Накажут ли недобросовестных судей: переаттестация обладателей мантий под угрозой

Накажут ли недобросовестных судей: переаттестация обладателей мантий под угрозой
hromadske

В 2019 году власти расформировали Высшую квалификационную комиссию судей и перезапустили судебную реформу. Прошло три года, новых членов ВККС до сих пор не избрали. Конкурс продолжается. Когда комиссию сформируют, ее представители должны оценить 2 тысячи действующих судей, а еще подобрать примерно 2,5 тысячи новых.

hromadske разбиралось, как не допустить провала нового оценивания и кто препятствует реформе этого процесса.

Переаттестация судей

Карьерные вопросы в судебной ветви власти определяют два органа. Один из них — Высший совет правосудия (ВСП), который назначает судей на должности, привлекает их к ответственности и увольняет. Второй — Высшая квалификационная комиссия судей, которая подбирает кадры для ВСП и оценивает судей. Без этого судья не может быть назначен на должность.

С 2015 года начался очередной этап судебной реформы. Всех украинских судей обязали пройти квалификационную оценку, которая должна была определить, соответствуют ли служители Фемиды занимаемым им должностям.К 2019-му из около трех тысяч судей, которых проверила комиссия, уволили менее одного процента.

Добропорядочным и достойным признали тогдашнего главу Одесского окружного админсуда Олега Глуханчука, который в феврале 2017-го руководил автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и агрессивно обращался с полицейскими — видео с боди-камер правоохранителей обнародовали журналисты.

Без проблем проверку прошел и глава Оболонского районного суда Киева Владислав Девятко, судивший участников Майдана. Он бросил в СИЗО одного из протестующих и лишил прав вождения автомайдановцев за поездки в резиденцию Януковича.

В отношении этих двух и многих других судей были вынесены отрицательные заключения Общественным советом добропорядочности (ОСД), однако Высшая квалификационная комиссия успешно переаттестовала служителей Фемиды. И это стало одной из причин выхода ОСД из процесса квалификационного оценивания в 2018 году.

На принятие сомнительных решений прежнего состава ВККС влиял печально известный глава ОАСК Павел Вовк. Сейчас он вместе с другими представителями расформированного Окружного админсуда должен пройти проверку комиссией, когда ее сформируют.

Независимость предыдущего состава ВККС также ставили под сомнение неформальные встречи ее членов с одиозными судьями. Например, члены квалификационной комиссии Сергей Козязков, Тарас Лукаш и Владимир Бутенко посещали день рождения заместителя главы того же ОАСК Евгения Аблова. Сам Аблов, в частности, известен тем, что вынес решение позволявшее «Беркуту» разгонять протестующих во время Революции достоинства.

Поиск «агентов перемен»

2019-го Верховная Рада расформировала комиссию из-за неэффективности работы. С тех пор оценка судей была заблокирована. Только в конце 2022 года начала работу конкурсная комиссия, которая должна избирать новых кандидатов в ВККС, чтобы она возобновила работу. Важно, что комиссия состоит из 6 экспертов, трое из которых — международные. Они имеют решающий голос при отсеивании кандидатов.

«Мы планируем в марте провести официальное заседание, на котором объявим список из 32 кандидатов, которых мы предложим ВСП для назначения, и они уже будут решать, кого назначать», — рассказал заместитель главы Конкурсной комиссии Иван Мищенко.

Из этих 32 должны выбрать 16 новых членов ВККС. Восемь из них — судьи, другие восемь — юристы, с профессиональным опытом не менее 15 лет.

«Среди кандидатов в ВККС очень мало судей, которые, по нашему мнению, отвечают требованиям добропорядочности. То есть кандидатов из числа не судей — хватает. А вот с судьями есть проблема. Закон требует, что половину состава ВККС должны составлять судьи. Комиссия должна предложить по две кандидатуры на каждую вакантную должность. Мы не видим 16 кандидатов среди судей, которые отвечают требованиям добропорядочности», — Рассказывает адвокационный менеджер «Фундации Dejure» Степан Берко.

Как отмечает Берко, если большинство претендентов, избранных в Высшую квалификационную комиссию, будут добропорядочными агентами перемен, то проблем с переаттестацией и оценкой судейского корпуса не будет. Если же их репутация будет сомнительной, то практика прошлых лет, когда добропорядочными называли неблагочестивых, повторится.

Кто боится общественных активистов?

Кто войдет в комиссию — важно, но хорошо бы рассчитывать не на новые персоналии, а заложить законодательный фундамент, который обеспечит эффективную оценку судей, считает глава Всеукраинского объединения «Автомайдан» Екатерина Бутко.

Это фундамент пытались заложить в государственной антикоррупционной программе Национального агентства по предотвращению коррупции, разработанной в прошлом году. В ней было предложено следующее: если ОСД дает отрицательное заключение в отношении судьи или кандидата на должность судьи, тот должен доказать свою добропорядочность, а решать его дальнейшую судьбу (проходит ли он переаттестацию или нет) должна не сама ВККС, а ВККС и ОСД на совместном заседании. Однако Высший совет правосудия выступил против усиления роли Общественного совета.

«На самых высоких уровнях не было и нет поддержки идеи привлечения независимых экспертов от общественности. Нас боятся, потому что есть опыт работы Общественного совета добропорядочности, который показал, что это бескомпромиссный орган, который ни с кем не договаривается», — говорит эксперт Центра противодействия коррупции и член второго состава ОСД Галина Чижик.

НАПК пошло на уступки и прописало в своей программе размытую формулировку вместо конкретики — «создать новый механизм учета выводов ОСД».

«Совет судей и ВСП сначала требовали исключения этого пункта в целом. В результате согласительных совещаний мы пришли к компромиссной, смягченной формулировке, которая позволила сохранить этот пункт и уже при его выполнении определиться с конкретным механизмом», — рассказывает заместитель главы НАПК Андрей Вишневский.

Глава ВСП Григорий Усик уверен, что Общественный совет добропорядочности должен оставаться совещательным органом, а окончательное решение о карьере судей должны принимать органы судейского управления, что, по словам Усика, является гарантией независимости этой ветви власти.

Мы спросили у главы ВСП, пропустит ли новая комиссия старых судей с сомнительной репутацией, если не ввести дополнительные предохранители. Григорий Усик считает, что новый состав ВККС будет работать более качественно.

«В настоящее время Высшая квалификационная комиссия формируется по совершенно новым принципам. Создана конкурсная комиссия с участием авторитетных международных экспертов. Подбор происходит прозрачно, собеседования с кандидатами транслируются, их может посмотреть кто угодно. Назначать новый состав ВККС будут члены ВСП, прошедшие тщательную проверку Этическим советом на соответствие критериям профессиональной этики и добропорядочности. Поэтому сравнивать с прошлым нет никаких оснований», — убежден Усик.

Кто тормозит принятие Государственной антикоррупционной программы?

Кабинет Министров должен был утвердить Государственную антикоррупционную программу (ГАП) еще до 3 февраля. Правительственный комитет, возглавляемый министром обороны Алексеем Резниковым, программу согласовал.

«Я была на встрече, где Резников, сказал: “Мы все рассмотрим — со дня на день, Кабмин проголосует”. То есть это выглядит как затягивание времени», — Рассказывает глава Всеукраинского Объединения «Автомайдан» Екатерина Бутко.

Прошел почти месяц — программу до сих пор не утвердили. Поэтому оценивать старых судей даже новые члены ВККС могут по старой системе. Следовательно, существует угроза, что судья Вовк и дальше будет принимать решения именем Украины.

«Когда квалификационное оценивание закончится, кроме инструмента дисциплинарных производств — когда судья совершает дисциплинарное нарушение и ВРП его может привлечь к ответственности — мы не имеем другого способа очистить систему от недостойного судьи. Такую задачу должно было бы вsполнять квалификационную оценку выполнить. Поэтому если мы сейчас переаттестуем всех по старым правилам, то зачем нам вообще говорить о реформе?» — резюмирует эксперт Центра противодействия коррупции Галина Чижик.

Также в ГАП определили необходимость новых единых критериев оценки судей и кандидатов на должность судьи. Их должны разработать все причастные к процессу органы.

«Если бы правительство приняло ГАП в ближайшее время, такая возможность (начать квалификационное оценивание по новым правилами, — ред.) еще была бы. Нормы, касающиеся судебной реформы, могли бы пойти одними из первых. Потому что она сейчас в активной фазе. Менее всего заинтересована в принятии ГАП судебная ветвь власти», — говорит заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики Ярослав Юрчишин.

К тому же нужно время на разработку и рассмотрение парламентом соответствующих законопроектов уже после принятия Государственной антикоррупционной программы

Мы направили запрос в Кабмин, чтобы получить разъяснения о затягивании решения про Государственную антикоррупционную программу, однако на момент публикации ответа не получили.