«Мы открываем не только двери и город, но и сердца». Как во Франковске проводят экскурсии для вынужденных переселенцев

Шесть лет назад Мария Козакевич основала общественную инициативу по реставрации старых дверей Ивано—Франковска. Перенимать опыт к ней приезжали из Мариуполя и Харькова, она поддерживала связи с херсонскими общественными деятелями. Теперь названия этих городов для нее звучат иначе ― Мария принимает в своем городе уже не коллег, а переселенцев, вынужденно покинувших дома из—за нападения росии.
«От этого нам становится легче, лучше, теплее»
Дважды в неделю Мария Козакевич приводит группу людей в дом на улице Сотника Мартынца, чтобы рассказать историю про дверь. Казалось бы неприметная, коричневая деревянная дверь с резьбой над входом. Фрукты, ягоды, листья — Мария, смеясь, называет это борщевым набором. Но в ее рассказе нет и тени шутки.
«Одна молодая девушка стала меценаткой второй раз, и мы выбрали эту дверь для реставрации перед войной. Конечно, после 24 февраля все остановилось, но потом мы решили возобновить работу — наши реставраторы, которые пошли в ВСУ, сказали, что мы должны завершить эту дверь. Когда мы ее поставили на место, меценатка поискала информацию о названии улицы, и оказалось, что сотник Мартынец был солдатом, установившим украинский флаг на Львовской ратуше во время Ноябрьского восстания 1918 года. Поэтому мы говорим, что это наша победная дверь, потому что в каждом украинском городе и селе должен быть украинский флаг».

Аудитория Марии сейчас — переселенцы со всех уголков страны, для которых она проводит экскурсии по Ивано-Франковску.
Мария Козакевич — основательница инициативы «Франковск, который надо беречь». За шесть лет команде удалось отреставрировать 40 дверей.
Через две недели после начала полномасштабного вторжения муж Марии отправился на фронт. Она осталась с тремя детьми. Несколько недель не могла прийти в себя, но когда наконец удалось, начала искать способ помочь тем, кто приехал в Ивано-Франковск из-за войны. В апреле таких только в городской громаде было около 40 тысяч. Мария подумала: наверное, они приехали растерянными в новый город и не знают, какой он, рады ли им местные, можно ли чувствовать себя уверенно. Поэтому и решила проводить для вынужденных переселенцев экскурсии по маршрутам восстановленных дверей.

Экскурсии Мария проводит каждые выходные, в субботу и воскресенье. Приходят люди из Киева, Бучи, Гостомеля, Харькова, Херсона, Днепра, Одессы, Николаева, Запорожья, Донецкой и Луганской областей. К более чем 50 таким прогулкам уже присоединились сотни переселенцев, некоторые приходят по 3-4 раза, чтобы посетить все четыре маршрута.
«Люди говорят, что им на экскурсиях уютно, — говорит Мария. ― Это глоток чего-то хорошего и доброго среди происходящего вокруг. Мы так и назвали экскурсии ― “Открывая двери, открываем город”. Оказалось, мы еще и открываем сердца. И от этого нам становится легче, лучше, теплее».

«Ты все сможешь»
С началом полномасштабного вторжения Мария взяла за привычку вести «рубрику добрых новостей» и на своей странице в фейсбуке. Пишет туда истории с экскурсий, прогулок по городу, о себе и новых друзьях. О гостях — потому что слово «переселенцы» не любит.
Пишет историю о женщине из Мариуполя, чья мама жила в доме рядом с отреставрированной синей мариупольской дверью. «Она пришла третий раз на экскурсию и сказала: “Маричка, я только на минутку!” Принесла два фото и говорит: “Мой муж сейчас в оккупированном Мариуполе, я попросила его сфотографировать вторую отреставрированную дверь, она еще сохранилась! Здание двухэтажное, второй этаж уже разрушен, но первый уцелел, и красная дверь тоже! Фото он выслал мне, я их здесь во Франковске распечатала и принесла вам. Знаю, вам это важно».

Пишет о новых подругах, вынужденно приехавших в Ивано-Франковск: «Великолепные барышни из Харькова, Херсона и Киева живут здесь со своими семьями, планируют свои дела и работу уже в новом городе. Мне сложно представить, как они чувствуют себя вдали от своих домов. Мы познакомились на моих экскурсиях и как-то сразу сдружились. Очень хочу, чтобы Франковск был для них уютным, теплым, гостеприимным. Чтобы он тоже стал для них Домом. Сегодня мы запланировали чисто женский завтрак — детей развезли по садикам, отложили ненадолго все дела и любовались видами города за чашкой кофе, мятного чая и домашнего пирога с румбамбаром (ревень, — ред.)».
Пишет о 30 курсантках из Луганской области: «Они всего на несколько лет старше моей дочери, вдали от своего дома, от своих родителей, вокруг война, а они еще такие юные, такие красивые и светлые. Им нужны не только знания о городе, архитектуре или истории. Им нужно услышать по-матерински сказанное “ты все сможешь”, “мы победим”, “себя нужно любить и уважать”».
«Советская власть отбила у нас любовь и уважение к себе»
Каждая экскурсия начинается в общественном ресторане Urban Space 100, Мария — его соосновательница. Пока компания собирается, дети радостно считают, насколько увеличились потери оккупантов ― на витрине висит плакат с ежедневно обновляющими цифрами.
Именно здесь висели первые афиши о том, что Мария проводит бесплатные экскурсии. Здесь же была и большая волонтерская кухня – ресторан возле вокзала часто становился первым местом отдыха для новоприбывших.

Первая остановка на всех маршрутах — обычно Белый дом, местная администрация на площади рядом. Мария говорит: «Люди удивляются, что именно в этом месте я начинаю рассказывать историю основания Ивано-Франковска, тогда Станиславова. Но именно здесь в 1970-х был предпоследний бастион, старая городская стена, которую уничтожила советская власть, чтобы стереть наши корни».
Мария рассказывает о том, как россияне, будучи советской властью, уже уничтожали город. В том числе и историю об их приходе в Ивано-Франковск, которую ей рассказала 90-летняя соседка. О том, что вели себя так же, как нынешние оккупанты: были дикие, голодные, воровали все, что видели, ломали. Их удивляли «ноцники», то есть ночные горшки, и не зная применения, россияне в них кипятили молоко. Местная норма жизни для оккупантов была роскошью.
«Советская власть отбила у нас любовь и уважение к себе, ощущение того, что мы здесь хозяева, — говорит Мария. — И мы до сих пор выходим из дома хорошо наряженными ― но в грязный подъезд. А должны чувствовать, что все вокруг — наше, и мы несем за это ответственность. Эта любовь к себе и своей истории должна вырасти в каждом из нас».

На экскурсиях Мария говорит не только об архитектуре. Эти слова о том, чтобы быть хозяевами в своем доме, зазвучали для нее совсем иначе — теперь они слышатся еще острее, еще глубже, и в этот момент она не стесняется плакать вместе с теми, кто пришел послушать про город и двери. Не стесняется плакать вместе с теми, кто тихим голосом говорит: «Мы из Донецкой области». Обнимает, просит приходить еще. Договаривается, что после победы будут ездить в города друг друга и заново открывать их для себя.
«Мне кажется, что когда мы так встречаемся, то еще сильнее начинаем ценить свои города, — говорит Мария. ― И люди очень радуются, когда узнают, что на экскурсии есть еще кто-то, например, из Харькова или Краматорска. Но сходимся мы потому, что у нас есть общие ценности. И у многих из нас мужья ушли на фронт, и мы говорим о том, как переживаем это».
«Мы реставрируем не двери, а историческую память»
Скоро в Ивано-Франковске отреставрированных дверей станет больше. Их практически подарит Харьков: переселенцы-владельцы кафе хотят открыть заведение уже в Ивано-Франковске и планируют отреставрировать двери в соседенем доме. А неподалеку появится дверь с сердцем — такой подарок своей девушке-франковчанке хочет сделать парень из Харькова. Он запланировал его еще до войны, а сейчас возобновляет проект по реставрации — теперь хочет, чтобы это была еще и благодарность Ивано-Франковску, который принял столько людей из его родного города.
Эта дверь тоже станет частью маршрутов. А пока за ними — и разрисованные потолки, и стеклянные крыши, и плитка, и закрученная лестница. Заходя в один подъезд с таким потолком, Мария говорит в заключение: «Мы реставрируем не дверь, а историческую память, возвращаем горожанам понимание их корней. Мы здесь живем, мы здесь хозяева. И если люди голыми руками останавливают танки, потому что это их земля, то все должны иметь смелость, чтобы бороться за каждую нашу улочку, каждый дом. Мы должны это все беречь».

- Поделиться: