Морской коридор Украины фактически вышел на мощности до большой войны — спикер ВМС

Иллюстративное фото. Судно движется по украинскому кордору в Черном море
Иллюстративное фото. Судно движется по украинскому кордору в Черном мореАлександр Кубраков

Морской коридор для экспорта грузов, обеспеченный Украиной, фактически вышел на мощности до полномасштабного вторжения.

Об этом заявил спикер Военно-морских сил ВСУ Дмитрий Плетенчук в эфире телемарафона «Единые новости».

«Мы уже пересекли границу 500 судов и более 10 млн тонн грузов», — сказал Плетенчук.

Глава Мининфраструктуры уточнял, что за 5 месяцев работы украинского коридора экспортировано 15 млн тонн грузов, из них 10 млн тонн — продукция украинских аграриев. Плетенчук рассказал, что подавляющее большинство грузов — это именно украинское зерно, которого не хватает на глобальном Юге.

В настоящее время десятки судов загружаются в портах Одесса, Черноморск, Южный. Порты Херсона и Николаевской области как не работали во время действия «зернового соглашения», которое сорвала россия, так и не работают до сих пор.

«Поэтому сказать, что "зерновое соглашение" является большой альтернативой тому торговому пути, который организовали ВМС вместе с другими силами, я не готов. Количество грузов говорит само за себя», — сказал Плетенчук.

Перед этим спикер Управления ООН по координации гуманитарных дел Савиано Абреу в интервью «Укринформу» заявил, что альтернативные коридоры «все еще не являются постоянными или хотя бы предсказуемыми».

В то же время он назвал Черноморскую зерновую инициативу (оно же «зерновое соглашение») системой, «которая гарантировала безопасность заходящих или выходящих судов».

«К сожалению, после ее прекращения мы снова увидели рост минной загрязненности в Черном море. И мы увидели уровень ударов по украинским портам, в том числе на реке Дунай, которые могли бы быть альтернативными. Однако россия атаковала также местные порты. Именно поэтому генсек ООН тяжело работает, чтобы найти решение и обеспечить безопасное, предсказуемое и устойчивое гражданское судоходство в Черном море», — заявил Абреу.

Временные коридоры в порты Украины

После срыва «зернового соглашения» россия прибегла к системным воздушным атакам портовой инфраструктуры для остановки украинского агроэкспорта.

В ответ Украина предложила временные маршруты в своем обращении в Международную морскую организацию (IMО). Министр инфраструктуры Александр Кубраков говорил, что Совет IMO признает международное право Украины на свободное торговое судоходство и призывает россию прекратить какие-либо угрозы и соблюдать международные конвенции.

Коридоры начали действовать с 8 августа 2023 года. Прежде их использовали для эвакуации судов, находившихся в украинских портах Черноморск, Одесса и Южный с начала полномасштабного вторжения россии.