У МВФ нет оснований отказать Украине в финансировании из-за военного положения
В 2014 году во время начала конфликта на Донбассе аргумент неполучения Украиной кредита от МВФ сыграл ключевую роль против введения военного положения. В конце 2018 года должна начаться новая программа помощи от фонда, но теперь этот аргумент уже не звучит. Ведь ничто не запрещает Украине получить деньги.
Любомира Ремажевская, Ярослав Винокуров
В 2014 году вначалеконфликта на Донбассе аргумент, что Украина может не получить кредитот МВФ сыграл ключевую роль против введения военного положения. В конце 2018 года должна начаться новая программа помощи от фонда, но теперь этот аргумент уже не звучит. Ведь ничто не запрещает Украине получить деньги.
«Странам в состоянии войны МВФ не дает денег. Об этом никто не думает, когда задает сегодня вопрос о военном положении», —сказалв июле2014 года Порошенко. Впоследствии о том, что на время действия военного положения останавливается вся внешняя финансовая помощь, президент вспоминал неоднократно.
За Порошенко этот тезис повторяли и другие. В частности, нардеп, председатель комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Пашинский. «Нам МВФ как стране, которая воюет, скажет, что денег не дадим, потому что есть устав Международного валютного фонда. Мы очень нуждаемся сейчас в финансовой помощи», —рассказывал он в эфире «5 канала» в начале 2015 года. Поэтому, если исходить из слов президента, жертвой военного положения может стать новая 14-месячная программа финансирования МВФ на $3,9 млрд. Украина выполнила основные условия подписания, в частности, повысила цены на газ для населения с 1 ноября и приняла госбюджет на будущий год 23 ноября с минимальным увеличением социальных стандартов. Предполагалось, что программуутвердят во второй декаде декабря, а первый транш кредита — $1,5 млрд — мог поступить на счет НБУ еще до конца года.
Громадское проанализировало учредительные документы МВФ. И никакого предостережения о предоставлении финансовой помощи стране, где ввели военное положение, или же находящейся в состоянии войны, там нет.
Стоит отметить, что согласно уставным документам и МВФ, и Всемирный банк (который является вторым по объему кредитором Украины), должны руководствоваться экономическими основаниями.
Подтверждают намерения и в самом МВФ: в фонде уже заявили, что готовы сотрудничать с Киевомдаже в условиях военного положения, отметив, что у них уже была практикасотрудничества со странами,где были военные конфликты. МВФ отметил, что считает важнымналичие плана реформ в стране, а также соответствие действий власти реализации этогоплана.
О том, что в МВФ нет подобных опасений, а главное для фонда — реформы, еще в 2014 году отмечал представитель МВФ Жерар Ваше. А также писалряд аналитиков. С тех пор позиция фонда не изменилась. «Текущую ситуацию мы не комментируем, ведь не видим даже проекта указа президента, —говорит советник по вопросам государственных финансов представительства МВФ в Украине Игорь Шпак. —Но по этому поводу высказывался предыдущий представитель МВФ в Украине Жером Ваше. С тех пор юридически ситуация практически не изменилась».
Впрочем, ближе к обеду 26 ноября киевский офис МВФ сменил позицию на более осторожную. По информации «Украинских новостей», сначала на их запрос в киевском офисе МВФ предложили взять за источник цитату бывшего представителя МВФ в Украине Жерома Ваше от 28 октября 2014 года. Тогда тоже обсуждалось введение военного положения. Но впоследствии в киевском офисе МВФ заявили, что не предоставляли комментариев по поводу возможного введения военного положения в стране.
В то же время Bloomberg со ссылкой на источники пишет, что введение военного положения правительством Украины не станет «препятствием» для получения дальнейшей финансовой помощи от фонда: «МВФ обнародует официальное заявление в Украинепозже в понедельник. Заявитель, который базируется в Вашингтоне, должен будет изучить предложенный закон о военном положении, если его примут», — сообщают в киевском офисе.
Кроме того, действительно, МВФ неоднократно предоставлял займы странам, которые находились ввоенном положении. Например, Ираку в 2005-м, а затем и в 2010 году. Примеры такого сотрудничества приводит директорцентра «Новая Европа» Алена Гетьманчук:
В каких только критических ситуациях МВФ за свою историю не предоставлял средства странам. От военных диктатур в Аргентине, Бразилии, Чили, Таиланде и ситуаций, когда в странах шли гражданские войны и, наконец, — то, что абсолютно релевантно в нашем случае — домеждународныхвооруженных конфликтов и войн между странами (Сирия формально в состоянии войны с Израилем с 1973 года, в Пакистане замороженный конфликт с Индией из-за Кашмира, который перерастал в войну трижды, война между Сомали и Эфиопией, захват Индонезией Восточного Тимора).
Например, во время войны в Хорватии в 1991-1995 годах, Всемирный банк выделил заем на проекты по восстановлению и модернизации разрушенной инфраструктуры, а также промышленных и сельскохозяйственных объектов, а МВФ заключил соглашение о предоставлении кредита stand-by, и в течение 1994- 1995 годовперечислил несколько траншей.
Положительного ответа от МВФ ожидают и аналитики. Член Украинской ассоциации финансовых аналитиков Виталий Шапран пишет:
«Формально в МВФ нет запретов на кредитование стран, в которых объявили военное положение. На практике считается, что МВФ не должен финансировать войну, но Украине это не грозит, ведь мы меняем программу EFF на stand-by, которая не предусматривает, что кредит фонда может попадать в бюджет страны. Весь stand-by идет в золотовалютные резервы НБУ и не имеет никакого отношения к доходам госбюджета, наоборот этот кредит еще нужно обслуживать. Поэтому из-за военногоположения максимум могут перенести рассмотрение вопроса по Украине на Совете директоров с ноября на декабрь, но я думаю, что они даже этого не будут делать».
А если не дадут? Как мы уже писали выше, Украина в 2019-2020 годах должна расплачиваться с кредиторами, поэтому сотрудничество с МВФ очень важно. Выпуск еврооблигаций частично снял эту нагрузку — $1,5 млрд направили на досрочное погашение этих долгов, и платить осталось меньше, хотя суммы все еще очень значительные — около $7,6 млрд за следующие два года. Поскольку в МВФ до сих пор не приняли решение о предоставлении Украине очередного транша, денег мы можем так и не увидеть.
Но кредит МВФ — это еще и риски для других внешних заимствований. «Зависли» заимствования от ЕС на полмиллиарда евро, Всемирного банка и других международных организаций, которые должны были поступить в госбюджет. Ведь эти организации ориентируются именно на позицию МВФ. Во Всемирном банке на запрос Громадского ответили, что пока ситуацию не комментируют.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Оборона, социалка и долги: на что в Украине потратят государственный бюджет-2019
В главной смете государства заложили минимум 345 млрд гривен ($12 млрд) поступлений для финансирования бюджета и расчета с долгами. Если средства не выделят, правительству придется сокращать расходы, ведь все эти заимствования просчитали в бюджете на следующий год. Минфин мог бы компенсировать их, выйдя на международные рынки с евробондами, но военное положение автоматически повысит проценты по государственному долгу Украины в несколько раз, что можно заметить по реакции рынков на столкновение в Керченском проливе.
Если же финансирование из-за рубежа прекратится, в правительстве ожидают дефолт, то есть несостоятельность рассчитаться по долгам. «Невыполнение условий фонда поставит Украину на грань дефолта. Нас забросили в серьезную долговую яму. Очевидно, что экономика растет, но у нас на плечах такой долг, который мы сами не можем выплатить», —отмечал премьер-министр Владимир Гройсман еще в сентябре.
- Поделиться: