«Мы вернемся, когда будет безопасно». 45% украинцев планируют оставаться в Польше еще год после войны

Девушка-беженка с собакой в бумажной коробке на территории пункта для беженцев
Девушка-беженка с собакой в бумажной коробке на территории пункта для беженцевЕвгений Кравс / УНИАН

Многие украинские беженцы, которые нашли убежище в Польше, в ближайшие годы не вернутся домой. Этому способствуют жизненные перспективы за границей. С 1 апреля вынужденные переселенцы могут подавать документы на карту побыту — разрешение на временное проживание в этой стране. Речь идет о тех, кто официально трудоустроен или открыл бизнес. Такие изменения предусматривает спецзакон о помощи спасающимся от войны украинцам.

Сколько граждан Украины не вернутся домой и как это повлияет на возможность получить разрешение на временное проживание в Польше — в материале hromadske.

Мария Кузенко, руководитель отдела легализации Миграционной платформы EWLпредоставлено hromadske

Более 1,5 миллиона вынужденных переселенцев из Украины нашли временное убежище в Польше. Таковы данные Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. 82% трудоспособных украинцев, выехавших из-за войны, в Польше нашли работу. Речь идет прежде всего о женщинах. Об этом свидетельствуют данные исследование «Военные беженцы из Украины. Год в Польше».

Главным фактором, который помог украинцам интегрироваться на польском рынке труда, стали изменения в законодательстве. Они упростили процедуру легализации пребывания и трудоустройства. Теперь работу, на которую нанимали в большинстве своем мужчин, поляки пытаются адаптировать под женщин — чтобы привлекать украинок и таким образом уменьшить дефицит рабочей силы. Скажем, один из заводов летом автоматизировал производство, чтобы грузы с пола на линию поднимали машины и не было необходимости делать это руками.

По словам Марии Кузенко, руководитель отдела легализации Миграционной платформы EWL, 45% беженцев из Украины планируют остаться в Польше по крайней мере на год или несколько после войны. В марте 2022 года о таком желании заявляли 31% беженцев.

«Остаться в Польше на постоянное проживание намерены 6% граждан Украины, прибывших сюда из-за войны. Почти треть, 32% беженцев хотят как можно быстрее вернуться в Украину. Еще 16% не знают о своих планах», — рассказала Мария Кузенко.

На решение остаться на несколько лет влияют разные факторы. Во-первых, психологический: после окончания войны люди некоторое время будут ждать, чтобы убедиться, что в Украине безопасно.

Оксана Пестрикова, координатор консультационного пункта в Украинском доме в Варшавепредоставлено hromadske

«Половина беженцев прибыли в Польшу в феврале-апреле прошлого года, когда россия совершала самые страшные преступления и они были свидетелями этого. Они хотят иметь гарантии, что это не повторится», — отметила Мария Кузенко. Во-вторых, по ее словам, большинство беженцев нашли работу в Польше, устроили детей в сады, школы и университеты, открыли бизнес и получают образование в этой стране. Им нужно время, чтобы сделать выбор: завершать дела и возвращаться в Украину или оставаться в Польше.

«В-третьих, некоторым некуда возвращаться, дом разбомблен или человек потерял семью, — рассказывает Мария Кузенко. — Сейчас сложно оценить, какой процент официально трудоустроенных украинцев оформит карту побыту. Но для них это долгосрочные гарантии легального пребывания в Польше».

Координатор консультационного пункта в Украинском доме в Варшаве Оксана Пестрикова убеждена: чем дольше человек находится за границей, тем сильнее будет хотеть остаться. По ее словам, все больше украинских беженцев обращаются за консультацией по поводу возможности подать документы на карту побыту.

«“Карта побыту” — это народное название. Речь идет о Разрешении на временное пребывание (по-польски Zezwolenie na pobyt czasowy, — ред.). Этот документ дает право человеку легально находиться в стране некоторое время, обычно от трех месяцев до трех лет. В зависимости от того, какие у человека есть документы и подтверждения», — отметила Оксана Пестрикова.

Подаваться на карту временного пребывания могут только те, кто официально трудоустроен, выполняют высококвалифицированную работу или имеют бизнес в Польше. Остальные пока не имеют такой возможности, даже если у них есть статус временной защиты PESEL UKR.

С лета прошлого года для граждан Украины был введен электронный документ Diia.pl. Это фактически электронная карта побыту. Он исполняет роль вида на жительство, которое вместе с проездным документом используют для пересечения внешней границы ЕС.

Фактических преимуществ карта временного пребывания не дает. Разве что по сравнению с Diia.pl считается более надежным документом, отмечает специалист.

«Например, из-за сбоев в системе были проблемы с электронным документом при пересечении границы. А карта временного пребывания — это пластиковый документ. Но если мы говорим о пересечении границы с картой побыту и визой (для тех, кто не имеет биометрического паспорта, — ред.), то для визы нужны документы, подтверждающие цель визита. С картой временного пребывания  — нет, ее выдают на основании договора с работодателем»,— пояснила Оксана Пестрикова.

Украинцы надеются, что поляки упростят процедуру получения карты побыту для беженцев. Хотя в Консультационном центре Украинского дома говорят: пока сложно понять порядок, нет никакой информации, как будет выглядеть упрощенный список документов. Предполагается, что облегченная процедура означает, что даже если у человека нет какого-либо документа, он получит карту временного пребывания на год. То есть украинцам не будут отказывать.

Координатор консультационного пункта в Украинском доме в Варшаве убеждена, что люди будут подаваться на карту побыту, потому что они стремятся иметь уверенность в завтрашнем дне.

Юлия Гундариева, которая с началом полномасштабной войны уехала из Днепра и работает в Варшаве кондитером-декораторомпредоставлено hromadske

Чтобы понять настроения среди беженцев, мы обратились к нескольким украинкам.

Журналистка Наталья Ряба выехала с детьми из Киева в Польшу в начале полномасштабного вторжения россии в Украину: «Я хотела сделать карту временного пребывания, потому что не понимаю, что будет после 24 августа 2023 года — даты, до которой будет действовать временная защита для украинцев. Мы не знаем, продлят ли убежище в Польше. Но я отказалась от этой идеи. Карту можно оформить только на взрослого, имеющего работу. Что будут делать мои дети, я не знаю».

Украинка Татьяна Иванская находится в Польше с детьми с самого начала полномасштабного вторжения россии. Она тоже не планирует подаваться на карту временного пребывания: «Я летом хочу вернуться домой. Нынешний статус меня устраивает. Не устаю благодарить Польшу за все возможности. Мои дети учатся в школе. Мы можем путешествовать, познакомились с интересными людьми».

Другая позиция у Юлии Гундариевой, которая после начала большой войны уехала из Днепра и работает в Варшаве кондитером-декоратором. Для нее главное — безопасность дочери, которая учится в польской школе, а параллельно дистанционно в украинской. Женщина будет подавать документы на карту временного пербывания.

«У меня есть временная защита. Но после 24 августа этот статус могут не продлить. А для меня это важно, потому что у меня есть долгосрочная договоренность о работе. Поэтому будем подаваться», — рассказала Юлия.

Она интересовалась, какие документы нужно собрать.

«Весь пакет будут выдавать на работе. Мы это уже обсуждали с работодателем. Он заинтересован, чтобы я работала, поэтому предоставит необходимые бумаги. У меня есть соглашение на три года. Надеюсь, что и карту дадут на долгосрочный период», — отметила Юлия.

В Днепре у нее осталась квартира. Видит ли она свою жизнь в Польше, пока не знает: «Хочется домой. Скучаем. И поедем, когда будет безопасно».

Материал подготовлен с помощью MediaPort Warsaw, хаба для украинских журналистов в Польше и при поддержке международной инициативы Media Lifeline Ukraine.