов УПЦ КП, таким образом, он занял исполнительную должность.

Уже вскоре после этого он начал говорить о необходимости пересмотра «греческого устава» ПЦУ, который его откровенно не удовлетворяет. Начиная с принципов формирования состава Синода, который согласно греческой и старой украинской традиции имеет небольшое количество постоянных членов и большинство непостоянных изменяющимся что полгода, — это позволяет демократично привлекать весь состав епископата к руководству церковью. Филарет хочет вернуть схему, которая была в УПЦ КП и имеет московское происхождение, где есть группа постоянных членов Синода, и несколько других, которые меняются. В конце концов, речь идет также о пересмотре статуса ПЦУ. Потому что если есть патриарх, то должно быть и патриархат. То, что это еще больше усложнит признание ПЦУ, кажется, владыку Филарета мало волнует — он же столько лет успешно руководил УПЦ КП без этого признания.

В последнее время владыка Филарет радикализировался в своих высказываниях и уже не хочет ждать, когда произойдет объединение с УПЦ МП, — она ему по духу ближе, чем греки — а он готов инициировать созыв поместного собора ПЦУ, на котором можно принять новый устав и провозгласить патриарший статус. Также он говорит о дуализме власти в ПЦУ: внутри он руководит как патриарх, а вовне от имени ПЦУ выступает митрополит Епифаний. Последними каплями стал созыв Филаретом епископата ПЦУ на совещание в Киев — обращение на бланке УПЦ КП он подписал как «Патриарх Киевский и всей Руси-Украины». А в коротком комментарии ТСН он уверенно заявил, что УПЦ КП существует и в дальнейшем.

Такая активность в ответ заставила группу мирян и духовенство, которые объединены в сообщество «10 тезисов для будущего ПЦУ», обратиться к епископату ПЦУ с обращением, в котором они требуют защитить канонический статус ПЦУ. Миряне-инициаторы обращения, большинство из которых являются молодыми и образованными верующими, в довольно категоричной форме уверены, что «Томос является большим даром Церкви-Матери, которая ради духовного освобождения Украины вынуждена была вступить в противостояние с амбициозной и циничной Московской патриархией и Российским государством. Поэтому мы должны отметить, что нынешние провокационные высказывания владыки Филарета относительно будущего развития ПЦУ посягают на каноническую репутацию Вселенского патриарха и открывают путь для масштабного пророссийского реванша». «Ставится под сомнение как будущее Православной Церкви Украины, так и репутация Вселенского Патриархата», — отмечается в обращении.

Что из этого всего получится? Это будет видно уже в ближайшее время: как много владык ПЦУ 14 мая приедет на встречу к Филарету как Патриарху УПЦ КП, а сколько из них останутся верными Томосу и уставу ПЦУ. В конце концов, если сторонники владыки Филарета так стремятся дальше быть в УПЦ КП и признавать его как Киевского патриарха, то наверняка они имеют на это право. Но одновременно они не могут быть частью канонической ПЦУ. То есть, самое время сделать свой выбор: каноническое развитие молодой ПЦУ или возврат к УПЦ КП. Третьего здесь не дано...

Мнение редакции Громадского может не совпадать с мнением автора.