«Музыка — отражение того, что происходит в обществе». Интервью с группой YUKO
Группа YUKO — молодые украинские музыканты, которые сочетают в своей музыке украинский фольклор и электронную музыку.В этом году они участвовали в национальном отборе на Евровидение и столкнулись с критикой из—за российского гражданства вокалистки.В эфире Громадского они рассказали, как политика влияет на музыку и что мешает молодым музыкантам в Украине.
Юлиана Скибицкая
Группа YUKO — молодые украинские музыканты, которые сочетают в своей музыке украинский фольклор и электронную музыку.В этом году они участвовали в национальном отборе на Евровидение и столкнулись с критикой из-за российского гражданства вокалистки.В эфире Громадского они рассказали, как политика влияет на музыку, и что мешает молодым музыкантам в Украине.
Ваша менеджерсказала, что вы пытаетесь забыть историю с Евровидением, вернуться к музыке, заниматься тем, к чему вы привыкли.Но все равно не могу не спросить о Евровидении.Если бы вам предложили поехать, вы бы согласились?
Стас Королев: Юля очень не хотела быть заменой и это понятно, потому что есть артист, которого выбрали. А если тытакой, типа: ладно, он не хочет, а мы хотим.Это была ситуация, когда согласиться означало бы скорее спилить[под собой] ветку и получить огромное количество хейта.
Юля Юрина: Но мы бы не согласились по другой причине: нас не выбрали, был победитель в этом конкурсе.Быть заменой только потому, что человек, которого выбрали, отказался, на наш взгляд, не очень хорошо.
Почему вы вообще решили прийти на этот нацотбор?
Стас Королев: Потому что мы хотим стать массовой музыкой.Но не хотим менять ничего в своей музыке. Мы решили сделать эксперимент: а что, если мы возьмем и не напишем песню специально под Евровидение, а пойдем с тем, что мы сочинили без задней мысли про Евровидение— и попробуем формат расширить.
Юля Юрина: И так вышло, что наша песня с первого раза зашла и мы дальше прошли на официально открытые эфирные прослушивания.
Стас Королев: Мы искренне верим, что среди массовой аудитории есть люди, которых можно инициировать, которым можно показать что-то новое, отличное от того, к чему они привыкли, и они за этим пойдут. И мы были удивлены, что количество людей, которые отозвались приятным образом на нашу музыку, оказалось даже больше, чем мы ожидали.
Юля Юрина: На самом деле это Евровидение вообще было очень разнообразным и интересным, и туда пробились такие артисты, как «ЦеШо», как Хайят — абсолютно неформатные и до этого телешоу их не знали.
Очень круто, что дают дорогу молодым, талантливым и музыкантам, которые выделяются среди других и делают нечто новое, нечто непонятное, прогрессивное.Зритель голодный, он хочет новой классной музыки.
Стас Королев: Да, он готов выбирать. Нужно людям давать выбор... Для украинской музыки все эти отборы — возможность сделать себе левел-ап. Некоторые артисты вообще живут от Евро к Евро.
Участница дуэта YUKO Юлия Юрина в студии Громадского. Киев, 7 марта 2019 года.Фото: Громадское
Есть такое мнение, что ты едешь на Евровидение, чтобы увеличить свою популярность.Но сейчас молодежь больше слушает в интернете.Например, есть группа «Пошлая Молли», вышедшаяиз YouTube, у которойбешеная популярность.Зачем пытаться пробиваться на ТВ и на радио, если молодежь, ваш слушатель, находится в других местах?
Стас Королев: Это маргинальная музыка, ей новыми путями пробиться намного проще.Для нас телевизионная студия тоже не совсем наше, хоть и мы вышли из телешоу.
Юля Юрина: Как оказалось, все-таки телик, к сожалению, работает.
Стас Королев: Мы договорились, что будем использовать все возможности, чтобы показать нашу музыку.
Главное — не подстраиваться.То есть если бы нам сказали переделать песню так, как им нравится, мы бы отказались.
Насколько эти традиционные пути, которыми всегда шли артисты, работают?
Стас Королев: У нас в 2,5 раза увеличилось количество подписчиков в инстаграми.Без Евро мы бы достигли этой цифры до конца года.Наша пиарщица ставила цель — десятку кдекабря.А теперь ей можно просто не работать.
Что сработало —просто ваше появление в телевизоре, или все же хайп, который был на этом Евровидении?
Юля Юрина: Мы не ожидали, что будет столько информационных поводов, а просто шли показать свою музыку, а все то, что произошло дальше, не было никем предвидено или запланировано. Но сейчас практически все артисты, которые принимали участие в Евровидении, хайпанули, потому что было слишком большое количество скандалов.Но мы туда шли не за этим.У нас достаточно прозрачная и чистая карьера.
Стас Королев: Вообще, нас несколько гнетет конкурсность этого мероприятия. Музыка — не спорт, и мы с Юлей очень не любим соревнования в этой сфере. Поэтому мы постарались абстрагироваться от всего, сконцентрировались на выступлении, нашли друзей, потусили в гримерке.
А вы были готовы, что у Юли будут спрашивать о ее российскомгражданстве?
Юля Юрина: Мое гражданство игде я родилась — от этого ты никуда не денешься.Зачем скрывать тот факт, что я родилась в России?Затем я сделала осознанный выбор, где я хочудальше жить, и переехала в Украину.Я всегда готова ответить на этот вопрос.
Я была на отборе и видела ваше выступление, что у вас спрашивали.Честно — мне это немного напоминало допрос.Затем, когда вы вышли в пресс-зону и давали комментарии журналистам, они задавали одни и те же вопросы.Вышло так, что ваша музыка, к слову, строящаяся в том числе на украинском фольклоре, стала не такой ужважной по факту.
Юля Юрина: Мы тогда понимали, что раз все закрутилось втакую сторону, то вопросы неизбежны. Людям это наболело.Они хотят четкого ответа и от артистов, и от всех остальных людей.
Стас Королев: И даже жаловаться нет смысла, что музыка [оказалась] на втором плане. [Ведущий Сергей]Притула озвучиваетмысли, которые в головах у людей.Хотя если бы был бы договор, что мы только о музыке, то, возможно, мы бы могли избежать скандала.
Участник дуэта YUKO Стас Королев в студии Громадского. Киев, 7 марта 2019 года.Фото: Громадское
Вы говорили после Евровидения, что у артиста должна быть позиция и если ты вне политики — это тоже позиция.Не получается так, что позиция становится важнее, чем музыка?
Стас Королев: Любой публичный человек является ретранслятором каких-то идей.Мы в первую очередь музыканты, и мы проверяем себя, готовы ли мы заниматься активизмом или погружаться в какие-то политические темы.Но если возникают вопросы, отмалчиваться невозможно.
Юля Юрина: Мне кажется, что даже через нашу музыку можно прочувствовать и понять нашу позицию, потому что мы поднимаем социальные вопросы, которые нас беспокоят.У нас местами агрессивная музыка, которая является отражением всего, что влияет на нашу жизнь.
Получается так, что когда у молодого музыканта не та позиция, которая воспринимаетсяобществом, то он закрывает себе путь, даже если у него хорошая музыка?
Юля Юрина: Если у него очень четкая уверенная позиция, за ним последует какая-то часть аудитории.
Но все мы помним, например, случай Ивана Дорна. После его интервью я его в Украине стала видеть меньше.Это человек, позиция которого изменила его карьерув Украине,хотя за рубежом у него все хорошо.Не мешает ли это на самом деле развиваться музыке в Украине?
Стас Королев: Было бы лучше, если бы обстановка в стране, и политическая, и социальная,была бы спокойнее.Но, с другой стороны,именно в беспокойные, революционные времена сочинялась самая лучшая музыка.Музыка во многом всеже является отражением того, что происходит в обществе. Может, пробиться артисту стало значительно сложнее. Но входные данные, чтобы стать большим артистом, сейчас очень хорошие.
Юля Юрина: Вот, опять же, группа«ЦеШо»—они, как раз-таки являются прямым отображением всего того, что происходит в стране. Вся их музыка—я была на их концерте— ты видишь, что хотят донести люди и как позиция маленького человека в этом большом мире сейчас проявляется и может ли она вообще проявиться... Они та группа, которая заслуживает массовость, чтобы люди понимали и принимали ту музыку.
С какими сложностями сейчас сталкиваются молодые музыканты, пытаясь пробиться?
Стас Королев: Люди как делают?Они копят-копят и идут на один концерт какого-то большогоартиста, который приехал из-за границы, которого они ждали 10 лет.Артисты менее известные в стране имеют меньше возможностей монетизироваться. У нас нет культуры ходить на концерты просто после работы как досуг, ради развлечения.В той же Европе люди, которые ходят на концерты — это более возрастная категория от 20 до 40 лет, средний класс (Юлия: рабочий класс).Они снимают галстуки, идут на концерты, пьют там пиво, покупают обязательно диски, мерч.Я знаю, что артисты зарабатывают на этом даже больше, чем на продаже билетов.Мы же в Украине зарабатываем только на билетах на концерт.Это, пожалуй, главная сложность.
Юля Юрина: Общество считает, что артист не должен зарабатывать.Ты слушаешь музыку на радио, на концертах.Но когда доходит до того. что артист хочет монетизировать свое творчество, люди такие: «Ачего это?». Хотя это такая же профессия, как уборщик, как инженер, как оператор, как массажист и т.д.Причем сейчас созданы рамки, определенные каноны, которые людям привычны и не позволяют новой музыке массово распространяться.
Стас Королев: Это опять-таки связано с ситуацией экономической в стране. Телеканалы, которые транслируют музыку, боятся сделать что-то, что снизит их рейтинги. Так же как и артисты, которые уже окрепли, боятся рисковать и делают то, что точно зайдет, а не что-то экспериментальное. Для нас про заработок речь не идет, речь о том, чтобы мы могли обеспечить себе просто возможность заниматься тем, чем занимаемся. Мы могли бы делать музыку, которая принесет деньги.Но тогда это будет не наша жизнь, а бизнес-проект.
Вы не ездите в Россию.Что вы теряете, когда отказываетесь от такого большого рынка?
Юля Юрина: Большие средства.
Стас Королев: С одной стороны.
Но с другой, те время и силы, которые артист тратит на то, чтобы договориться о концертах в России и ездить туда, это же можно тратить и на то, чтобы ездить в Европу.Мы с самого начала договорились, что хотим стать мировой музыкой, выступать и в Европе, и в Японии, и в Южной Америке. Я лично хочу путешествовать. Других шансов это делать у меня нет.
Юля Юрина: Вместо России у нас появились и Будапешт, и Польша. Просто сместился вектор, куда мы будем двигаться.И все.
Участница дуэта YUKO Юлия Юрина в студии Общественного Киев, 7 марта 2019 года.Фото: Громадское
Насколько это изменение вектора популярно среди молодых музыкантов?Дело исключительно в политике?
Стас Королев: Мне кажется, что да.Если бы люди не испытывали негатив из-за того, что Россия унас забрала Донбасс, Крым, Луганск, я думаю, артисты по возможности ездили бы туда.Это действительно рынок. Мне кажется, что из-за политической позиции. Но еще и из-за осуждения со стороныобщества и лидеров мнений.Артисты не хотят, чтобы их ругали.
Получается, что артист вынужден от этого отказываться, потому что к нему могут прийти радикальные активисты или начнется какой-то хайп в Фейсбуке.
Стас Королев: Но есть и объективные причины не ездить в Россию.Поскольку ты артист, ты публичная личность.Ты приезжаешь в Россию и всем заявляешь: ребята, у нас все хорошо.
То, что музыканты не ездят в Россию — это хорошо или плохо?
Юля Юрина: Для Украины это хорошо.
Стас Королев:Для украинской музыки это тоже хорошо, потому что музыка отделяется от большого рынка, становится более самостоятельной. Поскольку многие музыканты начинают смотреть на Запад, а там наша музыка людям нравится, я считаю, что это будет полезно в будущем.
Юля Юрина: Когда мы ездили выступать в Будапешт, мы послушали репертуар, который они исполняют.Это музыка для счастливых людей с достатком.То есть она не была такая «подорванная», резкая и необычная.
Мы поняли, что зритель голоден.Они уже устали от того, что уже слышали много раз.Люди стояли с огромными глазами, рисовали нам сердечки, кричали «Слава Украине», учили тексты наших песен.Они чувствовали нашу энергетику и понимали наш посыл. Музыка— это универсальный язык.
Стас Королев: И в отношении России — это хорошо, если ты становишься более самостоятельным. Потому что мы знаем, что в российском шоу-бизнесе есть много украинских артистов.Они переезжали туда, потому что глобально относительно Украины центром все равно была Москва.Нам действительно нужно становиться самостоятельным рынком, а не придатком.
Участник дуэта YUKO Стас Королев в студии Громадского. Киев, 7 марта 2019 года.Фото: Громадское
Что вы думаете о квотах на украинскую музыку?
Стас Королев: Хороший вопрос.Вся цензура и все запреты — это плохо.Однако нельзя не отметить, что для украинской музыки есть некоторые положительные «сдвиги».
Юля Юрина: Однако у нас много артистов, которые сочиняют тексты и на русском, и на английском языках, и еще на французском, немецком, они делают музыку мультикультурной.Поэтому для артистов, которые делали качественный музыкальный продукт, сейчас закрыты двери.
Из-за украинских квот, на мой взгляд, быстро наштамповалисьразныегруппы, которые абсолютно не имеют культурной или музыкальной ценности.Они просто создали что-то быстрое, что-то«хавабельное»,по канонам и на украинском языке, отправили это на радио. И сейчас в большинстве на радио можно услышать очень много шлака.
Стас Королев: Но тем не менее, среди всех артистов, кто поет на украинском языке, есть и те, кто не получали до этого доступа, а сейчас получили. Вопрос противоречивый.На мой взгляд, это крайняя мера, которую сразу же, как только будетвозможность и резон,надо убирать.
Нет у вас такого мнения, что государство пытается искусственно музыку политизировать, закинуть в какие-то рамки, сделать ее такой, чтобы она шла по какому-то государственному курсу?
Стас Королев: Скорее это побочный эффект.Цель — чтобы было больше украинского.Просто принуждение — это не самое лучшее, что можно сделать.
Еще до квот этот тренд перехода на украиноязычную музыку и так наблюдался в украинском обществе.Поэтому возникает вопрос — насколько было правильно со стороны государства как-то это подогнать.
Стас Королев: Кажется, использовали не все методы, можно было не запрещать, а поощрять.То есть более мягко способствовать распространению украинского языка.
Юля Юрина: Мы вдохновляемся украинским народным фольклором.Украина — это страна, где каждый регион имеет свои особенности: языковые, исторические. Он впитываетв себя язык, который может прилегать — Венгрия, Россия, Беларусь. Диалектов очень много, и каждое село говорит по-своему.Под украинскиеквоты подлетела, например, наша песня «Маша», которая была написана в Чудновском районе Житомирской области, старообрядческое село Русские Пилипы (теперь переименована в Пилиповку).
У этой деревни есть собственныйдиалект, который очень прочно сплетен с украинским языком, но там есть русизмы, и под квоты в итоге песня не подошла.Песня, которая была записана в Украине на украинской территории, от людей, которые идентифицируют себя украинцами.Так же мы сталкивались с фольклористами, которые отвечают за украинские национальные костюмы, когда существовали украшения: бусы, кораллы и дукаты.Дукатыпроисходили еще с Российской империи, и в одной из съемок начался скандал из-за того, что на этих дукатах изображены двуглавые орлы.Но это то, что нашли.Украинские квоты имеют свои нюансы, потому что у насисторию никуда не денешь.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:YUKO: Мы переосмысливаем украинские народные песни в рамках современной музыки
Этот материал также доступенна украинском языке.
Подписывайтесь на наштелеграм-канал.
- Поделиться: