Нам придется менять работу полиции по сути. Или продолжить список стран, где горят перевернутые полицейские автомобили

Человек запрыгнул на капот двигающегося авто и начал разбивать в нем стекло.

Спецназ вступил в перепалку с толпой, попытался провести задержание и был избит.

Горит перевернутая полицейская машина.

Пересказ тревожных видео, мгновенно разлетающихся по сети, можно продолжать долго, но нет смысла – завтра будут новые. Как и нет смысла уточнять, где именно это происходит – время от времени это происходит везде.

Уже несколько дней лихорадит Израиль – представители эфиопской общины перекрывают дороги, что создает массу неудобств и вызывает массовые конфликты и столкновения. Люди требуют справедливого разбирательства в деле об убийстве молодого человека полицейским. Очевидно, что дело не столько в конкретном случае, как в подходе в целом – точно такие же события присходили в Фергюссоне, Сент-Луисе, Париже, Лондоне, Лос-Анджелосе, Дейтройте, Лионе  – список можно продолжать очень долго.

Справедливости ради стоит внести упомнить и Киев – ведь именно полицейское насилие сделало протест в 2014 году массовым и неотвратимым.

Все эти случаи объединены одним – люди не хотят терпеть неоправданное насилие со стороны полиции и требуют изменений. И совершенно неважно, что станет спусковым крючком – стрельба в подростка; удушение торговца сигаретами, избиение водителя или разгон мирной демонстрации  – появилась активная часть населения, которая не воспринимает насилие со стороны полиции как априори легитимную меру, по старой формуле «били (или убили) – значит было за что».

Эти люди в состоянии организоваться и выйти на улицу, что чаще всего влечет за собой массу событий, ухудшающих безопасность в целом и увеличивающую нагрузку на полицию в разы.

Бессмысленно в сотый раз писать о том, что полицейское насилие – это плохо или о том, что именно нужно сделать, чтобы его остановить. Все это писано-переписано, все рецепты и стратегические планы годами пылятся на нужных столах, все в курсе.

Проблема в том, что руководство Национальной полиции все еще не видит в этом смысла. Они уверены, что проблема в «низком статусе полицейского», «отсутствии уважения» и в том, что «нужно сделать как в США или Израиле», где полицейский не стеснятся применять силу и «поэтому его уважают».

Эти опасные мифы являются продолжением устаревшей модели, где полицейский фактически является десантником, спущенным в общину и заставляющем признать свой авторитет и полномочия силой – не физической, так административной.

Однако реальная жизнь показывает, что ни полиция США, ни полиция Израиля, ни какой-либо другой страны не могут являться безусловным примером для наследования. В первую очередь потому, что они часто также работают в рамках устаревшей модели, которая в современных условиях (видеокамеры в каждом телефоне и все охвачены социальными сетями) ведет к тем же самым результатам – бунту, поджогам, столкновениям.

И хотя, согласно исследованиям, сегодня почти каждый третий в Украине готов в том или ином виде поддержать пытки и незаконное насилие в полиции, среди оставшихся 70 % всегда найдется активная часть, готовая выйти на улицу.

Как и в США, как и в Израиле. Поэтому, рано или поздно нам придется менять работу полиции по сути. Или продолжить список стран, где горят перевернутые полицейские автомобили.