Нападения в российских школах: почему они происходят и к чему это может привести

Громадское проанализировало, как российская власть использует резонансные случаи для тотального контроля над интернетом и оправданно ли это.

В России в первые недели нового года произошло сразу несколько нападений в школах. 15 января в Перми два подростка напали с ножами на учащихся школы — в результате пострадали учительница и девять четвероклассников. 19 января в военном городке Сосновый Бор, входящем в состав Улан-Удэ (Бурятия), девятиклассник напал с топором на учительницу и учеников, предварительно бросив в них “коктейль Молотова”, а потом попытался покончить с собой. Пострадали семь человек.

Российские депутаты отреагировали на эти события единодушно, и ожидаемо призвали СМИ поменьше рассказывать о нападениях, чтобы не провоцировать новые случаи; вице-спикер Госдумы от «Единой России» Ирина Яровая теперь планирует внести в Думу законопроект, который позволит оперативнее блокировать информацию в интернете, если она несет опасность для детей. Такая реакция вполне типична для российской власти — в 2016 году, после сообщений о так называемых «группах смерти» во ВКонтакте, Яровая внесла законопроект, усиливающий ответственность за склонение детей к суициду. Громадское проанализировало, как российская власть использует резонансные случаи для тотального контроля над интернетом и оправданно ли это.

Группы смерти

В мае 2016 года «Новая газета» опубликовала расследование Галины Мурсалиевой о так называемых группах смерти во ВКонтакте, где подростков якобы склоняли к самоубийству. Они участвовали в игре «Синий кит», суть которой заключалась в выполнении разных заданий, последним из которых был суицид. По данным Мурсалиевой, минимум 130 подростков за полгода (в период с 2015 по 2016 год) покончили с собой из-за подобных групп.

Публикация вызвала большой резонанс не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Администрация ВКонтакте начала самостоятельно блокировать группы и записи, которые имели отношение к «Синему киту». Информацией, которую изложила Мурсалиева, заинтересовался Роскомнадзор и российские депутаты. Администратора одной из таких групп Филиппа Будейкина (Филипп Лис) признали виновным в подстрекательстве к суициду и 17 июля 2017 года приговорили к трем годам и четырем месяцам колонии-поселения.

Филипп Лис Скриншот: YouTube

За месяц до этого президент России Владимир Путин подписал закон, которым вводилась уголовная ответственность за побуждение детей к суициду. В частности, имелась в виду уголовная ответственность за создание в интернете этих «групп смерти». Автором законопроекта была Ирина Яровая. Доведение до самоубийства перешло в категорию тяжких преступлений, которое карается лишением свободы на срок до шести лет. Также в Уголовном кодексе появились новые статьи: "склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства", "организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства".

Похожий законопроект был принят и в Украине, правда пока только в первом чтении, голосование во втором чтении еще ожидается. Депутаты предложили дополнить статью 120 Уголовного кодекса Украины («доведение до самоубийства») упоминанием «групп в социальных сетях, игр, конкурсов, квестов», цель которых — «самоубийство или самокалечение или их имитация». Наказание за подобные преступления предлагают увеличить до 12-15 лет лишения свободы (сейчас 7-10 лет). Законопроект также предлагает сделать уголовным преступлением создание пропагандирующих суицид «групп, игр, квестов и информационных продуктов» (предлагаемый срок заключения — до трех лет) и вовлечение в них несовершеннолетних (от пяти до семи лет).

Нападения школьников

2018 год начался с нападений в российских школах, которые произошли в течение одной недели. 15 января в Перми двое школьников напали на учительницу и детей. Поначалу были сообщения о драке с ножами между школьниками, потом появилась информация о спланированном нападении. Пострадало 15 человек, 12 из них были госпитализированы. По одной из версий причиной нападения стал конфликт между учительницей и нападавшими, по другой — подросткам не понравилось оскорбительное, по их мнению, сообщение во ВКонтакте. По данным связанного с изданием Life телеграмм канала Mash, в одной из групп появился пост: «С Новым 20!8 Годом псы))) люблю вас❤» (отсылка к новому году собаки). Якобы нападавшие решили «отомстить».

19 января девятиклассник из школы в Улан-Удэ ворвался в кабинет русского языка, где шли занятия у семиклассников, поджег класс и принялся наносить удары топором по учительнице и школьникам. Нападавший бил семиклассников по голове, лицу и спине, а одной девочке отрубил пальцы на руке. Затем он ударил себя ножом в грудь и выпрыгнул из окна, намереваясь покончить с собой. Его задержали и обезвредили прибывшие по сигналу тревоги полицейские и пожарные. Мотивы нападения неясны, их выясняет Следственный комитет РФ.

Кабинет после взрыва коктейля Молотова Фото: СК РФ

После двух нападений пресс-служба Ирины Яровой рассказала российскому РБК, что депутат намерена внести в нижнюю палату законопроект, позволяющий оперативнее блокировать информацию, которая представляет опасность для детей или может склонять их к совершению преступлений. Как пишет РБК, сейчас закон устанавливает трехдневный срок для удаления опасного контента. По новому законопроекту, блокировка сможет занимать сутки, в том числе, будут оперативно удаляться и «зеркала» заблокированных сайтов.

Кроме того, Яровая предлагает установить такую форму взаимодействия Роскомнадзора и правоохранительных органов, как незамедлительное уведомление о появлении контента, «побуждающего детей к совершению противоправных действий», представляющих опасность для жизни. По мнению депутата, это даст возможность оперативного выявления преступников.

Колумбайн и АУЕ

За 2017 год в России зафиксировали 12 случаев нападений в школах с холодным и пневматическим оружием. До нападения в Перми и Улан-Удэ, в сентябре 2017 года произошел схожий случай в подмосковной Ивантеевке. Подросток ворвался в кабинет информатики и со словами «Я пришел сюда сдохнуть!» приказал всем школьникам сесть на пол. Он выстрелил в голову учительницы из травматического пистолета, с собой у него было несколько крупных петард и молоток. Школьника быстро обезвредила полиция, кроме учительницы никто серьезно не пострадал.

«Ивантеевский стрелок» хотел повторить события 1999 года, которые произошли в американской школе Колумбайн. Тогда двое подростков — Эрик Харрис и Дилан Клиболд — убили 13 человек, еще несколько десятков ранили, а потом покончили с собой. Одним из мотивов их нападения могли быть издевательства в школе. Во ВКонтакте у школьника из Ивантеевки был псевдоним Mike Klebold, он увлекался темой Колумбайна и состоял в тематических группах, посвященных трагедии. Похожий мотив — увлечение и восхищение расстрелом в Колумбайне — возможен и в случае с нападавшими из Перми. По рассказам знакомых, подростки также интересовались темой Колумбайна, а Харрис и Клиболд «были их кумирами».

Страница «ивантеевского стрелка» во ВКонтакте Скриншот: vk.com

Во ВКонтакте действительно много групп, которые рассказывают о трагедии в Колумбайне, некоторые из них явно симпатизируют стрелкам — Харрису и Клиболду. Участники таких сообществ называют себя «колумбайнерами». В пресс-службе соцсети Громадскому рассказали, что эти группы оперативно блокируются.

«ВКонтакте ужесточил свою политику модерации в отношении насилия в школах. Мы проводим проактивный мониторинг подобных сообществ, внимательно проверяем все поступающие жалобы от пользователей и общественников», — говорится в сообщении пресс-службы ВКонтакте.

Все пользователи и сообщества, по словам пресс-службы, оперативно заблокированы — блокировка занимает не больше часа — «как в рамках собственного мониторинга, так и после обращений госрегуляторов». Но в то же время, во ВКонтакте говорят, что не наблюдают массового ажиотажа вокруг темы насилия. В некоторых группах, посвященных Колумбайну, администраторы специально пишут в описании, что не призывают повторять подобные действия, а группа носит исключительно информационный характер.

Но в случае с нападавшим из Улан-Удэ о Колумбайне речь не идет. Корреспондент «Медузы» Евгений Берг, который приехал в Улан-Удэ на следующий день после нападения, рассказал Громадскому, что в Сосновом Бору (военный городок в Улан-Удэ, где и произошло нападение) больше популярна криминальная субкультура АУЕ («Арестантский уклад един» или «Арестантское уркаганское единство»).

«Романтизация криминального мира там действительно присутствует, — рассказал Берг. — Мои коллеги с ВВС поговорили с подростками, которые им рассказали, что у них есть 20-30 восьмиклассников, они придерживаются некой субкультуры, которую условно можно назвать АУЕ. Есть в школе такая история, что “стреляют” деньги у школьников помладше. Я говорил с одной жительницей, она с 2008 года живет там и она правозащитница. Она рассказала, что там действительно очень сильно влияние людей, которые вышли из исправительных колоний — их там несколько и одна находится по пути из центра Улан-Удэ в этот Сосновый Бор».

Аббревиатура криминального сленга в одном из подъездов в Сосновом Бору Фото предоставлено Евгением Бергом/«Медуза»

Местные жители также рассказали Бергу, что интернет в поселке «дорогой и медленный», а потому школьники не проводят там много времени. А вот общение с полукриминальными личностями у них проходило вживую.

О проблеме АУЕ российские депутаты говорили еще до нападений в школах. В ноябре прошлого года в Госдуму внесли законопроект, запрещающий пропаганду криминальной субкультуры в интернете и средствах массовой информации. Он дает право Роскомнадзору во внесудебном порядке блокировать сайты, контент которых формирует представление о привлекательности криминального образа жизни.

Интернет и самоубийства

По статистике МВД России за 2016 год, главными причинами детских самоубийств остаются неразделенная любовь (30% от общего количества), конфликты в семье (29%) и психические заболевания (10%). Интернет становился причиной самоубийств менее, чем в 1% случаев.

Кандидат психологических наук Лаура Тадтаева считает, что подростки уходят в интернет из-за проблем во внешнем мире, а не наоборот. «Внутри у ребенка накапливается очень много агрессии. Дети не могут выплеснуть ее на родителей, потому что это табуировано, но находят возможность вылить все это на кого-нибудь в интернете», — пишет Тадтаева. И только потом агрессия может выплеснуться в реальном мире, но очень редко первопричиной становится именно интернет, а не, например, проблемы в семье или в школе.

«Я бы не стал говорить, что какие-то зеки заставили этого молодого человека взять “коктейль Молотова”, топор и наброситься на других учеников этой школы, — говорит корреспондент «Медузы» Евгений Берг. — Как мне сказал психиатр-суицидолог Евгений Любов, с которым я говорил по теме синих китов, их группы — это сообщества детей, которых травят и не понимают; они не могут коммуницировать с одноклассниками. Поэтому они сбиваются в такие группки, чтобы чувствовать, что они не одни. Мне кажется, похожая история и с колумбайнерами».

По мнению Берга, вряд ли ситуация в школах приведет к каким-то радикальным запретам в интернете. «У наших властей и так есть возможность закрыть то, что они хотят закрыть», — говорит он.