Мусульмане Батуми: борьба за мечеть
Мусульманская община Аджарии уже несколько лет пытается добиться права настроительство новой мечети. Сегодня вБатуми только одна мечеть. Мусульмане составляют 25процентов населения города.
Материал «Jam-news»
Мусульманская община Аджарии уже несколько лет пытается добиться права настроительство новой мечети. Сегодня вБатуми только одна мечеть. Мусульмане составляют 25процентов населения города.
Уличная молитва
«Помогите строительству новой мечети! Хватит молиться наулице!»— такие призывы раздаются убатумской мечети поокончании каждой пятничной молитвы.
Так было и25августа— темусульмане, кто пришел напятничную молитву заранее, смогли занять место вмечети. Остальные расстелили коврики прямо намостовой— кто водворе мечети, акто наулице.
Молиться наулице уже давно стало нормой для батумских мусульман.
Молитва в честь праздника Курбан-Байрам в мечети Орта Джаме, Батуми, 1 сентября 2017
Согласно переписи 2014года, вАджарии жили около 334 тысяч человек, изних примерно 133 тысячи— мусульмане. В150-тысячном городе Батуми, поданным трехлетней давности, жили 39тысяч мусульман.
Почти три столетия— до1878 года— Аджария входила всостав Османской империи, ивэто время большая часть населения приняла ислам. Уже в90-е годы, впериод распада СССР ивозрождения национального движения, многие аджарцы приняли христианство. Впоследниеже годы врегионе заметно ощущается влияние Турции, прежде всего, экономическое. Исходя изисторического контекста, вГрузии многие относятся кэтому процессу сподозрением, чему способствует откровенно антитурецкая риторика некоторых политиков ипартий.
Мусульманская община растет изгода вгод, впервую очередь, засчет приезжающих вгород изгорной Аджарии, где большинство населения составляют мусульмане. Ктомуже, впоследние годы молодежь все более активно посещает мечеть исоблюдает исламские обряды.
Сегодня вБатуми только одна действующая мечеть— Орта Джаме, построенная в19веке. Пословам представителей мусульманской общины, она невмещает иполовины желающих помолиться.
Грузинские мусульмане уже годы просят овыделении нового здания под мечеть. Однако ихпросьба встречает большие препятствия как состороны властей, так иправославной церкви, являющейся самой влиятельной организацией вГрузии.
Несколько лет между Грузией иТурцией шли переговоры отом, чтобы вобмен навосстановление грузинских памятников вТурции восстановить инесколько памятников времен Османской империи вГрузии, втом числе— заново построить мечеть Азизие вБатуми. Этот план вызвал протест грузинской православной церкви ичасти общественности.
Позже власти Грузии обещали построить вБатуми новую мечеть насредства грузинского бюджета. Однако иэтот план так инебыл претворен вжизнь— решение вопроса затянулось нагоды, иразбираться спроблемой никто неторопится.
«Это история 20-летней борьбы»,— говорит Тариэл Накаидзе, заместитель председателя неправительственной организации «Союз мусульман Грузии». «Еще вовремена Эдуарда Шеварднадзе (второй президент Грузии в1992-2003годах) иАслана Абашидзе (глава Аджарии в1991-2004годах) муфтии писали письма властям спросьбой остроительстве новой мечети. Тогда обэтом открыто неговорили».
Мечеть, которой нет
«Новая мечеть» в Батуми
Наокраине Батуми наулице Абашидзе стоит сооружение досок сжестяной крышей. Еслибы нецветной баннер, извещающий отом, что это «новая мечеть Батуми», можно былобы принять сооружение заторговую палатку.
НаКурбан-Байрам первого сентября здесь было полно народу. Под жестяным навесом инаприлегающей территории собралось дополутора тысяч человек.
Это томесто, где мусульмане собирались строить мечеть, однако мэрия Батуми отказала имвразрешении настроительство.
Формальной причиной отказа послужилото, что это место является жилым районом, вкотором нежелательно строить «культовые сооружения иместа массового скопления людей». Покрайней мере, так сказано вдокументе, подписанном 5мая 2017 года мэром города Георгием Ермаковым.
Несмотря назапрет настроительство, мусульманская община 26мая «открыла» здесь мечеть под открытым небом. Сегодня это сооружение— действующая молельня, вкоторой попятницам собираются верующие мусульмане.
Участок, накотором соорудили «новую мечеть», мусульманская община купила насвои деньги, так инедождавшись земли отгосударства. Собирать деньги община начала в2015 году параллельно сосбором подписей под петицией остроительстве новой мечети. Задва месяца тогда собрали 12тысяч подписей иопределенную сумму. Витоге участок в2500 квадратных метров был куплен за400 тысяч долларов уместного жителя, который передал общине вподарок еще 500 квадратных метров. Тариэл Накаидзе говорит, что эти расходы легли тяжким бременем наместных мусульман, нонасегодняшний день сумма почти полностью выплачена.
Тот факт, что деньги напокупку земли собрала мусульманская община, стал еще одним аргументом противников строительства мечети. Вчастности, они уверены, что его втайне финансировала Турция. Вответ Тариэл Накаидзе говорит, что готов отчитаться перед оппонентами закаждый тетри.
Кроме крупных пожертвований, продолжается сбор средств среди прихожан— каждую пятницу после молитвы.25августа мусульмане собрали вкартонном ящике 878 лари (около 350долл).
Сбор пожертвований на строительство новой мечети у мечети Орта Джаме, Батуми, 25 августа 2017 года
Однако пока по-прежнему неизвестно, когда община сможет начать строительство полноценной мечети – отказ в разрешении на постройку мусульмане обжаловали в суде, но тяжба может затянуться на годы.
Позиция власти
Представители власти, в том числе президенты и премьеры, часто посещают мечеть Орта Джаме. Все правительства за последние 20 лет намекали мусульманам, что дадут им построить новую мечеть в Батуми – туманные обещания раздавались в основном во время мусульманских праздников.
Члены правительства Аджарии на празднике Курбан-Байрам в мечети Орта Джаме, Батуми, 1 сентября 2017 г.
В2013 году премьер Бидзина Иванишвили прямо заявил, что поддерживает строительство мечети идаже готов сам его финансировать. Однако это обещание так инебыло выполнено. Асегодня миллиардер Иванишвили— уже непремьер-министр, редко появляется напублике, ипредставители мусульманской общины лишены возможности напомнить ему оего обещаниях.
Вэтом году наКурбан-Байрам мусульмане пригласили главу правительства Аджарии— в«Новую мечеть», аневОрта Джаме. Однако Зураб Патарадзе пришел встарую мечеть, где заявил, что построительству новой мечети «идут консультации смусульманской общиной, муфтиятом имэрией», и«мыуже назаключительном этапе». Поего словам, для окончательного решения вопроса необходимо лишь согласование технических деталей.
Однако мусульмане восновном отнеслись скептически кэтому, казалосьбы, обнадеживающему заявлению, так как сточно такимже обещанием Патарадзе выступил инесколько месяцев назад, поэтому многие считают его слова лишь попыткой потянуть время.
«Они считают нас дураками. Номыдумаем ородине ипотому терпим такое ксебе отношение»,— сказал нам мужчина средних лет водворе «Новой мечети».
Раскол в мусульманской общине
Пожилой мусульманин Иосеб Абашидзе нестесняется радикальных формулировок иговорит, что власти «душат» и«притесняют» мусульман. «Снами борются вместе иорганы власти, ипресса, исвященнослужители. Приходили священники иговорили, мол, мыэтого здесь нехотим. Кто тытакой, чтобы говорить, чего хочешь или нехочешь уменя водворе? Наэтой земле мынегости, ниукого еенеодалживали. Мынебеженцы. Это наша земля ибудем здесь жить так, как сами хотим. Мынемешаем правительству ипусть оно нам немешает»,— говорит Абашидзе.
Кроме бесконечного откладывания, власти нашли еще один способ «решить» проблему— пытаются контролировать официальные религиозные институты мусульман исами назначают муфтиев. Ктомуже «официальные» духовные лидеры мусульман получают зарплату отгосударства. Что ведет красколу между ними имусульманской общиной.
Этот раскол проявился ввопросе строительства мечети— в2014 году муфтий западной Грузии и22духовных лица подписали письмо кправительству, вкотором утверждали, что неподдерживают строительство новой мечети вБатуми. Вместо этого они просили остроительстве новой резиденции для муфтията иремонте медресе итрех действующих мечетей Аджарии.
Этому факту предшествовал визит вОрта Джаме тогдашнего премьера Ираклия Гарибашвили. Представители мусульманской общины утверждали, что натогдашнего муфтия идругих лидеров оказывали давление.
Тариэл Накаидзе исейчас думает, что муфтии тогда невыдержали давления властей. «Стеологической точки зрения, для них это была катастрофа— нельзя молиться вместе смуфтием, который против строительства мечети»,— объясняет Накаидзе.
Представители мусульманской общины Аджарии Рамаз иМухаммед Якобадзе считают, что новая мечеть необходима:
Церковь— главный противник
Грузинская православная церковь— самый влиятельный исильный противник строительства мечети вБатуми.
Иодин изсамых влиятельных еепредставителей— епископ Батумский иЛазский митрополит Димитрий— был организатором многотысячных акций против мечети в2012году. Димитрий— племянник католикоса-патриарха Грузии Илии Второго. Встроительстве мечети митрополит видит внешнюю угрозу— поего мнению, процесс лоббирует Турция.
Акция против строительства новой мечети в Батуми, 2012 г. Фото: журнал «Батумелеби»
Водном изсвоих заявлений Димитрий опроверг обвинения внарушении прав мусульман. «Они (мусульмане) часто говорят, что христиане пользуются привилегиями, строят много храмов итак далее. Нояхочу вам сказать, что соотношение (мечетей кхрамам вАджарии) составляет 200на 50! (ВАджарии) всего 50храмов. Так что нельзя говорить, что мыпривилегированны».
Помнению мусульман, именно христианские священники являются главными противниками строительства мечети. «Никто, кроме православных священников, кнам неприходил инетребовал, чтобы мыпрекратили молиться вновой мечети. Строятся церкви, норазве кто-то измусульман кним приходил итребовал прекратить молиться? Захочу, пойду молиться вцерковь, захочу— вмечеть»,— сказал нам представитель мусульманской общины Виктор Иремадзе.
Главный аргумент противников мечети— растущее влияние Турциии, соответственно, опасность исламизации ипотери идентичности. Заза Пирцхалаишвили работает нателевидении Аджарии ирегулярно участвует вакциях против постройки мечети. Поего словам, «из-за вмешательства Турции инекомпетентности властей люди вновь повернулись кисламу, история ничему нас ненаучила».
Поего словам, выход втом, чтобы власти более активно приступили к«агитации затрадиционные грузинские ценности» ивэтом направлении развивали систему образования— чтобы «правильно подать молодежи все грузинское».
Представители христианской общины Луиза Беридзе иТамта Тебидзе считают, что новая мечеть угрожает национальной идентичности:
«Граждане первого и второго сорта»
Мусульмане внутри «Новой мечети» в Батуми
Вспециальном докладе Госдепартамента США освободе религии, опубликованном 15августа 2017года, особенно выделена нерешенная проблема батумской мечети. Вотчете сказано, что представители мусульманской общины многие годы молятся наулице, ивласти несмогли решить болезненный для местных мусульман вопрос.
Влиятельные НПО Грузии считают незаконным решение мэрии Батуми озапрете настроительство мечети.
Руководитель центра толерантности при народном защитнике Грузии теолог Бека Миндиашвили говорит, что вмешательство государства ввопрос новой мечети вБатуми обусловлено двумя причинами— «это негативная позиция патриархии грузинской православной церкви, которая была при всех правительствах, атакже наивные фобии представителей нынешней власти, связанные свлиянием Турции вГрузии».
«Ксожалению, власти рассматривают собственных граждан как проводников интересов другого государства»,— говорит Миндиашвили. Поего словам, поконституции умусульманского населения есть право настроительство мечети, игораздо опаснее любого иностранного влияния является ситуация, когда «права человека негарантированы, игосударство делит собственных граждан напервый ивторой сорт».
«Мэрия сказала нам, что мынесможем открыть мечеть, номыееоткрыли,— говорит заместитель председателя Союза мусульман Грузии Тариэл Накаидзе. —Сейчас мыпытаемся получить отгосударства разрешение настроительство. Если исчерпаем правовой путь иничего невыйдет, пойдем другим путем. Ниодна мечеть вАджарии небыла построена согласно разрешению, так будет ивэтот раз».
- Поделиться: