Остановка поезда Киев — Лисичанск на станции Лисичанск, дальше он идет до конечной станции — Попасная, Луганская область, 11 июля 2020 года
Фото:

Иван Бухтияров/hromadske

Впервые за шесть лет войны пассажирским поездом можно доехать до города, расположенного вплотную к линии разграничения. Укрзализныця продолжила маршрут поезда №020 Киев — Лисичанск к Попасной. Журналист hromadske проехался первым рейсом и узнал, что значат для прифронтовых городов пассажирские поезда, почему первый из них запустили только сейчас и сколько людей будут им пользоваться.

***

«Исчез отец Федор. Завертела его нелегкая. Говорят, что видели его на станции Попасная, Донецких дорог. Бежал он по перроне с чайником кипятка», — писали Ильф и Петров в «Двенадцати стульях» о священнике-авантюристе.

Во время прошлогоднего фестиваля «З країни в Україну» отцу Федору установили мемориальную доску, ведь на станции действительно сохранилась кубическая постройка, где он мог разжиться кипятком. А теперь впервые за шесть лет здесь прозвучало немного забытое объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте внимательны и осторожны! На первый путь прибывает скорый фирменный поезд сообщением Киев — Попасная. Нумерация вагонов начинается с хвоста поезда».

С начала войны конечной была станция Лисичанск. Теперь 20-тысячная Попасная, расположенная в 4 км от линии разграничения, имеет прямую связь с Киевом. Это первый случай за шесть лет войны, когда пассажирский поезд доезжает до прифронтового города.

Первый пассажир в Попасной

«Маршрутками трудно добираться -— часов пять. Сначала ехала к Горскому, а оттуда уже в Попасную. Ранее к нам пригородные поезда ходили, но из-за карантина их отменили», — говорит Наталья, дежурная по станции «Лисичанск», которая только что приобрела билет на поезд.

Пассажирка покупает билет до Попасной на поезд Киев — Лисичанск в кассе на станции Лисичанск, Луганская область, 11 июля 2020 года
Фото:

Иван Бухтияров/hromadske

Пустой зал ожидания на станции Лисичанск, Луганская область, 11 июля 2020 года
Фото:

Іван Бухтіяров/hromadske

Из Киева в Попасную доехал только один пассажир. Остальные — председатель ОГА Сергей Гайдай, две съемочные группы и журналист hromadske, подсели уже в Лисичанске. Первый за 6 лет пассажирский поезд на перроне встречает чуть ли не весь коллектив станции.

Согласование продления маршрута поезда №19 / 20 до Попасной, по словам Гайдая, заняло 3 три месяца. Однако он уточняет: речь шла не только об этом поезде, но и о других поездах, которые сейчас следуют до Лисичанска. В ответ на запрос hromadske, Укрзализныця сообщила, что пока получили согласование командующего ООС только на поезд Киев — Попасная.

Председатель Луганской ОГА Сергей Гайдай в купе поезда Киев — Лисичанск, Луганская область, 11 июля 2020 года
Фото:

Иван Бухтияров/hromadske

Станция Попасная: новая конечная

Председатель Попаснянской РГА Роман Власенко говорит, что через Попасную к оккупированной части Донбасса ходили грузовые поезда. Но это было до блокады. Тогда даже рассматривался вариант открытия пассажирского сообщения с ОРДЛО.

«В 2014-2015 гг. Была идея сделать железнодорожный КПВВ, и соединить Попасную, например, из Стаханова по железной дороге. Но потом эту тему закрыли. Но до 2016 года ходили грузовые вагоны. Поэтому логистически и организационно это можно сделать», — уверяет Роман Власенко.

Пассажиры поезда Киев — Лисичанск, Луганская область, 11 июля 2020 года
Фото:

Иван Бухтияров/hromadske

Интерсити, поезд в Одессу и другие планы

Но значительно дороже и длительный проект — строительство новой железнодорожной ветки, длиной около 57 км. Она соединит станции Рубежное и Старобельск. Благодаря этому изолированная сейчас ветвь (один ее конец заходит в России, а другой на оккупированную территорию) сочетаться с общеукраинской сети. Сергей Гайдай сказал, что ориентировочная стоимость строительства — 100 млн евро.

«Строительством железной дороги мы, во-первых, спасем наши автодороги. А во-вторых, наши фермеры будут зарабатывать больше денег. Потому что логистика не будет съедать у них часть прибыли — возить по железной дороге дешевле», — рассказывает Гайдай.

Еще один вопрос — поезд в Одессу. Луганская область является единственным регионом, который в летний период не имеет железнодорожного сообщения с приморскими регионами. «Я хочу понять, насколько это целесообразно. В этом году, видимо, так, потому что другие страны закрыты, карантин. А на следующий?», — говорит Гайдай.

Продолжение поезда до Попасной, по его словам, тоже может быть невыгодным для Укрзализныци, но имеет другие цели — показать жителям оккупированных территорий, что в Украине реализуются такие проекты.

«Есть еще вопросы электрификации (железная дорога на Луганщине не электрифицирована, — ред.). Мы же надеемся, что к нам будет ходить Интерсити! Министр инфраструктуры Владислав Криклий и вицепремьер Алексей Резников это поддерживают. Поэтому я думаю, что в ближайшее время мы начнем об этом говорить как о реализации рабочего проекта», — говорит Гайдай.

Поезд Киев — Лисичанск прибыл на станцию Попасная, Луганская область, 11 июля 2020 года
Фото:

Иван Бухтияров/hromadske

***

Сергей Гайдай рассказывал о планах и проектах. Но пока реальность такова: в помещении железнодорожного вокзала станции висит историческая справка. Она утверждает, что станция заработала 1 октября 1878-го. Через нее тогда курсировали поезда по маршрутам Дебальцево — Луганск, Дебальцево — Попасная и Дебальцево — Краматорск.

Заканчивается справка устаревшей информацией о том, что через станцию ходят до семи пар поездов дальнего следования и 14 пар пригородных поездов.

«Без пересадки отсюда можно уехать в Киев, Москву, Донецк, Луганск, Полтаву, Харьков», — уверяет стенд.

На самом деле, сейчас из Попасной ходят две пары пригородных поездов (еще несколько не запускают из-за карантина) и один пассажирский поезд. И этим поездом действительно можно доехать до Киева, Полтавы и Харькова. А это уже на три города больше, чем за последние 6 лет.

На первый обратный рейс из Попасной в Киев за несколько часов до отправления продали 18 билетов. Но начальник поезда Николай Шаповал убежден, что маршрут будет пользоваться спросом, ведь в Лисичанск этот поезд едет всегда заполнен.

«Вчера, например, добавили 13-й плацкартный вагон. А когда мы после карантина начинали ездить, то было всего 10 вагонов», — подтверждает проводница Лидия Шевелева.

Независимые благодаря вам

Мы работаем независимо от политиков и олигархов. Наша журналистика существует благодаря вам. Вы можете поддержать нас, а мы можем продолжить рассказывать, что на самом деле происходит.

Поделиться: