Не мягкая посадка: как авиакомпанию Ryanair не пустили в Украину

Пока возмущенные украинцы в соцсетях призывают выходить на новый Майдан ввиду несостоятельности правительства Украины и государственного аэропорта «Борисполь» найти общий язык с самым большим лоукостером в мире, премьер—министр Гройсман предложил начать новые переговоры с Ryanair.

Текст:Анастасия Канарева

Пока возмущенные украинцы в соцсетях призывают выходить на новый Майдан ввиду несостоятельности правительства Украины и государственного аэропорта «Борисполь» найти общий язык с самым большим лоукостером в мире, премьер-министр Гройсман предложил начать новые переговоры с Ryanair.

Накануне ирландский перевозчик заявил, что несмотря на начало продажи билетов на 11 рейсов, он отменяет свое решение о приходе в Украину. В ответ Гройсман делегировал представителей Министерства инфраструктуры и офис по привлечению инвестиций для новых переговоров.

Между тем украинцы продолжали оживленно обсуждать прошедшие переговоры с лоукостером, известным не только своим наибольшим пассажиропотоком, но и тем, что официально заявлял, что заставлял бы клиентов платить за туалеты, если бы это было возможно.

На фоне этих дебатов премьер-министр Гройсман также призвал НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины – ред.) и Антимонопольный комитет расследовать обстоятельства, при которых проходил первый, провальный раунд переговоров.

Вход на украинский авиарынок мирового лидера бюджетных авиаперевозок стал едва ли не наибольшим ожиданием украинском, которые летают за границу, после введения безвизового режима с Евросоюзом. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, переговоры с Ryanair продолжались пять лет, но реальные перспективы появились только в феврале 2016-го.

15 марта 2017 года на совместной пресс-конференции Министерство инфраструктуры и руководство ирландской авиакомпании анонсировали первые перелеты из Киева и Львова уже осенью.

Из Киева Ryanair планировал летать по четырем направлениям: Эйндховен (Нидерланды), Лондон, Манчестер (Великобритания) и Стокгольм (Швеция).

Из Львова –по семи направлениям: Эйндховен (Нидерланды), Берлин, Мемминген (Германия), Краков, Вроцлав (Польша), Будапешт (Венгрия), Лондон(Великобритания).

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян (справа) и коммерческий директор компании Ryanair Дэвид О'Брайан во время совместной пресс-конференции в Киеве 15 марта ФОТО: Владимир Гонтарь / УНИАН

Только бизнес. Ничего личного

Если согласовать вопрос с аэропортом Львова и подписать базовое соглашение лоукостеруудалось, с «Борисполем», абсолютную монополию на который имеет МАУ (Международные авиалинии Украины– ред.) как базовая авиакомпания, началась конфронтация.

Ирландцы выдвинули ряд жестких требований к главному украинскому аэропорту – от сверхбыстрого, как для Украины, обслуживания воздушных судов до больших скидок по авиасборам.

Так, Ryanair попросил ввести для себя единую ставку аэропортового сбора на пассажира в размере 7,5 долларов, независимо от заполнения рейсов, 35% доходов duty free, четко определенные места стоянок для своих самолетов, а также пакет бесплатных услуг со стороны аэропорта – аэронавигацию, стойки регистрации, парковки такси, рекламные площади, аренда частей терминала, систему приема багажа, авиакассы, землю под строительство гостиницы. Вместо этого Ryanair обещал привезти в аэропорт дополнительно 150 тыс. пассажиров.

В Министерстве инфраструктуры согласились: авиаперевозки – это бизнес, а цель бизнеса – зарабатывать. Поэтому всячески побуждали руководство аэропортов «Борисполь» и «Киев» к переговорам с Ryanair относительно согласования выдвинутых требований.

«Именно поэтому Ryanair – крупнейший и самый дешевый перевозчик Европы, потому что везде выбивает максимальные условия для себя (...) Львов подписал базовое соглашение, все счастливы. Это же закон переговоров: каждая сторона, условно, пишет по 3 пункта, которые являются обязательными, и еще по 7, от которых можно отказаться в процессе переговоров», – написал Омелян в Facebook.

Специалисты по авиационному праву, в частности Андрей Гук и Александр Кава, утверждают: условия Ryanair не только не нарушали украинские законы, но и не были ультимативными. Речь здесь идет о нормальном переговорном процессе между двумя бизнес-структурами, который руководство «Борисполя» направило в эмоциональную плоскость.

По мнению экспертов, условия Ryanair не только не нарушали украинские законы, но и не были ультимативными Фото: EPA / ARMANDO BABANI

Как авиакомпания МАУ обиделась на министра Омеляна

Сама возможность предоставления преимуществ для Ryanair не на шутку расстроила МАУ. Авиакомпания, совладельцем которой является олигарх Игорь Коломойский, даже официально возмутилась той поддержкой, которую Министерство инфраструктуры оказывало лоукостеру Ryanair и обвинила министра Омеляна в лоббизме и злоупотреблении служебным положением.

В период с 2013 до 2016 года единственной привилегированной авиакомпанией в аэропорту «Борисполь» была МАУ – только она получала большие скидки на аэропортовые сборы без убедительного экономического обоснования. Об этом стало известно из отчета Антимонопольного комитета, опубликованного 14 июня этого года.

Конфронтация с аэропортом «Борисполь» у Ryanair началась из-за абсолютной монополии МАУ в нем, как базовой авиакомпании Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН

Право на полет

Еще до того, как руководство «Борисполя» и «Киева» отказалось хотя бы частично принять условия Ryanair, стало понятно, что приход ирландцев на украинский рынок авиаперевозок НЕ БУДЕТ гладким.

28 апреля 2017 года внезапно МАУ получила от Государственной авиаслужбы право на осуществление полетов по тем же направлениям, которые ранее анонсировали ирландцы – Стокгольм, Манчестер, Эйндховен. В случае со Швецией проблем не возникло бы – между странами может летать неограниченное количество авиакомпаний с любой частотой. МАУ и Ryanair конкурировали бы только за пассажиров, предлагая им более выгодные цены и лучший сервис.

А вот, например, соглашение с Нидерландами позволяет только одной авиакомпании из Украины осуществлять полеты в голландские города. То есть, уже весной было понятно, что в случае появления соответствующего рейса МАУ, Ryanair из Украины в Нидерланды не будут летать.

Украина пока не имеет подписанного соглашения об открытом небе с ЕС, которое бы позволила значительно увеличить количество перевозчиков и расширить направления. Сейчас эти вопросы регулируются соглашениями, которые Украина подписывает с каждой конкретной страной. Государственная авиационная служба по своим полномочиям дает право на осуществление полетов по определенным направлениям украинским перевозчикам. Таким образом, именно они летают по направлениям, где существуют определенные ограничения, регулируемые межгосударственными соглашениями, например, как в случае с Нидерландами.

Громадское обратилось с официальным запросом в пресс-службу аэропорта «Борисполь» относительно условий контракта и преференций, которыми пользуется МАУ как базовая авиакомпания в настоящее время. Об этом – в последующих материалах на сайте уже скоро.

Настаивая на своих условиях, Ryanair обещал привезти в аэропорт «Борисполь» дополнительно 150 тысяч пассажиров Фото: Вячеслав Ратинский / Громадское