«Наша главная задача — безопасность пассажиров»: бортпроводница с 30-летним опытом об особенностях работы в небе

Стюардессы в Международном аэропорту «Киев» (Жуляны), 23 мая 2019 года
Стюардессы в Международном аэропорту «Киев» (Жуляны), 23 мая 2019 годаГонтар Владимир/УНИАН

Во время аварии, случившейся с самолетом МАУ в Тегеране, погибли шесть бортпроводников. Самой младшей из них, Марии Микитюк, было 24 года. Стюардесса с 30—летним опытом полетов в небе Инна Радзивилова рассказала об отборе, обучении, работе и ответственности, которая скрывается за улыбкой бортпроводников.

Как стать бортпроводником?

У каждой авиакомпании свои критерии к кандидатам. Начать летать можно с 18 лет или 21 года, в зависимости от требований. Для того, чтобы стать кандидатом на должность бортпроводника, необходимо пройти конкурсный отбор. Среди требований: приятная внешность, ограничения по росту и весу, стрессоустойчивость, знание иностранных языков, хорошая дикция, красивая улыбка, возможность мгновенно принимать решения, организаторские способности, эмпатия, отсутствие татуировок, коммуникабельность. Высшее образование не обязательно, но желательно, чтобы оно было.

Как происходит обучение бортпроводников?

Кандидат на должность бортпроводника должен пройти врачебную летную комиссию. Потом начинается обучение, которое длится примерно месяц. Будущие бортпроводники проходят наземную, теоретическую и практическую подготовку.

В теоретическую часть входит изучение основ авиации, обязанностей бортпроводника, авиационной безопасности, человеческого фактора, порядка действий в обычных, нештатных, аварийных ситуациях, авиационной медицины, санитарных правил, оказания первой помощи, контроля усталости.

Также бортпроводники проходят практическую подготовку по тушению пожаров, спасению пассажиров и членов экипажа на воде, эвакуации из воздушного судна.

После получения сертификата учебного центра, бортпроводников направляют в авиакомпании, где они изучают нормативные документы. Там у них начинается подготовка к стажерским полетам и контрольный рейс с правом допуска к самостоятельным полетам.

Не стоит забывать, что бортпроводники — это лицо страны, это дипломаты, которые общаются с людьми разных вероисповеданий, национальностей. Этому тоже учат.

Как часто бортпроводники проходят повышение квалификации?

Ежегодно все члены кабинного экипажа проходят курс повышения квалификации в учебных центрах. Они выполняют тестовые задания, проходят практические занятия на самолете. Каждые три года члены экипажа проходят повторную подготовку по тушению пожаров, использованию плавательных средств и практические занятия по медицинской помощи.

Какая основная задача бортпроводников?

Контролировать безопасность пассажиров, быть связующим звеном между пассажирами и членами экипажа, обеспечивать сервис и уметь действовать в нештатных, аварийных случаях.

Перед каждым рейсом происходит брифинг, на котором определяют обязанности каждого бортпроводника, происходит контроль внешнего вида и знаний.

Часто у пассажиров случаются сердечные приступы, повышение давления, страх, боязнь перелета. Бортпроводники должны успокоить, оказать психологическую или медицинскую помощь.

Что влияет на «сложность» рейса?

Все ночные рейсы очень сложные. К тому же, если говорить об аэропорте в Тегеране, то следует учитывать горную местность, которая влияет на сложность полета. Поэтому там и был усилен экипаж, то есть увеличено количество членов.

Сколько часов должны отдыхать бортпроводники между рейсами?

В транзитном аэропорту бортпроводники должны отдыхать восемь часов, а в базовом — двенадцать.

Как должны действовать бортпроводники в аварийных ситуациях?

Мы должны оценить ситуацию и с расчетом на секунды принять решение о дальнейших действиях. Этот навык мы отрабатываем в учебных центрах.

Например, в случае разгерметизации мы сразу надеваем кислородную маску, и, когда самолет снижается на безопасную высоту, контролируем состояние членов экипажа, пассажиров на местах, в туалетах.

В самолете есть аварийно-спасательное оборудование для любых ситуаций.

Какое минимальное число бортпроводников должно быть на самолете?

Все зависит от типа самолета. Начиная с 19 пассажиров, обязательно должен быть один бортпроводник. Может быть четыре, пять, шесть. Во время ночных полетов число увеличивается.

Как авиакомпания будет извещать родных экипажа о том, что произошла аварийная ситуация?

Авиакомпания сама будет это решать. У них есть информация из личных летных дел всех членов экипажа. В случае, который произошел в Тегеране, авиакомпания ждала официального подтверждения, поэтому родные узнавали о гибели из новостей.